Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 28 апреля 2010 г. N 16
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. - Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: Ю.В. Виногорова - главный специалист- эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист- эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист- эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 16, возбужденное в отношении ООО "Гармония" по факту размещения рекламной информации о комплексе "Юнона" в программе "Красотка" на телеканале "Рен-ТВ Новосибирск" 12.11.2009 г. с признаками нарушения:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представители ООО "Гармония" - не явился, уведомлен надлежаще;
представителя заинтересованных лиц:
ООО "Медиа Стар" - "_" (доверенность );
ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс" - не явился, уведомлен надлежаще, установила:
В результате проверки, проведенной Новосибирским УФАС России, рекламной информации, распространяемой на телеканалах г. Новосибирска, было установлено распространение рекламной информации на телеканале "Рен-ТВ Новосибирск" в программе "Красотка" о комплексе "Юнона" с признаками нарушения законодательства о рекламе (Акт проверки от 12.11.2009 г.).
В программе "Красотка" в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
"_Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает - набрать он его просто не может_"; "_это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких"; "_Единственный комплекс на данный момент - это "Юнона", который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, "Юнона", у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль "Дашковой", наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр_".
На запрос антимонопольного органа N 06-6255 от 20.11.2009 г. ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс" (ОГРН 1025402466022, ИНН 5406148800) было представлено свидетельство о государственной регистрации СМИ Эл N ТУ 54-00112 от 03.02.2009 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по НСО; договор N А-556/08-С от 25.12.2008 г., заключенный между ООО "АКЦЕПТ" (Телевизионный канал РЕН ТВ) и ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс", которое является сетевым партнером канала РЕН ТВ в городе Новосибирске.
Вышеуказанная рекламная информация на канале "РЕН ТВ Новосибирск" была размещена на основании договора N 12/01 о трансляции программы от 12.01.2009 г. между ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс" и ООО "Медиа Стар". Согласно данному договору, Заказчик (ООО "Медиа Стар") поручает и своевременно оплачивает, а Исполнитель (ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс") принимает на себя работы трансляции программы Заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии с условиями и периодичностью, предусмотренными настоящим договором.
Также был представлен Акт N 00000051 от 31.10.2009 г. об оплате за размещение программ, согласно которому вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет, подписанный и заверенный печатями обеих сторон; платежное поручение 92 от 22.10.2009 г. об оплате, заявка на размещение N 11 от 25.10.2009 г., согласно которой программа "Красота и здоровье", длительностью 10 минут выходила 12.11.2009 г. в утреннем региональном окне 12:00. Данный факт находит свое подтверждение и в плейлисте за 12.11.2009 г., а также записи эфира от 12.11.2009 г., произведенной антимонопольным органом.
Согласно представленным письменным пояснениям ЗАО Телерадиокомпания "Молодая Культура Сибири Плюс", Общество осуществляет ретрансляцию канала "РЕН ТВ", трансляцию собственных программ и программ заказчиков, в том числе программ, представленных 12.11.2009 г. ООО "Медиа Стар" в рамках указанного выше договора N 12/01 от 12.01.2009 г. для распространения на 23 ТВК.
Антимонопольным органом в адрес ООО "Медиа Стар" был направлен запрос N 06-6278 от 27.11.2009 г., с требованием предоставить пояснения по тексту рекламного сообщения, распространяемого 12.11.2009 г. в указанной выше программе, на который 08.12.2009 г. был получен письменный ответ и запрашиваемые документы.
Согласно представленным документам, комплекс "Юнона", рекламируемый 12.11.2009 г. в программе "Красотка", является биологически активной добавкой к пище "Юнона", имеет удостоверение качества и безопасности, выданный ООО "Артлайф"; санитарно-эпидемиологическое заключение N 77.99.03.003.Т.001955.11.04 от 05.11.2004 г.; свидетельство о государственной регистрации N 77.99.23.3.У.5574.11.04 от 09.11.2004 г., согласно которому БАД "Юнона" - дополнительный источник витаминов В1 и В6, источник оксикоричных кислот, имеет противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта; не следует сочетать с приемом лекарственных средств; перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В письменных пояснениях Общество указывает, что считает ошибочным предположение антимонопольного органа, сделанное в запросе, что содержащаяся в перечисленных в запросе телепрограммах информация относится к рекламной, т.к. ст. 2 Закона о рекламе устанавливает сферу применения указанного закона. Законодатель попытался максимально сгладить негативные последствия расширения сферы применения Закона, для чего определил перечень правоотношений, на которые его действие не распространяется. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, в том числе, не распространяется на:
а) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно Закону РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец должен проинформировать потребителя о товаре обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация по Закону рекламой не признается.
б) аналитические материалы.
Анализ свойств и характеристик препаратов направлен в первую очередь для выявления круга физических ситуаций, для которых указанные препараты могли быть использованы потребителем.
в) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства.
Указанные в запросе телепрограммы имеют своей целью, концепцией и содержанием приобщение телезрителей к здоровому образу жизни. Таким образом, вполне закономерным является рассказ, обсуждение, анализ препаратов направленных на оздоровление человека. Соответственно за исключением непосредственно размещенных в указанных телепрограммах рекламных роликов (содержание которых в полном объеме соответствует требованиям Закона "О рекламе") остальная информация не носит рекламного характера и в полном объеме подтверждается документами, имеющимися на озвученные в программе препараты.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС данные выводы являются ошибочными.
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация, прозвучавшая в программе "Красотка" является рекламой, т.к. привлекает внимание к товару (рекламируемому БАДу "Юнона") и способствует его продвижению на рынке и последующей продаже.
Согласно п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В программе "Красотка" в том числе прозвучала следующая рекламная информация:
"_Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает - набрать он его просто не может_" - доказательств, подтверждающих достоверность данной информации, Обществом не представлено (в материалах дела отсутствуют письменные подтверждения данной информации, например, проведанные исследования, сравнительный анализ, иное).
"_это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких" - данная информация является недостоверной и противоречит документам, имеющимся в материалах дела на рекламируемый препарат и представленными ООО "Медиа Стар".
"_Единственный комплекс на данный момент - это "Юнона", который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, "Юнона", у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль "Дашковой", наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр_" - согласно пояснениям, представленным Московским гуманитарным институтом имени Е.Р. Дашковой (учредителем медали княгини Е. Р. Дашковой), данной медалью награждаются лица из числа руководителей и сотрудников образовательных структур, научных учреждений, деятелей науки и культуры, общественных, религиозных деятелей РФ и иностранных государств за выдающийся вклад в служение Свободе и Просвещению, образование, воспитание молодого поколения, сохранения и умножения духовных ценностей человечества, возрождение и развитие российских исторических традиций и национального самосознания российского общества, изучение жизни и наследия. Никогда ни один препарат не награждался медалью княгини Е. Р. Дашковой "За служение Свободе и Просвещению".
Также, согласно ответу на запрос, полученному от Общероссийской общественной организации "Российская Академия естественных наук", медалью Е.Р. Дашковой награждаются специалисты (различных областей науки) за разработку новых сертифицированных, патентованных технологий, а также организации научного, научно-исследовательского, научно-производственного профиля, развивающие инновационные технологии, в т.ч. биотехнологии.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Европейской Академии естественных наук, приводится перечень награжденных почетной медалью им П.Эрлиха, упоминания о комплексе "Юнона" в данном перечне отсутствует.
Кроме того, согласно ответу Управления Президента РФ по государственным наградам, учреждение подобных медалей (указанных выше) - это либо коммерческий проект, либо "раскрутка" очередной общественной организации.
Таким образом, на основании изложенного, информация, о препарате "Юнона" указанная в программе "Красотка" является недостоверной т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара, о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара (позиционируется как средство от избыточного веса со 100% эффектом); о получении медалей, призов, дипломов или иных наград (об обладании медалью Дашковой и П.Эрлиха).
Кроме того, в рекламе отсутствует указание на то, что объектом рекламирования выступает биологически активная добавка "Юнона", данный продукт позиционируется как комплекс "Юнона". Также в рекламе нет указания на имеющиеся противопоказания по применению рекламируемого комплекса, которые имеются согласно представленной документации. Для потребителей рекламы данная информация является существенной, и ее отсутствие искажается смысл информации и тем самым, вводя в заблуждение потребители рекламы.
Определением об отложении дела N 16 от 19.04.2010 г. на основании полученных 19.04.2010 г. от ООО "Медиа Стар" документов, ООО "Гармония" было привлечено в качестве лица, в чьих действиях содержатся нарушение законодательства РФ о рекламе.
ООО "Медиа Стар" был представлен договор N 02/03 на трансляцию программы от 02.03.2009 г., согласно которому ООО "Гармония" (Рекламодатель - Заказчик) поручает и своевременно оплачивает, а ООО "Медиа Стар" (исполнитель) принимает на себя работы трансляции программы заказчика в эфире телеканала 23-й ТВК (РЕН ТВ), транслируемого на территории г. Новосибирска, в соответствии и с периодичностью, предусмотренными указанным договором.
Согласно ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 5 абз. 1 ст. 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В рассматриваемом случае на основании изложенного именно ООО "Гармония" выступает рекламодателем.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Гармония" (ИНН 5407058846, юридический адрес: 630004, г. Новосибирск, ул. Фабричная, д. 4) нарушившим требования:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
а рекламную информацию о комплексе "Юнона" в программе "Красотка" распространенную на телеканале "Рен-ТВ Новосибирск" 12.11.2009 г., в том числе следующего содержания:
"_Это комплекс полностью позволяет остановить рост бактерий, замедлить их рост, вывести шлаки и токсины, тем самым снизить значительно вес, дальше он этот вес уже не набирает - набрать он его просто не может_"; "_это комплекс, который содержит в себе только растительные препараты, поэтому противопоказаний нет никаких"; "_Единственный комплекс на данный момент - это "Юнона", который борется с первопричиной. Мои слова, это не только слова, они подтверждены наградами, которые имеет комплекс, "Юнона", у меня их только, две из них, но их значительно больше, у меня их две, это медаль "Дашковой", наша российская медаль, и медаль им. П.Эрлиха, которую комплекс получил в Ганновере, т.е. это признанный комплекс, он признан и за рубежом, и медаль эта даже не за эффективность, за результативность. Т.е. Результат будет у всех 100%.Обещаю это я, и обещает это наш центр_", ненадлежащей.
2. Выдать ООО "Гармония" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" мая 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________Т. В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________Ю.В. Виногорова
_____________И.Р. Носкова
____________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
28 апреля 2010 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Ю.В Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 28 апреля 2010 г. по делу N 16, о признании рекламной информации о комплексе "Юнона", размещенной в программе "Красотка" на телеканале "Рен-ТВ Новосибирск" 12.11.2009 г., ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Гармония" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- п. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: п. 2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара; п. 9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
- ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламной информации, о комплексе "Юнона", размещенной в программе "Красотка" на телеканале "Рен-ТВ Новосибирск" 12.11.2009 г.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Гармония" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "30" мая 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _______________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _______________ Ю. В. Виногорова
_______________И.Р. Носкова
_____________ Е. А.Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 апреля 2010 г. N 16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016