Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
от 7 мая 2010 г. N 05-13-03/03-17-10
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2010 г., решение в полном объеме изготовлено 07.05.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела N 05-13-03/03-17-10 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии - Долгих О.М. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, членов Комиссии - Хаджиева Ф.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Мандан-Хорлуу Б.А. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Сарбаа В.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, в присутствии сторон:
Государственного заказчика - ГРУЗ "Ресбольница N 3":
- "" - и.о. главного врача ГРУЗ "Ресбольница N 3", приказ "Об исполнении обязанностей" от 16.03.2010 г. N 27-л;
- "" - доверенность б\н от 31.03.2010 г.
Министерства финансов РТ:
- "" - заместитель начальника Департамента государственных закупок Министерства финансов РТ, доверенность б/н от 05.08.2009 г.;
ООО "РиналМед":
- "" - доверенность N 041 от 23.04.2010 г.
рассмотрев дело N 05-13-03/03-17-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГРУЗ "Республиканская больница N 3" - (далее - ГРУЗ "Ресбольница N 3") установила следующее:
В адрес Тывинского УФАС России поступила жалоба ООО "Восточно-Сибирский региональный центр Дельта-СП" (вх. N124 от 20.01.2010 г.) на действия государственного заказчика - ГРУЗ "Ресбольница N 3" и уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Тыва при размещении заказа путем проведения открытого аукциона рег. N АО-Л-12-09-226 на поставку расходных материалов для гемодиализа на 2010 год.
Решением Комиссии Тывинского УФАС России жалоба ООО "Восточно-Сибирский региональный центр Дельта-СП" признана необоснованной. Одновременно при рассмотрении жалобы, проведения документарной проверки, выявлены признаки нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании приказа Тывинского УФАС России N 35 от 17.03.2010 г. возбуждено дело N 05-13-03/03-17-10 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Так, согласно материалам дела, на основании заявки ГРУЗ "Ресбольница N 3" Министерство финансов Республики Тыва, как уполномоченный орган, разработало проект аукционной документации на поставку расходных материалов для гемодиализа на 2010 год.
Приказом Министра финансов Республики Тыва Килижековым Ю.А. N 1720 от 18.12.2009 г. данная аукционная документация была утверждена и зарегистрирована под N АО-О-12-09-226.
Согласно Приложению N 1 "Техническое задание Лота N 1", являющегося неотъемлемой частью аукционной документации N АО-О-12-09-226, исполнитель государственного контракта должен поставить расходные материалы, в том числе:
диализатор BLS 514 (1,4кв.м) материал мембраны-полиэтерсульфон,
диализатор BLS 517 (1,7 кв.м) материал мембраны-полиэтерсульфон
магистраль кровопроводящая гемодиализная универсальная артериально-венозная
артериально-венозная фистульная игла;
двухпроцветный катетер для гемодиализа в наборе;
апирогенный ультрафильтр диализной жидкости (мембрана-полисульфон) FORCLEAN;
апирогенный ультрафильтр диализной жидкости (мембрана-посидин) MULTIPURE;
фильтр для диализной жидкости DIASAFE PLUS FILTER FOR ARTIFICAL KIDNEY DIASAFE PLUS;
В жалобе ООО "Восточно-Сибирский региональный центр Дельта-СП" указывает, что в аукционной документации содержатся признаки нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в техническом задании в состав лота N 1 включена продукция технологически и функционально не связанная между собой, а именно:
1) позиции с 1 по 5 включаются в экстракорпоральный контур крови и являются одноразовыми расходными материалами при проведении процедуры гемодиализа;
2) позиции с 6 по 8 включаются в гидравлический контур аппарата и применяются многократно, являясь расходными запасными частями для аппаратов.
ООО "Восточно-Сибирский региональный центр Дельта-СП" считает, что позиции с 1 по 5 необходимо было выделить в отдельный лот в связи с тем, что одноразовая продукция производится и продается как российскими, так и зарубежными производителями и поставщиками, в отличии от продукции многоразового использования указанной в позиции с 6 по 8 лота N 1. Продукция первого лота указанная в позициях с 6 по 8 поставляется на территории Российской Федерации только ООО Фирмой "Гальмед", которая является эксклюзивным дистрибьютором итальянского производителя фирмы "Bellco".
Включение в состав первого лота продукции, которая может поставляться неограниченным количеством хозяйствующих субъектов, действующих на рынке медицинского оборудования (продукции), а также продукция которая поставляется только эксклюзивными дистрибьюторами характеризует признак нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части ограничения количества участников размещения заказа в связи с невозможностью поставить эквивалентный товар с 6 по 8 позиции лота N 1 открытого аукциона рег. N АО-Л-12-09-226 на поставку расходных материалов для гемодиализа на 2010 год.
Для полного и всестороннего изучения данного дела Определением от 31.03.2009 г. N 05-13-03/03-17-10 рассмотрение дела отложено на 27.04.2010 г., в связи с необходимостью выяснения технических особенностей аппаратов для лечения больных нефрологическими заболеваниями.
Для выяснений данного вопроса Тывинским УФАС России от 15.04.2010 г. N 5-483 направлен запрос в Научно-исследовательский институт нефрологии ГОУ ВПО Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова (далее - Медуниверситет им. И.П.Павлова), в том числе по вопросу о разъяснении: замены расходных материалов для аппаратов гемодиализа на аналогичные (эквивалентом) расходные материалы других производителей, на который ответ поступил вх. N 1256 от 23.04.2010 г.
В ответе Медуниверситет им. И.П.Павлова указал, что расходные материалы для гемодиализа (диализаторы, артериально-венозные магистрали, фистульные иглы, катетеры, ультрафильтры) поставляются на рынок Российской Федерации большим количеством производителей ("Gambro Medical", "Forclean", "Bellco" "Fresenius", "Nikisa", "Brawn") и их дистрибьюторами. Для применения на гемодиализных аппаратов Formula 2000, Formula 2000 plus могут использоваться не только указанные в аукционной документации расходные материалы, но и аналогичные им товары (эквивалент) других производителей. Для примера указаны:
диализатор BLS 514 (1,4кв.м) материал мембраны-полиэтерсульфон - эквивалент диализатор F6HPS ("Fresenius") и диализатор PES-130DL (Nipro);
магистраль кровопроводящая гемодиализная универсальная артериально-венозная - эквивалент FA204 C/FV 204 C ("Fresenius") и AV-123 ("Gambro Medical");
При рассмотрении дела заместитель начальника Департамента государственных закупок Министерства финансов РТ пояснила, делая ссылку на "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" ОК034-2007, утвержденный Приказом Ростехурегулирования от 22.11.2007 г., что оборудование для гемодиализа и расходные материалы (диализаторы и.т.д.) для оборудований гемодиализа относятся к одной группе товаров.
Так же, представитель Министерства финансов РТ приложила Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20.02.1996 N 64 "Об утверждении перечня первоочередных медицинских изделий" (действующий Приказ), указав, что в п. 9 "Одноразовые системы и изделия из полимеров, стекла и расходные материалы" перечислены расходные материалы, указанные в аукционной документации в лоте N 1 "Расходные материалы для гемодиализа на 2010 г."
Представитель ООО "РиналМед" пояснил, что расходные материалы с 6 по 8 позиции лота N 1 открытого аукциона (апирогенный ультрафильтр диализной жидкости (мембрана-полисульфон) FORCLEAN; апирогенный ультрафильтр диализной жидкости (мембрана-посидин) MULTIPURE; фильтр для диализной жидкости DIASAFE PLUS FILTER FOR ARTIFICAL KIDNEY DIASAFE PLUS), производятся германскими компаниями "Wibral" и "Fresenius", японскими компаниями "Nikisa", "Nipro", европейскими компаниями "Gambro Medical", "Forclean", "Bellco" и американской компанией "Baxtor". Для гемодиализных аппаратов - серии Formula-2000, Formula 2000 Plus подходят расходные материалы (апирогенные ультрафильтры) не только компании "Forclean", но их можно заменить на материалы компании "Fresenius". Также добавил, что ООО "РиналМед" не является официальным дистрибьютором и все расходные материалы покупаются на свободном рынке. Так, ООО "РиналМед" закупку производят у представителей компании "Nipro" и "Fresenius".
Пояснения представителя ООО "РиналМед", в части взаимозаменяемости расходных материалов, указанных в аукционной документации на аналогичные (эквивалент) других производителей подтверждается письмом Медуниверситета им. И.П.Павлова (вх. N 1256 от 23.04.2010 г.)
Ознакомившись с материалами дела, выслушав доводы сторон, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом:
В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в силу наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из материалов аукционной документации следует, что первый столбец Технического задания лота N 1 на странице 21 аукционной документации содержит в "шапке" торговое наименование и слова "или эквивалент", которое относится ко всем наименованиям лота.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что, ГРУЗ "Ресбольница N 3" и Министерство финансов Республики Тыва, включив в состав лота N 1 "Поставка расходных материалов для гемодиализа на 2010 г." расходные материалы, которые относятся к одной группе товаров, технологически и функционально взаимосвязанные между собой не нарушило нормы антимонопольного законодательства, и в связи чем дело N 05-13-03/03-17-10 о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае - отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 23, 39, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России решила:
Дело N 05-13-03/03-17-10 возбужденное в отношении ГРУЗ "Республиканская больница N 3" по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии: Ф.А. Хаджиев
Б.А. Мандан-Хорлуу
В.В. Сарб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 мая 2010 г. N 05-13-03/03-17-10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016