Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 6 октября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
ООО "Селена" (далее - Заявитель): <_>
Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): <_>
Областного бюджетного учреждения здравоохранения "1-я городская клиническая больница" (далее - Заказчик): <_> установила:
24.09.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Селена" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "1-я городская клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по поставке дезинфицирующих средств (извещение N 0133200001715002051).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в пункте 15 Технического задания аукционной документации установлены требования, прямо указывающие на конкретное дезинфицирующее средство конкретного производителя, не имеющего эквивалентов - "Лактасепт", производитель ООО "Росхим", что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Из письменных пояснений Заказчика, Уполномоченного органа, а также из пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа, данных в ходе рассмотрения жалобы, следует, что другого способа обеспечить более точное и четкое описание объекта закупки не имеется, поскольку режимы применения, концентрации и время экспозиции имеют существенное значение при осуществлении медицинской деятельности.
Так, в частности, более длительное время экспозиции при дезинфекции и стерилизации эндоскопов и прочего оборудования приведет к сокращению количества пациентов, получающих медицинскую помощь за определённые периоды времени по сравнению с количеством, установленным планом-заданием ТФОМС и Стандартами оказания медицинской помощи. Также, существенное значение имеют указанные в Техническом задании состав и концентрация действующих веществ, поскольку только при их соблюдении обеспечиваются необходимые для Заказчика потребительские свойства.
Согласно заключения эпидемиолога ОБУЗ "1-я городская клиническая больница" именно такое дезинфицирующее средство необходимо для использования в ОБУЗ "1-я ГКБ", учитывая основной профиль коечного фонда - более 200 коек предназначены для больных с инфекционными заболеваниями различной этиологии (бактериальные, вирусные, особо опасные, паразитарные), к тому же средство эффективно в отношении госпитальных штаммов.
Кратковременная экспозиция и безвредность для окружающих рабочих растворов средства позволяет его использовать для ежедневной текущей дезинфекции в помещениях два раза в день (требование СП 3.5.1378-03 "Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности), для дезинфекции ИМН.
Средство экономично в расходовании, длительно сохраняет рабочий раствор, длительность сохранения в невскрытой упаковке делает его удобным в использовании. Не требует ротации, может длительно использоваться в отделении без опасения формирования госпитального штамма.
Также средство эффективно в отношении дезинфекции биологических жидкостей пациентов, что имеет немаловажное значение в инфекционных отделениях, так как эпидемиологическую опасность представляет не только сам больной, но и его выделения. Эффективно и для дезинфекции пищевых отходов от инфекционных больных. Кроме того, средство незаменимо в эндоскопическом кабинете, поскольку позволяет в короткое время осуществлять ДВУ и стерилизацию эндоскопической аппаратуры.
На основании изложенного, Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы ООО "Селена" необоснованными.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
10.09.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133200001715002051 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по поставке дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 310 579,33 рублей.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из анализа указанных норм следует, что Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может негативно отразиться на осуществлении медицинской деятельности. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России установлено, что Разделом III "Спецификация" документации об электронном аукционе, установлены требования к поставляемым товарам, в частности:
- п. 15 Дезинфицирующее средство N 15, количество - 150, ед. измерения - шт., состав: композиция ЧАС + Кислота + Кислородосодержащее, технические характеристики, срок годности и фасовка.
В документации об открытом аукционе в электронной форме определены технические характеристики товара с указанием значений показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что при формировании требований и характеристик к закупаемым дезинфицирующим средствам, Заказчик исходил из собственных потребностей, которые обусловлены наличием в составе дезинфицирующего средства (п.15 Раздела III "Спецификация" документации об электронном аукционе) необходимых потребительских свойств.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России, представитель Заявителя не представил документов и сведений, подтверждающих его доводы, относительно дезинфицирующего средства "Лактасепт", которое соответствует всем заданным характеристикам и режимам, установленным Заказчиком в документации об электронном аукционе, что исключает возможность предложения эквивалентов, а также возможность участия физических и юридических лиц с предложением продукции других производителей дезинфицирующих средств.
Вместе с тем, согласно информационного письма ООО "Росхим" N 259 от 28.09.2015, представленного представителями Заказчика и Уполномоченного органа следует, что вся продукция, выпускаемая ООО "Росхим" находится в свободной продаже и никаких ограничений в реализации не имеет. Заявления о невозможности приобретения дезинфицирующих средств ООО "Росхим" не соответствуют действительности. Только в период с мая по июль 2015 года в г. Иваново состоялись 3 электронных аукциона с участием трех ивановских фирм, где среди разыгрываемых дезинфектантов был и "Лактасепт". Кроме того, проводятся отгрузки продукции вне аукционов ряду ивановских фирм. Также, в информационном письме от 30.09.2015 ООО "Росхим" сообщает, что в период с мая по сентябрь 2015 года официальных и неофициальных запросов от ООО "Селена" по поводу возможности приобретения дезинфицирующего средства "Лактасепт" и его цены, не поступало.
Кроме того, на момент рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе, что свидетельствует о возможности сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств, а не на их изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при описании объекта закупки Заказчик правомерно указал необходимые ему функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки - дезинфицирующего средства, указанного в п. 15 Раздела III "Спецификация" документации об электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в пункте 15 Раздела III "Спецификация" документации об электронном аукционе установлены требования, указывающие на конкретное дезинфицирующее средство конкретного производителя, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Селена" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "1-я городская клиническая больница" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по поставке дезинфицирующих средств (извещение N 0133200001715002051) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 6 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016