Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 34-15-15 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "27" апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "13" мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля закупок, Т.Э. Жукова, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 34-15-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", допущенного Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска и выразившегося в передаче муниципального имущества - объекта холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул., в пользование ООО "КрасКом" как бесхозяйного объекта централизованной системы холодного водоснабжения, а также допущенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и выразившегося в бездействии в отношении указанного муниципального имущества и непроведении торгов о передаче его (имущество) в пользование, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Центрального района города Красноярска о проведении проверки законности передачи в эксплуатацию ООО "КрасКом" 316 объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Красноярска в качестве бесхозяйного имущества.
Приказом Красноярского УФАС России от 13.02.2015 N 62 "О возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 34-15-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 25), Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 75).
В соответствии с частью 13 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Определением о назначении дела N 34-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.02.2015 N 2813 в качестве ответчиков привлечены Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Прокуратура Центрального района города Красноярска привлечена к участию в рассмотрении дела N 34-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя.
В ходе рассмотрения дела N 34-14-14 установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с передаточным актом бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения от 31.10.2013 Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска переданы в эксплуатацию ООО "КрасКом" 316 бесхозяйных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Красноярска.
Передача объектов по указанному акту осуществлена в соответствии с положениями части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Положением о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 N 84-р.
Согласно Закону о водоснабжении и водоотведении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона 416-ФЗ, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Постановлением администрации города Красноярска от 12.08.2013 N 393 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения и установления зоны ее деятельности" ООО "КрасКом" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Красноярск.
Таким образом, выявленные бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение муниципального образования город Красноярск, переданы в эксплуатацию ООО "КрасКом" посредством подписания передаточного акта в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно акту бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения от 31.10.2013 передаваемым объектом под номером 226 является - объект холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, объект водоотведения 150 мм/107,1 м, расположенный по адресу:.
Прокуратурой Центрального района города Красноярска в материалах обращения была представлена выписки из реестра муниципальной собственности города Красноярска, согласно которой сети водопровода, расположенные в городе Красноярске от ВК сущ. до жилого дома по ул., протяженностью 21 м., включены в реестр под номером и право собственности зарегистрировано в надлежащем порядке (свидетельство N от).
Таким образом, указанный объект недвижимости с 10.04.2013 является муниципальной собственностью, однако Департаментом городского хозяйства города Красноярска он передан 31.10.2013 в эксплуатацию ООО "КрасКом" как бесхозяйный объект.
На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Порядок взаимодействия органов администрации города по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества в городе Красноярске и оформлению на него права муниципальной собственности утвержден Распоряжением администрации города Красноярска от 25.05.2011 N 510-ж "Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности" (далее - Регламент).
На основании пункта 2.1 Регламента Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города осуществляет следующие действия:
проверяет наличие (отсутствие) Объекта в Реестре муниципальной собственности (далее - РМС), при наличии объекта в РМС - зарегистрировано ли на него право муниципальной собственности;
устанавливает факт отсутствия (наличия) объекта в Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества";
в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества" направляет копии заявления с сопроводительным письмом в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска для составления акта технического состояния Объекта Межведомственной комиссией с заключением о технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности или объектами гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города, теплосетевых организаций или единой теплоснабжающей организации для централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, организации, осуществляющей эксплуатацию объектов электроэнергетики (далее - Организация), а также заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность;
уведомляет заявителя о результатах рассмотрения заявления;
в случае целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность осуществляет техническую инвентаризации Объекта (при ее отсутствии);
для подтверждения факта выявления бесхозяйной вещи направляет запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;
в случае подтверждения отсутствия собственника Объекта обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия Объекта на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно пункту 2.2 Регламента Департамент городского хозяйства администрации города осуществляет следующие действия:
направляет запрос в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города о наличии (отсутствии) Объекта в РМС, в Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества";
в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества" направляет соответствующие запросы в Организации о наличии технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности или объектами Организации;
направляет в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города акт технического состояния Объекта, составленный Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность, заключение о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность либо в собственность Организации, а также копию заявления для осуществления дальнейших действий по принятию Объекта на учет в качестве бесхозяйного;
передает на обслуживание Объект Организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пояснениям Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска департамент не располагал сведениями о зарегистрированном праве муниципальной собственности на объект - объект холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенный по адресу:. Таким образом, были организованы мероприятия по комплексному обследованию сетей водоснабжения по ул.
По результатам обследования Межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность составлен акт технического состояния объекта по адресу: от 25.09.2013 с заключением о технологической связанности сетей водоснабжения (объекта холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул.) с объектами инженерно-технического обеспечения, ранее переданных в пользование ООО "КрасКом".
Поскольку Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска является уполномоченным органом администрации города Красноярска на передачу гарантирующей организации в эксплуатацию объектов водоснабжения/водоотведения, руководствуясь частью 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении объект холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул., был передан департаментом передаточным актом от 31.10.2013 в составе перечня бесхозяйных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию ООО "КрасКом".
Кроме того, Регламент предполагает передачу Объекта Организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно акут технического состояния объекта по адресу: ул. от 25.09.2013 объект холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул., технологически связан с объектами инженерно-технического обеспечения уже имеющимися в договорах аренды на совокупность имущества казны - договор аренды от 05.07.2006 N с ООО "КрасКом".
Передача по передаточному акту бесхозяйных объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующей организации до момента признания на такие объекты права муниципальной собственности (или) до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством), является одним из способов реализации полномочий органа местного самоуправления по организации обеспечения водоснабжения/канализования потребителей муниципального образования в соответствии с положениями статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Определение хозяйствующего субъекта в качестве гарантирующей организации для соответствующих систем (водоснабжения/водоотведения) создает обязанность последней по принятию в эксплуатацию бесхозяйных объектов до момента признания на такие объекты права муниципальной собственности (или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством).
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает создание дискриминационных условий.
Под дискриминационными условиями в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. Под товаром - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Учитывая изложенные обстоятельства, действия Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска по передаче объекта холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул., в пользование ООО "КрасКом" как бесхозяйного объекта централизованной системы холодного водоснабжения, не привели к получению обществом преимущественных условий в получении муниципального имущества в пользование, поскольку рассматриваемый объект инженерной инфраструктуры технологически связан с объектами, ранее переданными ООО "КрасКом" в пользование по договору аренды, и подлежит передаче в порядке части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В силу пунктов 3.25, 3.29 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, уполномоченным органом по управлению городским имуществом и землями является Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно Закону о защите конкуренции заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (инженерной инфраструктуры) может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В связи с тем обстоятельством, что объект холодного водоснабжения 100 мм/21 м, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул., в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технологически связан с объектами инженерно-технического обеспечения, ранее переданными в пользования специализированной организации города (ООО "КрасКом"), проведение специальных конкурсных процедур не требуется.
Учитывая изложенное, отсутствуют фактические обстоятельства бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, связанного с непроведением торгов о передаче рассматриваемого объекта муниципальной собственности в пользование.
В связи с приведенными обстоятельствами в действиях Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не установлено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела N 34-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
В связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска по передаче муниципального имущества - объекта холодного водоснабжения 100 мм/21,0 м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул., в пользование ООО "КрасКом" как бесхозяйного объекта централизованной системы холодного водоснабжения, и бездействии Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в отношении указанного муниципального имущества и непроведении торгов о передаче его (имущество) в пользование, нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", производство по делу N 34-15-15 прекратить.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
Т.Э. Жукова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 34-15-15 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016