Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 28 апреля 2010 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года.
В полном объеме Решение изготовлено 28 апреля 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России)
рассмотрев дело N 615-09-А в отношении ОАО "Российские железные дороги" (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" (ул. Челюскинцев, д.11, г.Екатеринбург, 629013) (далее по тексту ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ) по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в установлении монопольно высокой цены аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающее в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., предоставляемого под платную автостоянку ООО "Данкор"
в присутствии представителя депутата Законодательного Собрания Пермского края: (доверенность имеется в материалах дела);
в отсутствие:
представителей ОАО "Российские железные дороги", филиала ОАО "Российские железные дороги" "Дирекция железнодорожных вокзалов", Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекции железнодорожных вокзалов" филиала ОАО "Российские железные дороги". В материалах дела имеется почтовое уведомление о надлежащем извещении общества о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств об отложении дела от указанного общества на момент рассмотрения дела не поступало.
представителя ООО "Данкор" В материалах дела имеется почтовое уведомление о надлежащем извещении общества о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств об отложении дела от указанного общества на момент рассмотрения дела не поступало.
представителя Транспортной Прокуратуры. В материалах дела имеется почтовое уведомление о надлежащем извещении общества о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств об отложении дела на момент рассмотрения дела не поступало.
Заседания комиссии состоялись: 14.12.2009 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации; 10.02.2010 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации; 11.03.2010 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации; 14.04.2010 г.
Письменные и устные ходатайства представителя Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги", представленные и заявленные на заседаниях Комиссии, состоявшихся 14.12.2009 г., 10.02.2010 г., 11.03.2010 г., в том числе о приобщении документов в копиях и об истребовании документов у ООО "Данкор" были удовлетворены в ходе рассмотрения дела. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратился депутат Законодательного собрания Пермского края (вх. N 9355-09 от 07.08.09) об установлении монопольно высокой цены ООО "Данкор" (614000, г. Пермь, ул. Окулова, 80, к.111, офис 619) на услуги платной автопарковки, расположенной на территории привокзальной площади станции Пермь-II, принадлежащей ОАО "Российские железные дороги". Депутат обратился как физическое лицо, пользующееся услугами данной платной автопарковки.
Суть заявления.
4 августа 2009 года воспользовался услугами платной автопарковки ООО "Данкор", расположенной на территории привокзальной площади станции Пермь-II (товарный и кассовый чеки прилагаются), стоимость до одного часа автопарковки составила 60 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является как заявление юридического или физического лица, так и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
К материалам дела приобщены документы, полученные Пермским УФАС России в ходе проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства ООО "Данкор" при оказании платных услуг автостоянок (парковок) на территории привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" (акт проверки от 18.05.2009 N б/н).
Анализ документов, полученных в ходе проведения проверки, позволил установить следующее.
На привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II расположена платная автостоянка (парковка) ООО "Данкор". Прежнее полное наименование общества - ООО "ДМД". В феврале 2009 года решением участников общества ООО "ДМД" переименовано в ООО "Данкор".
Режим работы автостоянки (парковки) - круглосуточный.
Стоимость одного машиноместа легкового автомобиля за 1 час или неполный час парковки - 60 рублей, стоимость одного машиноместа автомобилей марки "Газель" и грузового автотранспорта грузоподъемностью свыше 1,3 тонны за один час - 150 рублей.
Тогда как по данным администрации города Перми (вх.N 5939-09 от 20.05.2009) стоимость одного машиноместа на автостоянках открытого типа на территории г. Пермь составляет от 50 до 80 рублей в сутки и от 40 до 50 рублей за ночь.
При большинстве крупных торговых центров города Перми (торгово-развлекательный комплекс "Семья", торговый центр Метро Кэш энд Керри, гипермаркет Баумолл, гипермаркет Виват) организованы бесплатные автостоянки (парковки). Поскольку торговые центры работают в условиях конкуренции на рынках розничной или мелкооптовой торговли, они вынуждены экономить свои издержки, в том числе связанные с содержанием парковок и при этом обеспечивать наиболее благоприятные условия взаимоотношений с покупателями.
В соответствии с положением о Дирекции железнодорожных вокзалов - филиале ОАО "Российские железные дороги" (далее по тексту Дирекция, ДЖВ - филиал ОАО "РЖД"), утвержденным 20.11.2006 г. президентом ОАО "РЖД", Дирекция является обособленным подразделением ОАО "РЖД", не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО "РЖД". Имущество Дирекции формируется за счет имущества, которым Дирекция наделена ОАО "РЖД", имущества, приобретенного в ходе её деятельности. Дирекция вправе заключать договоры от имени ОАО "РЖД", пользоваться имуществом, которым Дирекция наделена ОАО "РЖД". Дирекция обязана применять цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с положением о структурном подразделении о Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении "Дирекции железнодорожных вокзалов" - филиала ОАО "РЖД" (далее по тексту Региональная дирекция), утвержденным приказом Дирекции железнодорожных вокзалов от 20.04.2007 г N 31/ДЖВ, основными задачами Региональной дирекции являются: обеспечение работы вокзальных комплексов; текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других основных фондов, находящихся на балансе региональной дирекции; удовлетворение в полном объеме спроса населения на услуги, предоставляемые на вокзалах. Региональная дирекция наделяется имуществом в порядке, установленном ОАО "РЖД". Распоряжение имуществом осуществляется в порядке, установленном Дирекцией.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Общие положения Положения о порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", утвержденного Приказом ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД"
недвижимое имущество - земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
строения - здания, сооружения;
имущественный комплекс - совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, образующих единое целое и предполагающих использование их по общему технологическому и (или) производственному назначению;
вокзал - совокупность станционных зданий, сооружений и обустройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих платных услуг и расположенных на одной железнодорожной станции (пассажирском остановочном пункте), а именно:
здание вокзала (пассажирское здание, павильон);
пассажирские платформы (перроны) с навесами и без них;
переходы через железнодорожные пути в одном либо в разных уровнях (переходные тоннели, конкорсы, мосты и другие);
малые архитектурные формы, в том числе стационарные торговые киоски;
привокзальная площадь (сооружение).
Вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные элементы;
незастроенный земельный участок, незастроенная часть земельного участка - земельный участок или часть земельного участка, свободные от строений, в том числе части земельных участков сверх площади, непосредственно занятой строениями и необходимой для их использования.
В соответствии с документами (вх. N 7410-09 от 23.06.2009), представленными ООО "Данкор" в Пермское УФАС России, цена на услугу автостоянки на привокзальной площади станции Пермь-II в размере 60 рублей в час с 01.01.2009 г. вызвана высокой арендной платой взимаемой ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ с ООО "Данкор".
С 01.01.2009 г. ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ установило для ООО "Данкор" арендную плату в размере 112 572 рублей в месяц, что составляет 66,6% всех затрат на содержание автостоянки (парковки), причем рентабельность работы автостоянки (парковки) заложена в размере 15,7%.
Стоимость одного машиноместа на автостоянке ООО "Данкор" на привокзальной площади станции Пермь-II до 01.01.2009 г. составляла 40 рублей в час при размере арендной платы, взимаемой ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ, в размере 52 100 рублей в месяц.
Таким образом, с января 2009 года ООО "Данкор" увеличило стоимость услуг парковки (автостоянки) в 1,5 раза при увеличении платы за аренду объекта недвижимости (замощение) на 216%.
На заседании комиссии представитель ОАО "РЖД" пояснил следующее.
- в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД" арендная плата на объект недвижимости (замощение) на привокзальной территории железнодорожной вокзала "Станция Пермь-II" установлена в соответствии с Отчетом N 902-А от 07.10.2008 г. "Об оценке рыночной ставки арендной платы коммерческих площадей вокзального комплекса "Пермь II, проведенного ООО "Оценка-ДАКО" (г.Москва) (далее Отчет, Отчет об оценке, Отчет ООО "Оценка-ДАКО").
- рядом с вокзальным комплексом "Станция Пермь-II" имеется площадь, где возможна бесплатная временная парковка, и желающие могли бы воспользоваться ею (к пояснениям приложены фотоснимки видов на привокзальную площадь) (вх. N 2553-10 от 12.03.2010 г.) (л.д. 233-238 т.1).
Заслушав объяснения сторон и рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее:
1. Между ООО "ДМД", в дальнейшем ООО "Данкор" (Арендатор) и ОАО "РЖД" (Арендодатель) в лице начальника Свердловской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекции железнодорожных вокзалов" - филиала ОАО "РЖД", действующего по доверенности заключен Договор аренды недвижимого имущества (строения/его части) находящегося в собственности ОАО "РЖД" от 29.12.2008 г. NЦРИА/4/А/1811370000/08/003862 (л.д. 31-38). Предмет договора - сдача в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м. (Примечание: всего привокзальная площадь, литер 22 - 3750 кв.м. см. приложение 1 к Договору л.д. 39 т.1) для размещения автостоянки (далее по тексту Договор).
Далее по тексту:
часть привокзальной площади (литер 22, площадью 1590 кв.м.) железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", расположенной по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, сданной ОАО "РЖД" в аренду ООО "Данкор" под автостоянку - недвижимое имущество ОАО "РЖД", объект недвижимости (замощение), автостоянка (парковка) на привокзальной площади.
Согласно Договору Арендатор не вправе без согласия Арендодателя изменять цель использования недвижимого имущества.
Основные характеристики передаваемого в аренду недвижимого имущества указаны в приложении 1 к данному Договору (л.д. 39 т.1), в том числе:
- тип объекта: производственное
- инвентарный номер объекта: 24020
- структурное подразделение, осуществляющее первичный бухгалтерский учет объекта: Свердловская региональная дирекция железнодорожных вокзалов
- год постройки 1999
- материал: асфальт
- дата и номер свидетельства государственной регистрации: 59-1-181/2003-467 от 22.03.2004 г.
2. В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
2.1. ООО "Данкор" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Потребителями услуг платной автостоянки (парковки) ООО "Данкор" на привокзальной площади являются лица, пользующиеся услугами железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II": пассажиры, приобретающие на вокзале билеты, изучающие расписания, встречающие и провожающие пассажиров, пользующиеся железной дорогой в иных целях.
Поэтому, географические границы рынка оказания услуг платной автостоянки на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" и прилегающих к нему территориях установлены с учетом близости автостоянки к зданию вокзала, а также с учетом наиболее удобных условий доступа на автостоянку, как для автотранспорта, так и для пользователей услугами железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Анализ плана расположения привокзальной площади (см. лист 72 т.2 Отчета об оценке); схемы арендуемого объекта, схемы территории автопарковки, являющихся приложением к Договору аренды (л.д. 40-41 т.1) и фотографий, представленных представителем РЖД - филиала ОАО "РЖД" (вх. N 2553-10 от 12.03.2010 г.) (л.д. 233-238 т.1) позволил сделать следующие выводы.
1). Подъезд к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" образует тупик с шириной проезда 36 метров.
2) Платная автостоянка (парковка) ООО "Данкор" расположена таким образом, что движение автотранспорта для высадки пассажиров и выгрузки багажа в непосредственной близости к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" возможно только через данную автостоянку.
3) На привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" невозможна организация другой платной охраняемой автостоянки (парковки) в связи с отсутствием технической возможности на указанной территории. Сразу за автостоянкой (парковкой) ООО "Данкор" расположены конечные остановки маршрутных автобусов, а в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" запрещается остановка автотранспорта ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств.
Таким образом, на земельных участках, прилегающих к железнодорожному вокзалу Пермь-II, невозможно организовать альтернативную автостоянку (парковку) (как платную, так и бесплатную). Платная автостоянка (парковка), принадлежащая ООО "Данкор", является единственно возможной на территории близлежащей к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II".
Стихийная парковка автомобилей на территории, расположенной до автостоянки ООО "Данкор" не может являться альтернативой платной автостоянке (парковке) ООО "Данкор" на привокзальной площади в связи с тем, что это хотя и бесплатная, но и не охраняемая автостоянка. Данное утверждение подтверждено проведенным Пермским УФАС России в апреле 2010 года интерактивным опросом (имеется в материалах дела л.д. 260-264 т.1). На вопрос: необходимо ли наличие платной охраняемой парковки на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", все респонденты, участвовавшие в опросе, ответили утвердительно.
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как услуги платной автостоянки (парковки).
Географические границы рассматриваемого рынка - территория привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
На основании вышеизложенного ООО "Данкор" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Для данного товарного рынка сопоставимым по составу покупателей товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование является рынок предоставления услуг платной автостоянки (парковки) в границах города Перми. Как уже указывалось выше стоимость одного машиноместа на автостоянках открытого типа на территории города Перми составляет от 50 до 80 рублей в сутки и от 40 до 50 рублей за ночь (по данным администрации города Перми (вх.N 5939-09 от 20.05.2009).
2.2. ОАО "РЖД" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
Платная автостоянка ООО "Данкор" занимает часть (1590 кв.м.) привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" (литер 22).
Данная часть привокзальной площади расположена таким образом, что:
- движение автотранспорта для высадки пассажиров и выгрузки багажа в непосредственной близости к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" возможно только через данную часть привокзальной площади;
- на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" невозможна организация другой платной охраняемой автостоянки (парковки).
Таким образом, ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" сдает в аренду для размещения автостоянки (парковки) наиболее удобно расположенную часть привокзальной площади - единственно возможный проезд к железнодорожному вокзалу "Станция Пермь-II" для автотранспорта лиц, пользующихся услугами железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II": пассажиры, приобретающие на вокзале билеты, изучающие расписания, встречающие и провожающие пассажиров, пользующиеся железной дорогой в иных целях.
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как аренда объекта недвижимости (замощения), принадлежащего ОАО "РЖД".
Географические границы рассматриваемого рынка - привокзальная площадь железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
На основании изложенного, ОАО "РЖД" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II".
2.3. Рынок услуг платной автостоянки (парковки) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" и рынок аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" взаимосвязаны на основании следующего:
1) В соответствии с пунктом 1.2 Договора недвижимое имущество ОАО "РЖД" передается ООО "Данкор" для размещения автостоянки.
2) Размещение автостоянки на привокзальной площади обеспечивает решение одной из основных задач по обеспечению работы вокзальных комплексов: удовлетворение в полном объеме спроса населения на сопутствующие платные услуги, предоставляемые на вокзалах, в том числе на услуги платной (охраняемой) автостоянки).
3) Конечной целью как платной автостоянки (парковки) так и аренды объекта недвижимости (замощения) является получение прибыли от предоставления услуг автостоянки.
4) Увеличение с 01.01.2009 г. ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ арендной платы для ООО "Данкор" повлекло за собой увеличение стоимости одного машиноместа на платной автостоянке (парковке) ООО "Данкор".
Таким образом, действия ДЖВ - филиала ОАО "РЖД" по установлению арендной платы объекта недвижимости (замощения) с 01.01.2009 г. в 2.16 раз превышающей арендную плату, установленную до 01.01.2009 г. в конечном итоге привели к ущемлению прав потребителей услуг платной автостоянки (парковки), расположенной на привокзальной площади вокзала "Станция Пермь-II".
3 Дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД" с 01.01.2009 г. установила и поддерживает в течение 2009 - 2010 годов монопольно высокую цену за аренду объекта недвижимости (замощения).
ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" установила арендную плату, не оправданную вложенными затратами на содержание объекта недвижимости (замощение), арендуемого ООО "Данкор" под платную автостоянку (парковку).
С 01.01.2009 г. ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" увеличил арендную плату за объект недвижимости (замощение), предоставляемый под платную автостоянку ООО "Данкор" в 2,16 раза.
В соответствии с п.51 Положения, утвержденного Приказом от 07.11.2008 N 150 "О порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", размер арендной платы за пользование недвижимым имуществом определяется с учетом отчета независимого оценщика о величине рыночной арендной платы и фиксируется в рублях в твердой сумме платежей, вносимых периодичностью, определенной договором аренды.
Представитель ОАО "РЖД" на заседании комиссии пояснил, что в затраты ОАО "РЖД" на содержание объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", включаются:
- земельный налог;
- амортизационные отчисления;
- налог на имущество.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
В соответствии с Приказом от 4 декабря 2006 г. N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, размер ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на территории Пермского края, равен 17.89 руб. за один гектар в год. По данным, представленным ДЖВ - филиалом ОАО "РЖД" (вх. N 2364-10 от 09.03.2010), размер арендной платы за 1590 кв.м. составил 3,14 руб. в 2008 году, в 2009 году - 3,38 руб.
В соответствии с инвентарной карточкой учета объекта основных средств и технического паспорта на привокзальную площадь, представленной ДЖВ - филиалом ОАО "РЖД" (вх. N 3422-10 от 31.03.2010), инвентаризационная стоимость и балансовая стоимость объекта недвижимости (замощение) с площадью участка под ним 5149,5 кв.м. по ценам 2008 года равна ноль рублей 00 копеек.
Следовательно, ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" не платит имущественный налог на исследуемый объект недвижимости, а также не производит амортизационные отчисления.
Бремя содержания автостоянки (парковки) на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" лежит на ООО "Данкор", которое представило документы (вх. N 0702-10 от 26.01.2010 г.), подтверждающие расходы на содержание объекта недвижимости (замощение) (л.д. 111, 117-150), в том числе:
1) расходы по вывозу твердых бытовых отходов с территории, на которой расположена автостоянка (парковка) (л.д. 126 т.1);
2) расходы на оплату электроэнергии (л.д. 125 т.1).
Таким образом, затраты ОАО "РЖД" на содержание объекта недвижимости (замощения), площадью 1590 кв.м. расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" равны размеру арендной платы за землю, который в 2008 году был равен 3,14 руб. и в 2009 году - 3,38 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
В результате действий ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ по установлению с 01.01.2009 г. стоимости арендной платы объекта недвижимости (замощения), превышающей установленную до 01.01.2009 г. стоимость арендной платы в 2,16 раза выполняются в совокупности все условия, указанные в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно:
расходы ДЖВ - филиала ОАО "РЖД", необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными;
состав продавцов или покупателей товара (продавец -ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ, покупатель - ООО "Данкор") остался неизменным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными. В материалах дела отсутствуют сведения и доказательства, свидетельствующие о наличии объективных факторов, повлекших за собой установление столь высокой арендной платы на объект недвижимости (замощение).
Прибыль ОАО "РЖД", полученная от сдачи в аренду объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" равна плате за аренду (в 2009 году 1 144 800 руб. без НДС) минус стоимость аренды земельного участка (в 2009 году 3,38 руб.).
ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" в обоснование установления такой высокой арендной платы предоставило Отчет об оценке ООО "Оценка-Дако" (г. Москва) о величине рыночной арендной платы с включением амортизационного отчисления и налога на имущество.
До 01.01.2009 г. размер арендной платы, взимаемой ДЖВ - филиалом ОАО "РЖД" составлял 52 100 рублей в месяц. Согласно оценке ООО "Оценка-Дако" стоимость ставки аренды парковки вокзального комплекса "Пермь-II" составляет 720 руб. за 1 кв. м в год (см. стр. 82 т.1 Отчета). (Примечание: в Отчете об оценке под "арендой парковки", по всей видимости, имеется в виду аренда объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади вокзала "Пермь-2").
После оценки стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади вокзала "Станция Пермь-II" независимым оценщиком - ООО "Оценка-ДАКО" размер арендной платы был установлен - 60,0 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС), 95400 рублей в месяц (без НДС). Общая стоимость арендной платы за автостоянку в год составляет 1 144 800 рублей (без НДС).
Отчет об оценке ООО "Оценка - ДАКО" является сочетанием математических методов и субъективных экспертных суждений оценщиков, в Отчете использованы два подхода оценки: доходный, основанный на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и сравнительный, основанный на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами. Отчет об оценке ООО "Оценка - ДАКО" содержит обзоры рынка недвижимости в г.Перми, в том числе: рынка офисных помещений, рынка торговых площадей, рынка складских помещений и содержит сравнительный анализ объектов оценки (офисных, торговых и складских помещений) с аналогичными объектами.
Однако, по мнению Комиссии Пермского УФАС России оценка рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" независимым оценщиком проведена некорректно, так в Отчете ООО "Оценка-ДАКО" при определении рыночной ставки аренды не учтено положение ОАО "РЖД" как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по сдаче в аренду объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II". В Отчете не проведен анализ стоимости подобных объектов (замощения) на территории города Перми, арендная плата рассчитана без учета месторасположения объекта недвижимости (замощения), передаваемого в аренду под парковку. Расчет стоимости одного квадратного метра земельного участка на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" построен на предположениях ("по данным сотрудников аэропорта", по мнению экспертов аналитических агентств" "по данным администрации вокзального комплекса "Пермь 2") и не подкреплен документами (см. стр. 81-82 т.1 Отчета).
По информации полученной от Удмуртского УФАС России и Свердловского УФАС России автостоянки (парковки) в городах Екатеринбург и Ижевск принадлежат ОАО "Российские железные дороги" и муниципалитету, в аренду и субаренду не сдаются, плата за парковку, стоянку не взимается.
Согласно представленной информации ДЖВ - филиал ОАО "РЖД" (вх. N 2364-10 от 09.03.2010) объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "РЖД" на праве собственности и находящиеся на балансе ДЖВ - филиала ОАО "РЖД", расположенные вне помещений железнодорожных вокзалов в городах: Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Киров, Казань, Уфа, Нижний Новгород, ни в аренду, ни в субаренду не сдаются.
Таким образом, на территории Российской Федерации отсутствует сопоставимый конкурентный рынок аренды объектов недвижимости (замощения) в связи с чем, монопольно высокая цена была определена по второму критерию (превышение суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли).
Тем не менее, Комиссия считает возможным провести сравнение стоимости аренды объектов недвижимости (замощения), устанавливаемой ДЖВ - филиалом ОАО "РЖД", со стоимостью аренды объектов недвижимости (замощения), устанавливаемой Департаментом земельных отношений Администрации города Перми (на объекты, расположенные на территории города Перми) и (на объект, расположенный на территории прилегающей к Аэропорту "Большое Савино").
Размер арендной платы, установленной Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (вх. N 4010-10 от 09.04.2010 г.) составляет:
- в соответствии с договором аренды от 18.12.2008 N 273-08 СС с стоимость аренды объекта недвижимости (замощения), расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Революции, 16, общей площадью 319,1 кв.м. составляет 5246,45 рублей в год (без НДС) или 16,44 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС).
Данный объект расположен в центре города Перми, недалеко от торгово-развлекательного комплекса "Семья", в здании которого имеются не только многочисленные магазины, но также большой кинотеатр "Синема Парк", игровые залы и многочисленные пункты общественного питания.
- в соответствии с договором аренды от 26.02.2008 N 272-08 СС с ООО "Барс-Пермь" аренда объекта недвижимости (замощения), расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Генерала Черняховского, 76, общей площадью 579 кв.м. составляет 4393,65 рублей в год (без НДС) или 7,59 руб. за 1 кв.м. в месяц (без НДС) - объект расположен на окраине г.Пермь (микрорайон Кислотные Дачи) в месте с наиболее развитой инфраструктурой микрорайона (медицинские учреждения, супермаркет, магазины, банкоматы, ясли-сад, школы и т.п.).
На территории, прилегающей к аэропорту "Большое Савино" расположено две автостоянки (парковки). Одна охраняемая автостоянка организована ФГУП "Пермские авиалинии" и предназначена для стоянки как личных автомобилей работников Предприятия, так и для стоянки автомобилей авиапассажиров и иных лиц. Вторая организована ООО "Индекс-ПМ" на землях, собственником которой является. В соответствии с договором б/н от 21.11.2008 г. (Арендодатель) и ООО "Индекс-ПМ" (Арендатор), предметом его является передача во временное владение и пользование автостоянки, находящейся по адресу: Пермский край, Соколовское сельское поселение в 1,5 км на север от пос. Сокол (Объект). Площадь Объекта: 0,2 га., цель использования: для стоянки автомобильного транспорта. Договором в 2009 году установлена арендная плата в размере 50 тыс. рублей в месяц (с НДС) или (25 руб. за 1 кв.м. в месяц).
Сравнительная стоимость аренды одного квадратного метра объекта недвижимости (замощения) приведена в Таблице 1.
Таблица 1
|
Стоимость аренды земельного участка в год, рублей (с НДС)
|
Площадь земельного участка, кв.м
|
Стоимость 1 кв. м в месяц, рублей (с НДС) |
ООО "Данкор" (железнодорожный вокзал "Станция "Пермь-II") |
1 350 864 |
1 590 |
70,8 |
ООО "Индекс-ПМ" (аэропорт "Большое Савино") |
600 000 |
2 000 |
25,0 |
(вблизи торгово-развлекательного комплекса "Семья", г.Пермь) |
6190,81 |
319,1 |
19,4 |
ООО "Барс-Пермь" (микрорайон Кислотные Дачи, г.Пермь) |
5184,51 |
579 |
8,95 |
Таким образом, стоимость арендной платы за один квадратный метр объекта недвижимости (замощения), расположенного на привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", сдаваемого в аренду ОАО "РЖД" в лице филиала ДЖВ значительно превышает стоимость арендной платы за один квадратный метр объекта недвижимости (замощения), расположенного на территории города Перми и вблизи аэропорта "Большое Савино"), а также превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
На основании вышеизложенного Комиссия Пермского УФАС России делает следующие выводы.
ОАО "Российские железные дороги" (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги", занимающее доминирующее положение на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" устанавливает монопольно высокую цену (арендную плату) за сдачу в аренду (во временное владение и пользование за плату) недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 вокзала "Станция Пермь-II", общей площадью 1590 кв.м.
У ОАО "Российские железные дороги" (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" имелась экономическая возможность установления более низкой арендной платы за один кв.м. объекта недвижимости (замощения), расположенного на территории привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II" в размере не превышающем сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации такого товара.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать положение ОАО "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" доминирующим на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) на территории привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", принадлежащей ОАО "РЖД".
2. Признать ОАО "Российские железные дороги" (ул. Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления с 01.01.2009 года и поддержания в течении 2009 - 2010 годов монопольно высокой цены за аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., сданного ОАО "Российские железные дороги" в аренду ООО "Данкор" для размещения платной автостоянки.
3. Выдать ОАО "Российские железные дороги" (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке аренды объектов недвижимости на территории привокзальной площади железнодорожной вокзала "Станция Пермь-II", принадлежащей ОАО "Российские железные дороги".
Решение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 615-09-А о прекращении нарушений
антимонопольного законодательства
28 апреля 2010 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства
на основании своего решения от 28.04.2010 г. по делу N 615-09-А о нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Российские железные дороги" (ул.Новая Басманная, д.2, г.Москва, 107174) в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" (ул. Челюскинцев, д.11, г.Екатеринбург, 629013) о признании нарушения п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Федеральный закон "О защите конкуренции"), выразившегося в установлении монопольно высокой цены аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., предоставляемого под платную автостоянку ООО "Данкор" предписывает:
1. ОАО "Российские железные дороги" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" в месячный срок с момента получения настоящего предписания прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке аренды объектов недвижимости (замощения) в границах привокзальной площади железнодорожного вокзала "Станция Пермь-II", а именно:
прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении монопольно высокой цены за аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, общей площадью 1590 кв.м., переданного ОАО "Российские железные дороги" в аренду для размещения платной автостоянки.
2. ОАО "Российские железные дороги" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" в месячный срок с момента получения настоящего предписания установить цену за аренду недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, ул. Ленина, д.89, включающего в себя: часть привокзальной площади, литер 22 станции Пермь-II, передаваемого ОАО "Российские железные дороги" для размещения платной автостоянки в размере, позволяющем Пользователю имущества (по договору аренды или иному договору), действующему на рынке услуг платных автостоянок (парковок), устанавливать цену на услуги платной автостоянки (парковки), которая не превышала бы цену, сформировавшуюся в условиях конкуренции на рынке услуг платных автостоянок (парковок) на территории города Перми.
3. ОАО "Российские железные дороги" в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" в срок до 15 июля 2010 года представить в адрес Пермского УФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1,2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. В соответствии с ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 28 апреля 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016