Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 344-15-14 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "18" ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" ноября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела N 344-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: Харченко О.П. - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела; члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля закупок, Т.Э. Жукова - заместитель начальника отдела контроля закупок, рассмотрев дело N 344-15-14 по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Советского района", Главным управлением образования администрации города Красноярска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании образовательным учреждениям Советского района города Красноярска заключения контракта на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры города Красноярска о проведении проверки действий МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Советского района" и территориального отдела главного управления образования администрации города Красноярска по Советскому району при организации закупки на поставку хлебобулочных изделий в образовательные учреждения Советского района города Красноярска с единственным поставщиком на второе полугодие 2014 года.
Приказом Красноярского УФАС России от 23.10.2014 N 611 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 344-15-14 по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Советского района" (далее - МКУ "ЦБУО Советского района"), Главным управлением образования администрации города Красноярска (далее - Главное управление образования) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции Определением о назначении дела N 344-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 23.10.2014 N 20121 в качестве заявителя по делу привлечено ООО Производственно-коммерческая фирма "Красноярье" (далее - ООО ПКФ "Красноярье"), ООО Дом хлеба "ДиХлеб" привлечено к участию в рассмотрении дела N 344-15-14 в качестве заинтересованного лица.
В ходе рассмотрения Красноярским УФАС России представленных материалов, а также анализа полученной информации, было установлено следующее.
Прокуратурой города Красноярска рассмотрено обращение директора ООО ПКФ "Красноярье" о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при заключении контрактов на поставку хлебобулочных изделий в образовательные учреждения Советского района города Красноярска.
В ходе указанной проверки Прокуратурой города Красноярска установлено, что муниципальными образовательными учреждениями Советского района города Красноярск в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заключены муниципальные контракты на поставку хлебобулочных изделий во втором полугодие 2014 года с единственным поставщиком ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
Из объяснений руководителей образовательных учреждений (заведующая МБДОУ "Детский сад N200" ФИО, заведующая МБДОУ "Детский сад N186" ФИО, заведующая МБДОУ "Детский сад N200") следует, что контракт на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб" заключен учреждением по указанию сотрудников МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Советского района".
Согласно объяснению директора МКУ "ЦБУО Советского района" ФИО в адрес учреждения поступило письмо за подписью ФИО - главного специалиста территориального отдела главного управления образования администрации города Красноярска по Советскому району о заключении контрактов на поставку хлебобулочных изделий образовательным учреждениям Советского района с ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
В свою очередь территориальным отделом главного управления образования администрации города Красноярска по Советскому району получены коммерческие предложения ООО Дом хлеба "ДиХлеб", ООО ПКФ "Красноярье" о готовности осуществления поставки хлебобулочных изделий для детских дошкольных образовательных учреждений Советского района города Красноярск во втором полугодии 2014 года.
На коммерческом предложении ООО Дом хлеба "ДиХлеб" имеется резолюция главного специалиста территориального отдела главного управления образования администрации города по Советскому району - ФИО адресованная директору МКУ "ЦБУО Советского района" ФИО о необходимости заключения указанных выше контрактов с ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
Согласно реестру контрактов, представленному МКУ "ЦБУО Советского района", муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Советского района города Красноярск заключены контракты на поставку хлебобулочных изделий во втором полугодии с единственным поставщиком - ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
Таким образом, МКУ "ЦБУО Советского района" и территориальным отделом главного управления образования администрации города Красноярска по Советскому району при организации закупки на поставку хлебобулочных изделий в образовательные учреждения Советского района города Красноярска необоснованно навязан контрагент для заключения муниципальных контрактов на поставку определенного товара.
Исследовав указанные выше обстоятельства, представленные материалы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком - государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
В силу положений уставов муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, а также с учетом норм Закона о контрактной системе муниципальные образовательные учреждения являются самостоятельными заказчиками.
Таким образом, муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения вправе осуществлять закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. Согласно представленному МКУ "ЦБУО Советского района" реестру контрактов на поставку хлебобулочных изделий во втором полугодии, заключенных муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Советского района города Красноярск с ООО Дом хлеба "ДиХлеб", сумма каждого контракта не превышает четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с Уставом МКУ "ЦБУО Советского района" учреждение создано в целях организации планирования показателей деятельности, ведения бухгалтерского и налогового учета муниципальных бюджетных и муниципальных автономных образовательных учреждениях на договорных началах, контроль за исполнением бюджетных смет муниципальных казенных учреждений, выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных образовательных учреждений, находящихся в Советском районе города Красноярска.
Согласно пояснениям, представленным представителем МКУ "ЦБУО Советского района" ФИО (доверенность от 17.11.2014) в ходе рассмотрения дела N 344-15-14, учреждение при работе с муниципальными образовательными учреждениями оказывает им организационно-методическую помощь и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность учреждений.
В отношении МКУ "ЦБУО Советского района" Главное управление образования является органом, координирующим деятельность и главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 10 Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 N 56-р "Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска", в структуру Главного управления образования входят территориальные отделы главного управления образования администрации города по соответствующему району города, являющиеся подразделениями Главного управления образования.
Таким образом, лицом, в действиях которого обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства является Главное управление образования.
Согласно положению о территориальном отделе главного управления образования администрации города по Советскому району города от 09.01.2014 на территориальный отдел возложены функции, в том числе:
координация вопросов планирования бюджет муниципальных учреждений на предстоящий период, передвижения средств по статьям учреждений (п. 28);
ведение реестра закупок муниципальных учреждений (п. 29);
обеспечения контроля за своевременным и оперативным использованием поступившего финансирования на лицевые счета получателей бюджетных средств (п. 31);
координация и контроль деятельности Централизованных бухгалтерий учреждений образования в районе города (п.32);
рассмотрение и согласование отчетов муниципальных бюджетных и казенных учреждений о результатах деятельности, об использовании финансовых средств имущества (п. 36);
организация и осуществление ведомственного финансового контроля за соблюдением муниципальными учреждениями результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, а также условий, установленных при их предоставлении.
Начальник территориального отдела несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел функций (п. 7).
Согласно пояснениям представителя Главного управления образования ФИО (доверенность от 10.11.2014 N) в рамках рассмотрения дела N 344-15-14 управлением была проведена работа по изучению уровня цен на хлебобулочные изделия, путем обращения в адрес ООО Дом хлеба "ДиХлеб" и ООО "ПКФ "Красноярье" в телефонном режиме о направлении своих коммерческих предложений.
Коммерческое предложение ООО "ПКФ "Красноярье" содержит сведения о цене хлебобулочных изделий, содержащих в своем составе йод, согласно предложению ООО Дом хлеба "ДиХлеб" его хлебная продукция не содержит указанного компонента в составе, что повлияло на разницу в стоимости хлебобулочных изделий данных организаций (цены ООО Дом хлеба "ДиХлеб" ниже цен ООО "ПКФ "Красноярье").
В связи с тем обстоятельством, что Главное управление образования уведомлений о требованиях к поставляемой продукции не направляло, не опубликовывало, нельзя сделать вывод о том, что ООО Дом хлеба "ДиХлеб" была предложена наиболее низкая цена на поставляемую продукцию, поскольку продукция ООО Дом хлеба "ДиХлеб" и ООО "ПКФ "Красноярье" различается по своей структуре и химическому составу.
Вместе с тем, главным специалистом территориального отдела главного управления образования администрации города по Советскому району ФИО выбрано коммерческое предложение ООО Дом хлеба "ДиХлеб", и в адрес МКУ "ЦБУО Советского района" направлена рекомендация о заключении контракта на поставку хлебобулочных изделий образовательными учреждениями с ООО "Дом Хлеба "ДиХлеб".
В рамках возложенных на территориальный отдел главного управления полномочий, главный специалист территориального отдела главного управления образования администрации города по Советскому району, в соответствии с должностной инструкцией, осуществляет следующие функции:
координация вопросов планирования бюджета муниципальных учреждений на этапах формирования плана социально-экономического развития на предстоящий период и проекта бюджета на предстоящий период, передвижения денежных средств по статьям учреждений;
ведение реестра закупок учреждений на территории Советского района;
обеспечение контроля за своевременным и оперативным использованием поступившего финансирования на лицевые счета получателей бюджетных средств;
координация деятельности муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия района" по вопросам, входящим в компетенцию деятельности отдела;
организация и осуществление ведомственного финансового контроля;
подготовка информационных и справочных материалов по экономическим вопросам, входящим в компетенцию отдела.
При осуществлении своих функций главный специалист имеет право:
запрашивать необходимую документы и информацию;
подготавливать и представлять предложения, докладные записки начальнику отдела;
разрабатывать методические материалы.
Согласно пояснениям представителя Главного управления образования ФИО (доверенность от 10.11.2014 N) в рамках рассмотрения дела N 344-15-14 управлением было проведено совещание с директорами муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Советского района города Красноярска о заключении контрактов на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб", поскольку указанный хозяйствующий субъект предлагает наиболее выгодные условия поставки.
Учитывая то обстоятельство, что запросов коммерческих предложений Главным управлением образования не делалось, анализ выбора поставщиков проведен из двух разных коммерческих предложений, Комиссия считает необоснованным выбор поставщика - ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
Анализ реестра контрактов, заключенных муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями Советского района города Красноярска также свидетельствует о предварительном указании на заключение такими учреждениями муниципальных контрактов только с ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
В связи с изложенным, Главным управлением образования не обоснованно предложено муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям Советского района города Красноярска заключит контракты на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом Хлеба "ДиХлеб".
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей на момент издания Постановления Правительства Красноярского края от 29.07.2010 N 422-п, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно объяснениям директора МКУ "ЦБУО Советского района" ФИО от 29.09.2014 в адрес учреждения поступило письмо из территориального отдела главного управления образования администрации города по Советскому району за подписью ФИО о заключении контрактов на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб", после чего учреждение преступило к подготовки проектов контрактов для каждого муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Советского района города Красноярска. После подготовки проектов контрактов директора указанных учреждений были приглашены для их подписания.
Учитывая изложенное, действия МКУ "ЦБУО Советского района" по подготовки проектов контрактов на поставку хлебобулочных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Советского района города Красноярска направлены на осуществление правовой помощи образовательным учреждениям по составлению соответствующих контрактов, что не нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Действиями должностных лиц территориального отдела главного управления образования администрации города по Советскому району города Красноярска по незаконной централизации закупки хлебобулочных изделий для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Советского района города Красноярска нарушены запреты, установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привели к ограничению конкуренции на товарном рынке по поставке соответствующего товара, необоснованному оказанию преимущества одному хозяйствующему субъекту.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Главное управление образования администрации города Красноярска является юридическим лицом и осуществляет деятельность на основании Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города Красноярска от 20.02.2014 N 56-р, которым территориальный отдел главного управления образования администрации города по Советскому району города Красноярска входит в структуру Главного управления образования.
Таким образом, действия Главного управления образования по определению контрагента для заключения контрактов на поставку хлебобулочных изделий образовательными учреждениями Советского района города Красноярска нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с тем обстоятельством, что на момент принятия решения по делу N 344-15-14 контракты на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Советского района города Красноярска заключены с ООО Дом хлеба "ДиХлеб", Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи Главному управлению образования обязательного для исполнения предписания об устранении установленных нарушений антимонопольного законодательства.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела N 344-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать Главное управление образования администрации города Красноярска нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с навязыванием образовательным учреждениям Советского района города Красноярска заключения контракта на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб".
В связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Советского района" нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу N 344-15-14 в отношении учреждения прекратить.
В связи с заключением контрактов образовательными учреждениями Советского района города Красноярска на поставку хлебобулочных изделий с ООО Дом хлеба "ДиХлеб" предписание не выдавать.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
Т.Э. Жукова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 344-15-14 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016