Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 30 сентября 2015 г. N ЭА - 889/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в
рассмотрев жалобу ООО СК "СтройИмпульс" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг питания по системе "Шведский стол" для спортсменов, проходящих учебно-тренировочные сборы и гостей для нужд ФГБУ "Юг Спорт" (извещение N0318100072215000175) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системы, считает, что Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе по п. 5, 9-14 Приложения 1 Технического задания.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Описание объекта закупки разработано с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" проводился электронный аукцион "Оказание услуг питания по системе "Шведский стол" для спортсменов, проходящих учебно-тренировочные сборы и гостей для нужд ФГБУ "Юг Спорт" (извещение N0318100072215000175).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 295 000.00 руб.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении 1 к техническому заданию в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ по позиции 5 "Йогурты" Заказчиком установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара (материала), согласно которым: "Требуется кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с использованием смеси заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки. Йогурт может быть обогащенный, с компонентами или без них. Йогурт может изготавливаться с пробиотиками и/или пребиотиками. Внешний вид и консистенция требуется однородная, с нарушенным сгустком при резервуарном способе производства или с ненарушенным сгустком - при термостатном способе производства, в меру вязкая, при добавлении загустителей или стабилизирующих добавок - желеобразная или кремообразная. Допускается наличие включений нерастворимых частиц, характерных для внесенных компонентов. Вкус и запах должны быть чистые, кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов, в меру сладкий вкус (при выработке с подслащивающими компонентами), с соответствующим вкусом и ароматом внесенных компонентов. Цвет требуется молочно-белый или обусловленный цветом внесенных компонентов, однородный или с вкраплениями нерастворимых частиц. По физико-химическим показателям йогурты должны соответствовать нормам: Массовая доля жира, %, не более 10. Массовая доля белка, %, более: 2,7. Массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка (СОМО),%, более: 8,4. Кислотность, °Т, не менее 75. Фосфатаза или пероксидаза - отсутствие. Массовая доля сухих веществ, %, не менее 10. Температура продукта при выпуске с предприятия, °С 4_2. Для изготовления йогуртов должно быть применено молоко, которое должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний. Молоко не должно быть получено в течение первых семи дней после дня отела животных и в течение пяти дней до дня их запуска (перед их отелом) или от больных животных и находящихся на карантине. Молоко может иметь предварительную термическую обработку, в том числе пастеризацию. Молоко в зависимости от физико-химических и микробиологических показателей должно быть одного из сорта: высший, первый. По органолептическим показателям молоко должно соответствовать требованиям: Консистенция должна быть однородная жидкость без осадка и хлопьев. Замораживание не допускается. Вкус и запах: Чистый, без посторонних запахов и привкусов, не свойственных свежему натуральному молоку. Слабовыраженный кормовой привкус и запах не допускается. Также не допускается выраженный кормовой, в т.ч. лука, чеснока, полыни и др. трав, придающих молоку горький вкус, хлевный, соленый, окисленный, липолизный, затхлый; запах и вкус нефтепродуктов, дезинфицирующих средств и др. химикатов также должен отсутствовать. Цвет молока должен быть от белого до светло-кремового. По физико-химическим показателям молоко должно соответствовать нормам: Массовая доля белка непастеризованного молока, измеренная колориметрическим методом, %, более 2,7. Измеренная оптическая плотность, не более 1 ед. оптич. плотности. Кислотность, °Т, не ниже 16,0. Группа чистоты, выше II. Плотность, кг/м3, не менее 1027. Температура замерзания, °С, не выше минус 0,520. Молоко после дойки должно быть профильтровано (очищено). Охлаждение молока проводят в хозяйствах не позднее 2 ч после дойки до температуры 4_2. Хранение молока, подвергшегося термической обработке изготовителем продуктов переработки молока до начала переработки, осуществляется в отдельных маркированных емкостях при температуре 4_2 °С в пределах сроков годности продукта. Сахар, в составе йогурта, должен быть выработан с размерами кристаллов в диапазоне от 0,2 до 2,5 мм. Массовая доля сахара в йогурте не более, %, 12. Допускаются отклонения от нижнего и верхнего пределов указанных размеров до 5% к массе сахара-песка. По органолептическим показателям сахар-песок должен соответствовать требованиям: Вкус и запах: сладкий, без посторонних привкуса и запаха. Раствор сахара должен быть прозрачным или слабо опалесцирующим, без нерастворимого осадка, механических или других посторонних примесей. По физико-химическим показателям сахар-песок должен соответствовать требованиям: Массовая доля сахарозы (в пересчете на сухое вещество), %, не менее 99,75. Массовая доля редуцирующих веществ (в пересчете на сухое вещество), %, не более 0,050. Массовая доля золы (в пересчете на сухое вещество), %, не более 0,04. Цветность, не более: условных единиц 0,8; единиц оптической плотности не более 104. Массовая доля влаги, %, не более 0,14. Массовая доля ферропримесей, %, не более 0,0003. Величина отдельных частиц ферропримесей не должна превышать 0,5 мм в наибольшем линейном измерении. Сахар должен соответствовать государственным стандартам регламентирующим данный вид продукции.
Для обезжиренного йогурта допускается не указывать массовую долю жира. Йогурт должен соответствовать государственным стандартам, регламентирующим данный вид продукции.".
При описании требований к поставляемому товару "Йогурт" Заказчиком установлены требования к производству йогурта, а также к производству молока, входящего в состав йогурта и требование к сельскохозяйственным животным, которые будут являться производителями молока.
Указанная информация отсутствует в свободном доступе, что не позволяет участнику закупки подать корректное предложение в отношении поставляемого товара, также процентное соотношение тех или иных компонентов, природа их возникновения и источники получения могут представлять из себя секрет производства того или иного производителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Согласно п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона N98-ФЗ от 29.07.20014г. "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании п. 9-14 "Сыры" и "Сыры рассольные", также установлены требования к составляющим компонентам товара и к технологии производства компонентов, что не позволяют участнику закупки подать соответствующее предложение на участие в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Заказчиком не предоставлено доказательств того, что требуемые от участника закупки конкретные показатели возможно получить из сертификата соответствия товара.
Предметом контракта является организация услуг питания, а не производство товаров.
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО СК "СтройИмпульс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Южный федеральный центр спортивной подготовки" нарушение ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что на Заказчику выдано предписание N 299 по делу ЭА-888/2015 об аннулировании электронного аукциона (извещение N0318100072215000175), повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 сентября 2015 г. N ЭА - 889/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016