Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 6 октября 2015 г. N 50-Т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1) Заказчика - Муниципального предприятия г.Абакана "Водоканал" (далее - МП г.Абакана "Водоканал"):
- "_", по доверенности от 12.01.2015 года N 8,
2) Заявителя - Индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"), на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (серия 19 N 000921889),
рассмотрев жалобу N 50-Т ИП "_" на действия заказчика -МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (закупка N 31502748044 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.20106 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.09.2015 года входящий N 5332 поступила жалоба ИП "_" на действия заказчика -МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (закупка N 31502748044 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчик по результатам запроса предложений заключает договор на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 не с единственным участником закупки - ИП "_", а с ООО "Аквариус", не являющимся участником запроса предложений.
Заявитель просит приостановить заключение договора на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 с ООО "Аквариус", обязать заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" заключить данный договор с ИП "_", а также привлечь виновное должностное лицо заказчика к административной ответственности.
Присутствующий на рассмотрении жалобы ИП "_" поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил признать жалобу обоснованной.
В адрес Хакасского УФАС России 01.10.2015 г. поступил пакет документов от заказчика - МП г.Абакана "Водоканал", в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.
11.09.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком - МП г. Абакана "Водоканал" размещено извещение о проведении закупки в форме запроса предложений с целью заключения договора на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40.
На участие в закупке поступила одна заявка от ИП "_". Заявок об участии в закупке от иных лиц в адрес МП г. Абакана "Водоканал" не поступало.
18.09.2015 г. в адрес МП г.Абакана "Водоканал" от ООО "Аквариус" поступило коммерческое предложение на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 115/30. Сумма предложения составила 83 779, 20 руб.
В соответствии с пунктом 11.11 Положения о закупке товаров, работ, услуг МП г.Абакана "Водоканал" в случае, если на участие в запросе предложений не поступило ни одной заявки, принято решение об отказе в допуске всех участников закупки или предложение только одного участника соответствовало запросу предложений, запрос предложений признается несостоявшимся. При этом, заказчик вправе принять решение о прямой закупке, назначить проведение повторной закупочной процедуры либо отказаться от закупки с последующим ее исключением из Плана закупок.
Поскольку на участие в закупке поступила только одна заявка, закупочной комиссией было принято решение о признании закупки способом запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 несостоявшейся и провести прямую закупку.
Так как на момент подведения итогов имелось два предложения, оба были рассмотрены и в качестве Поставщика выбрано ООО "Аквариус", предложившее меньшую цену.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика также добавил, что действия заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" являются законными, не противоречившими Положению о закупке товаров, работ, услуг МП г.Абакана "Водоканал", в связи с чем, просил признать жалобу необоснованной.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
МП г.Абакана "Водоканал" является субъектом естественных монополий и включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Регистрационный номер 19.В.3. Приказ от 20.03.2015 г. N 434-э).
24.06.2015 г. директором МП г.Абакана "Водоканал" "_" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал" (далее - Положение о закупке заказчика).
Положение о закупке заказчика (с изменениями от 24.06.2015 г.) размещено на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 29.06.2015 г.
Таким образом, запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (закупка N 31502748044) проводится в соответствии с Положением о закупке заказчика и Законом о закупках.
Данная жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы N 50-Т ИП "_" комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
Положением о закупке заказчика предусмотрены различные способы закупок, одним из которых является запрос предложений (глава 11 Положения о закупке заказчика).
11.09.2015 г. заказчиком - МП г.Абакан "Водоканал" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (закупка N 31502748044).
Документация о закупке (запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40) утверждена 11.09.2015 г. директором МП г.Абакана "Водоканал" "_".
Начальная (максимальная) цена договора составляет 95 003, 16 руб.
Согласно протокола заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в закупке способом запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 от 22.09.2015 г. (далее - Протокол N 1), в пределах срока подачи заявок поступила одна заявка - от ИП "_", что является основанием для признания закупки несостоявшейся.
Протоколом заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в закупке способом запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 от 22.09.2015 г. (далее - Протокол N 2) установлено, что закупочная комиссия рассмотрела конверт с единственной заявкой и приняла решение признать заявку ИП "_" на участие в закупке соответствующей требованиям документации о закупке, допустить ИП "_" к участию в закупке и признать его участником закупки N 1.
В Протоколе закупочной комиссии по итогам закупки способом запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 от 22.09.2015 г. (далее - Протокол N 3) указано следующее:
ПОВЕСТКА ДНЯ: Принятие решения по итогам закупки способом запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40.
Поскольку закупка признана несостоявшейся, в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг МП г.Абакана "Водоканал" и документацией о закупке МП "Водоканал" вправе принять решение о прямой закупке, назначить проведение повторной закупочной процедуры либо отказаться от закупки с последующим ее исключением из Плана закупок.
На 22.09.2015 г. у МП г.Абакана "Водоканал" имеется два предложения:
1. ООО "Аквариус"- сумма 83 779,20 руб. с учетом НДС.
2. ИП "_" - сумма 84 380,00 руб. с учетом НДС.
Решение Закупочной комиссии (принято единогласно):
1. Выбрать способ закупки по поставке скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 - прямая закупка.
2. Заключить договор на приобретение скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 с ООО "Аквариус" на условиях, указанных в коммерческом предложении.
В коммерческом предложении ООО "Аквариус" от 18.09.2015 г. указано:
N |
Наименование |
Кол-во |
Ед.изм. |
Ст-ть за ед. |
Сумма, руб. |
1 |
Скорлупа СкППУ-64/30-ФС (фольгир. ст.пласт.) (1-м.) (упак. 30шт.) |
283 |
шт. |
187,20 |
52 977,60 |
2 |
Скорлупа СкППУ-115/30-ФС (фольгир. ст.пласт.) (1-м.) |
93 |
шт. |
331,20 |
30 801,60 |
Сумма предложения: |
83 799,20 |
То есть, ООО "Аквариус" предлагает к поставке скорлупу ППУ 115/30, а не скорлупу ППУ 114/40, как требовалось заказчику. При этом, комиссия не установила факт несоответствия предложения ООО "Аквариус" требованиям, установленным в запросе предложений.
24.09.2015 г. заказчик - МП г.Абакана "Водоканал" заключает договор поставки скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 N 590 с ООО "Аквариус" на сумму 83 779,20 рублей.
Сведения о заключенном договоре размещены заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru во вкладке "Документы закупки", "Сведения о договоре" по закупке N 31502748044).
29.09.2015 г. сведения о договоре от 24.09.2015 г. N 590 размещены в реестре договоров (N 51901037777150000790000 от 24.09.2015), при этом способ закупки указан: "иной, предусмотренный правовым актом заказчика, указанным в части 1 статьи 2 Федерального закона".
Согласно товарной накладной N 8802 от 28.09.2015 г., по договору от 24.09.2015 г. N 590, ООО "Аквариус" поставил, а заказчик МП г.Абакана "Водоканал" принял следующий товар: скорлупу ППУ 64/30 в количестве 283шт. и скорлупу ППУ 115/30 в количестве 93шт., что не соответствует условиям заключенного договора.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора, проанализировав Положение о закупке заказчика, документацию о закупке (запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40), заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 11.11 главы 11 Положения о закупке заказчика, в случае если на участие в запросе предложений не поступило ни одной заявки, принято решение об отказе в допуске всех участников закупки или предложение только одного участника соответствовало запросу предложений, запрос предложений признается несостоявшимся. При этом Заказчик вправе принять решение о прямой закупке, назначить проведение повторной закупочной процедуры либо отказаться от закупки с последующим ее исключением из Плана закупок.
Главой 13 Положения о закупке заказчика установлено:
13.1. При проведении прямых закупок Заказчик заключает договор с Поставщиком без проведения процедур привлечения и сопоставления предложений других Поставщиков.
13.2. Решение о проведении прямой закупки может приниматься в случаях, определенных пунктом 6.6 раздела 6 настоящего Положения.
Подпунктом 23 пункта 6.6 раздела 6 Положения о закупке заказчика предусмотрен случай проведения прямой закупки в случае, если ранее проведенная закупка признана несостоявшейся.
Пунктами 11.5, 13.1 документации о закупке (запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40) предусмотрено:
11.5. В случае если на участие в закупке не подана ни одна заявка либо подана одна заявка, закупка признается несостоявшейся, при этом процедура рассмотрения заявок не проводится.
13.1. В закупке могут участвовать только заявители, признанные участниками закупки.
Как следует из Протокола N 1, до окончания срока подачи заявок поступила одна заявка - от ИП "_". Закупка способом запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 признана несостоявшейся.
В нарушение пункта 11.5 документации о закупке, закупочная комиссия заказчика провела процедуру рассмотрения заявки единственного участника, по результатам которой оформила Протокол N 2.
В нарушение пункта 13.1 документации о закупке, закупочная комиссия заказчика при принятии решения по итогам закупки способом запрос предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (как указано в "повестке дня" Протокола N 3) указала предложение ООО "Аквариус", которое не являлось участником закупки.
Закупочная комиссия превысила свои полномочия, приняв решение о прямой закупке скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40, поскольку такое решение, в силу пункта 11.11 главы 11 Положения о закупке заказчика, принимает непосредственно заказчик - МП г.Абакана "Водоканал". Следовательно, члены закупочной комиссии нарушили пункт 11.11 главы 11 Положения о закупках заказчика.
Кроме того, в нарушение пункта 13.1 главы 13 Положения о закупке заказчика, закупочная комиссия заказчика сопоставляла предложение ООО "Аквариус" с предложением ИП "_", поскольку при прямой закупке договор с поставщиком заключается без проведения процедур привлечения и сопоставления предложений других Поставщиков.
Таким образом, согласно Положения о закупке заказчика, принятие решения о прямой закупке (которая является отдельной закупочной процедурой) и выбор поставщика (без проведения процедур привлечения и сопоставления нескольких предложений) осуществляется заказчиком самостоятельно.
Закупочная процедура (запрос предложений), в случае поступления единственной заявки, признается несостоявшейся и на этапе вскрытия конвертов завершается (пункт 11.5 документации о закупке).
На основании вышеизложенного, довод заявителя о заключении договора на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 в нарушение действующего законодательства с ООО "Аквариус", не являющимся участником запроса предложений, в ходе рассмотрения жалобы подтвердился, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Согласно пункта 11.6 главы 11 Положения о закупке заказчика, закупочная комиссия рассматривает окончательные предложения на предмет соответствия запросу предложений. Предложения, соответствующие запросу, оцениваются и сопоставляются для определения победителя в соответствии с процедурами и критериями, изложенными в документации о закупке.
В нарушение пункта 11.6 главы 11 Положения о закупке заказчика, закупочная комиссия заказчика неправомерно рассмотрела заявку ООО "Аквариус", так как предложение участника не соответствовало требованиям, установленным в запросе предложений (заказчику к поставке требовалась скорлупа ППУ 114/40, участником к поставке предложена скорлупа ППУ 115/30).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Комиссией антимонопольного органа решено предписание об устранении выявленных нарушений заказчику - МП г.Абакана "Водоканал" и его закупочной комиссии не выдавать, так как заказчиком 24.09.2015 г. заключен договор поставки скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 N 590 с ООО "Аквариус".
Вместе с тем, комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что допущенные нарушения, как со стороны заказчика, так и со стороны закупочной комиссии, не соответствуют целям Закона о закупках: расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также не отвечают антимонопольным требованиям к торгам, установленным Федеральным законом от 26.07.20106 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями Закона о закупках, частями 1, 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия решила:
1. Признать жалобу N 50-Т ИП "_" на действия заказчика -МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40 (закупка N 31502748044 на официальном сайте www.zak.upki.gov.ru) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" нарушившей пункты 11.6, 11.11 главы 11, пункт 13.1 главы 13 Положения о закупке заказчика, пункты 11.5 и 13.1 документации о закупке.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений заказчику - МП г.Абакана "Водоканал" и его закупочной комиссии не выдавать, поскольку заказчиком заключен договор на поставку скорлупы ППУ 64/30; ППУ 114/40.
4. Передать материалы по жалобе в отдел антимонопольного законодательства и рекламы для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова А.В. Лунёва А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 6 октября 2015 г. N 50-Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016