Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
N 06-10/111-15 (опубликовано 5 октября 2015 г.)
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:
председателя Комиссии: В.И. Шевченко - руководителя управления;
членов комиссии: А.Д. Рылова - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; М.Н. Крыловой - специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев материалы дела N06-10/111-15 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Регион ДСК" (вх.N5014 от 24.09.2015) на действия Заказчика - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" при проведении открытого аукциона на право заключить договор по предмету "Выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ", номер извещения 31502733481;
в присутствии заявителя - представитель ООО "Регион ДСК" Туркасов А.В. на основании доверенности от 01.06.2015,
в присутствии организатора торгов - представитель ТГУ Кузьмин С.В. на основании доверенности от 07.07.2014 N123, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Регион ДСК" (далее - ООО "Регион ДСК") (вх.N5014 от 24.09.2015) на действия Заказчика - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (далее - ТГУ, организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключить договор по предмету "Выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ". Номер извещения 31502733481. Размещено 07.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru.
Как следует из содержания жалобы, в локальном сметном расчете указан "Оконный блок ПВХ, VEKA 5 камер, с 2-х камерным стеклопакетом" без указания возможности предложения эквивалента, что, по мнению заявителя жалобы, нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Также сроки заключения договора по результатам торгов, указанные в Положении о закупках и в Документации об аукционе не совпадают.
В письменных пояснениях по делу представитель ТГУ указал, что выбор оконного профиля "VEKA" обусловлен его качественными характеристиками, соответствующим потребностям заказчика. При заключении договора с победителем будут применяться положения документации.
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, возражений, предоставленные документы, заслушав пояснения сторон, считает установленным следующее.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
07.09.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, размещено Извещение N31502733481 о проведении открытого аукциона на право заключить договор по предмету "Выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ".
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственной университет" (утв. решением Наблюдательного совета ТГУ от 22.12.2014) (далее - Положение).
В соответствии со ст.704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.
Данные требования также установлены в ст.745 ГК РФ об обязанности подрядчика обеспечением строительства материалами.
Из документации об аукционе следует, что обязанность по обеспечению строительных работ на объекте "Корпус N4 ТГУ", расположенном по адресу г.Томск, ул.Московский тракт, 2е лежит на подрядчике (победителе аукциона).
Из предмета аукциона на выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ, расположенного по адресу г.Томск, ул.Московский тракт, 2е следует, что предметом договора является выполнение строительных подрядных работ.
В соответствии с пп. "е" п.5.2 Положения, при указании в документации о закупке на товарные знаки, модели товара, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, наименование производителя, они могут сопровождаться словами "или эквивалент".
Таким образом, Организатор торгов вправе, но не обязан при указании наименования товара указывать возможность предложение эквивалента. Кроме того, предметом торгов является выполнением работ, а не поставка товара, что исключает возможность ограничения конкуренции.
Во исполнение требований п.1 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в локальном сметном расчете N03-01-08Т (п.4) установлены наименование и характеристики применяемых материалов для выполнения подрядных работ.
В соответствии с п. 13.4 Положения, по результатам закупки товаров, работ, услуг заключается договор в соответствии с требованиями п. 21 Положения, однако п. 21 Положения отсутствует.
В соответствии с п. 17.6 Положения, договор может быть заключен не ранее пяти и не позднее двадцати дней со дня размещения е единой информационной системе протокола, составленного по результатам закупки товаров, работ, услуг.
В соответствии с п.7.1 Документации об аукционе, договор может быть заключен не ранее семи и не позднее двадцати дней со дня размещения на официальном сайте протокола по результатам закупки товаров, работ, услуг.
Таким образом, установление Организатором торгов в Документации об аукционе срока для заключения договора большего, чем установлено Положением не ущемляет прав участников, поскольку продлевает сроки для обжалования действий Организатора торгов.
Комиссия Томского УФАС России не находит в действиях Заказчика признаков нарушения ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого аукциона на право заключить договор по предмету "Выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ".
Руководствуясь частью 1 статьи 17, частью 20 статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Регион ДСК" на действия организатора торгов - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" при проведении при проведении открытого аукциона на право заключить договор по предмету "Выполнение работ по замене окон корпуса N4 ТГУ" (реестровый номер 31502733481) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области N 06-10/111-15 (опубликовано 5 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016