Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 6 октября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
в присутствии представителей:
Отдела строительства Администрации Приволжского муниципального района (далее - Заказчик) и ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): <_>
в отсутствие представителей ООО "Якутия" (далее - Заявитель, Общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, установила:
23.09.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Якутия" на действия заказчика - Отдела строительства Администрации Приволжского муниципального района при проведении электронного аукциона на определение поставщика с целью заключения контракта на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда (извещение N 0833300008815000006).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно первому доводу жалобы часть требований к материалам, установленным в техническом задании, вводят в заблуждение участников закупки, в частности на стр. 77 "Техническое задание" установлены следующие требования к клею. Показатели: Внешний вид: непрозрачная вязкая жидкость от светло-серого до светло-коричневого цвета. Заявителю не понятно, из какого диапазона цветов нужно выбрать значение, необходимое заказчику и какие именно цвета находятся между светло-серым и светло-коричневым.
Согласно второму доводу жалобы, в аукционной документации по ряду позиций Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам используемых при производстве работ товарам, для указания показателей которых необходимо проведение испытаний, в частности такие требования установлены по позиции "Песок для строительных работ 1 класса, крупный", а также к требованиям по безопасности грунтов.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что в ходе электронного аукциона N 0833300008815000006 нарушений законодательства допущено не было в силу следующего:
1) заявитель ошибочно полагает, что Заказчиком установлены необъективные требования к материалам. В настоящее время не существует технических регламентов, стандартных и иных требований предусмотренных законодательством РФ в отношении клея резинового N 88-НП. Требования были установлены Заказчиком по результатам изучения информации в сети "Интернет" согласно сайтам поставщиков и производителей;
2) заявитель ошибочно полагает, что Заказчиком установлены необъективные требования к материалам, а именно к песку для строительных работ 1 класса, крупный. Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Данные показатели являются стандартными и в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, обязанность по обоснованию использования таких показателей у Заказчика отсутствует.
Что касается требований по безопасности грунтов, в специализированной литературе отмечаются: "Химический и минералогический состав грунтов. Химический состав грунтов является одной из важнейших характеристик, определяющих их свойства и состояние".
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
14.09.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0833300008815000006 о проведении электронного аукциона на определение поставщика с целью заключения контракта на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе II "Техническая часть" аукционной документации установлено требование к клею: "Клей резиновый N 88-НП. Технологические характеристики. Показатели: Внешний вид: непрозрачная вязкая жидкость от светло-серого до светло-коричневого цвета".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителю Заказчика и Специализированной организации были заданы вопросы: какова потребность в установлении цвета клея; на что влияет цвет клея; какой цвет из диапазона от светло-серого до светло-коричневого необходимо было указать участнику, который бы устроил Заказчика.
На указанные вопросы Комиссии Ивановского УФАС России представителем Заказчика и Специализированной организации были даны следующие ответы.
Потребность в цвете клея обусловлена последующей проверкой его качества. Так же представитель Заказчика и Специализированной организации пояснил, что Заказчика устроил бы цвет либо светло-серый, либо светло-коричневый.
Таким образом, потребность в установлении цвета клея представителем Заказчика и Специализированной организации доказана не была. Пояснения представителя Заказчика и Специализированной организации о том, что по цвету можно определить его качество являются несостоятельными, так как качество требуемого товара определяется по его техническим характеристикам. Поскольку в описании цвета присутствуют предлоги от и до, что означает диапазон, следовательно, не может быть выбора из двух цветов. Исходя из изложенного, пояснения представителя Заказчика и Специализированной организации противоречат требованиям документации.
Также Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе II "Техническая часть" аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, в том числе химическому и физическому составу, а именно:
| |
|
|
Песок для строительных работ 1 класса, крупный. Песок по физико-химическим показателям должен соответствовать нормам, указанным в таблице:
Требования по безопасности грунтов. . Используемые в ходе выполнения работ товары должны в результате обеспечивать экологические показатели почв и атмосферного воздуха не выше установленных Заказчиком предельно допустимых показателей. Показатели должны соответствовать установленным пределам в отношении каждого используемого товара или его компонента.
Требования по безопасности грунтов | ||
Наименование показателя |
Единицы измерений |
Значение |
pH |
ед. pH |
5 - 6 |
P (P2O5) |
мг/кг |
200 - 300 |
K (K2O) |
мг/кг |
100 - 150 |
Органическое вещество, не менее |
% |
3,5 |
Влага, не более |
% |
40 |
Zn, не более |
мг/кг |
100 |
Pb, не более |
мг/кг |
32 |
Cd, не более |
мг/кг |
3 |
Hg, не более |
мг/кг |
2,1 |
N, более |
мг/кг |
100 |
Cu, не более |
мг/кг |
55 |
Ni, не более |
мг/кг |
85 |
Cr, не более |
мг/кг |
100 |
сухой остаток, не менее |
% |
60% |
Потребность в установлении излишне детальных требований к характеристикам закупаемых товаров по вышеуказанным позициям, в ходе рассмотрения жалобы по существу, ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Кроме того, по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после проведения соответствующих испытаний.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Якутия" на действия заказчика - Отдела строительства Администрации Приволжского муниципального района при проведении электронного аукциона на определение поставщика с целью заключения контракта на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда (извещение N 0833300008815000006) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Специализированной организации предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 30 сентября 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 05 октября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Якутия" на действия заказчика - Отдела строительства Администрации Приволжского муниципального района при проведении электронного аукциона на определение поставщика с целью заключения контракта на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда (извещение N 0833300008815000006), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 30 сентября 2015 года, предписывает:
1. Заказчику - Отделу строительства Администрации Приволжского муниципального района устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе для чего срок до 15 октября 2015 года:
- отменить все составленные в ходе проведения указанной закупки протоколы;
- внести изменения в извещение и документацию об указанном электронном аукционе в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 30.09.2015 и Законом о контрактной системе;
- разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
2. Отделу строительства Администрации Приволжского муниципального района и ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" осуществить все дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 и 2 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в указанном электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.
4. Отделу строительства Администрации Приволжского муниципального района и ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 20.10.2015 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 6 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016