Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 47-10-15 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "22" апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Н. Мосина, начальник отдела естественных монополий, Т.Э. Жукова, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 47-10-15 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении сроков выдачи технических условий в связи с необходимостью переоформления документов о технологическом присоединении по заявлению АО "Красноярская региональная энергетическая компания" от N, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КРЭК") на действия открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири"), выразившиеся в нарушении сроков выдачи технических условий по заявлению АО "КРЭК".
В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО "МРСК Сибири" дела N 47-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ от 26.02.2015 N 83). Определением о назначении дела N 47-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.02.2015 N 3547 в качестве заявителя привлечено АО "КРЭК", в качестве ответчика - ОАО "МРСК Сибири".
В ходе рассмотрения дела N 47-10-15 установлены следующие обстоятельства.
АО "КРЭК" является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства на территории Красноярского края, то есть территориальной сетевой организацией в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
АО "КРЭК" является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Красноярская региональная энергетическая компания", которое прекратило свою деятельность 22.01.2015 в результате реорганизации в форме преобразования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, таким образом, все права и обязанности в отношении контрагентов по действующим договорам сохраняются у АО "КРЭК".
Между АО "КРЭК" и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии от N. Согласно указанному договору стороны приняли обязательства по взаимному предоставлению услуг по передаче электрической энергии в точках присоединения к электрическим сетям. Приложениями к договору являются перечни точек поставки электроэнергии в сети ОАО "МРСК Сибири" из сетей АО "КРЭК" и точек поставки электроэнергии в сети АО "КРЭК" из сетей ОАО "МРСК Сибири".
Между АО "КРЭК" и ОАО "Красцветмет" был заключен договор аренды системы электросетевого хозяйства от N. Согласно указанному договору АО "КРЭК" как арендатору передано во временное владение и пользование имущество электросетевого хозяйства, находящееся в собственности ОАО "Красцветмет". Данные объекты имеют непосредственное технологическое присоединение к BJI, находящимся во владении ОАО "МРСК Сибири".
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, АО "КРЭК" и ОАО "МРСК Сибири" являются смежными сетевыми организациями и из сетей ОАО "МРСК Сибири" осуществляется переток электрической энергии в сети АО "КРЭК" и далее до потребителя, новые точки присоединения являются точками поставки, в которых ОАО "МРСК Сибири" оказывает АО "КРЭК" услуги по передаче электрической энергии.
С целью включения новых точек поставки в действующий договор от N АО "КРЭК" в адрес ОАО "МРСК Сибири" был направлен проект дополнительного соглашения от N к договору, а также акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (письмо от N).
ОАО "МРСК Сибири" на указанный запрос представлен ответ от N о том, что для внесения изменений в договор необходимо урегулировать отношения по определению границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также величины максимальной мощности. Для этого АО "КРЭК" необходимо обратиться в ОАО "МРСК Сибири" за переоформлением документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника энергопринимающих объектов на основании пункта 57 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
АО "КРЭК" в адрес ОАО "МРСК Сибири" было направлено заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении от N, которое было получено ОАО "МРСК Сибири" 31.12.2014.
Согласно указанному заявлению АО "КРЭК" просило выдать технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности и акт разграничения эксплуатационной ответственности с однолинейной схемой.
По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела (22.04.2015) ОАО "МРСК Сибири" не выданы АО "КРЭК" указанные выше документы, необходимых для урегулирования вопроса по включению новых точек приема и поставки электрической энергии в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N.
На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Таким образом, разграничение балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливается единожды и не изменяется без наличия к тому нормативно установленных оснований (выявленных ошибок при составлении акта, продажи части оборудования, изменения технических характеристик оборудования и т.д.).
В соответствии с пунктом 67 Правил технологического присоединения сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 69 Правил технологического присоединения при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил технологического присоединения, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации, сетевая организация не позднее 7 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "МРСК Сибири" нарушило требования Правил технологического присоединения в части невыдачи документов о технологическом присоединении по заявлению АО "КРЭК" от N.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "МРСК Сибири", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ввела государственное регулирование и контроль.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Красноярского края в границах расположения и эксплуатации принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Установлено, что ОАО "МРСК Сибири" нарушило требования Правил технологического присоединения в части невыдачи технических условий, акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности с однолинейной схемой, необходимых для урегулирования вопроса по включению новых точек приема и поставки электрической энергии в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N по объектам ОАО "Красцветмет".
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемые действия ОАО "МРСК Сибири" образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 36 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
В соответствии с пунктом 38 Правил недискриминационного доступа договор между смежными сетевыми организациями должен содержать ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в затягивании сроков выдачи документов о технологическом присоединении по заявлению АО "КРЭК" от N, повлекли необоснованному уклонению от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N, а также ущемлению интересов АО "КРЭК", так как без урегулирования отношений по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Сибири", заявитель не имеет возможности внести соответствующие изменения в договора по передаче электрической энергии, заключенные с ООО "Русэнергосбыт-Сибирь", ОАО "Красноярскэнергосбыт", для получения платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии с помощью арендованного электросетевого оборудования и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, выдается предупреждение.
В связи с наличием в действиях ОАО "МРСК Сибири", выразившихся в уклонении от внесения изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ОАО "МРСК Сибири" необходимо выдать предупреждение о необходимости прекратить указанные действия.
По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела (22.04.2015) ОАО "МРСК Сибири" не совершены действия по направлению в адрес АО "КРЭК" документов о технологическом присоединении по заявлению АО "КРЭК" от N.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту нарушения сроков переоформления документов о технологическом присоединении по заявлению АО "Красноярская региональная энергетическая компания" от N.
2. Выдать открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Т.Н. Мосина
Т.Э. Жукова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 47-10-15 (опубликовано 7 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016