Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 7 мая 2010 г.
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Рогачев В.С. - руководителя управления,
члены Комиссии: Селянина Н.Н. - зам. руководителя Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
Новикова Н.А. - зам. руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы,
Семенцова О.И. - зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,
Карсунцева О.М. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы
рассмотрев дело N 76 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на территории Брянской области рекламы белорусского трикотажа реализуемой компанией "Оптимал-С" (ООО "Оптимал-С") в которой указана стоимость за данный товар, которая предполагает определенного покупателя, тем самым вводит в заблуждение остальных потребителей рекламы
(существо нарушения с указанием рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
в присутствии представителей:
заявитель - Зык Н.Н. действующий по доверенности от ИП Зык Е.Н.
(наименование, адрес юридического лица, Ф.И.О., адрес физического лица; Ф.И.О., должность, данные доверенности представителя)
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Оптимал-С" <_>
(наименование, адрес юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления;
Ф.И.О., адрес физического лица; Ф.И.О., должность, данные доверенности представителя установила:
В адрес Брянского УФАС России поступили жалоба от индивидуального предпринимателя Зык Е.Н. на действия общества с ограниченной ответственностью "Оптимал-С" выразившиеся в размещении рекламной информации в эфире радиостанции "Чистые ключи". В указанной рекламе озвучена информация о том, что фирма "Оптимал-С" реализует товар по ценам фабрик производителей. Текст звуковой рекламы: "Белорусский трикотаж по ценам производителей в Брянске. Компания "Оптимал-С" 66-19-37, 66-19-37". По материалам представленным заявителем данная информация не соответствует действительным сведениям.
В соответствии с п.4 части 3 статьи 5 недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из указанных норм следует, что данная реклама должна содержать полную информацию, чтобы не вводить в заблуждение потребителей данной рекламы.
Данная информация является рекламой, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и продвижение его на рынке при осуществлении предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, данная реклама является ненадлежащей (недостоверной), не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о порядке оплаты товара, в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях преобретения рекламируемого товара, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, так как фактически по ценам производителя может приобрести товара только тот покупатель, который сделает покупку на сумму превышающую 50 000 рублей, так это приводит к нарушению гражданских прав потребителей.
Заявитель просил привлечь ОАО "ВымпелКом" к установленной законом ответственности.
28.04.2010 г. Брянским УФАС России по данному факту в отношении ООО "Оптимал-С" было возбуждено дело N 76 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 7 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе").
Комиссией Брянского УФАС России установлено, что в апреле-мае 2010 года на территории Брянской области, в том числе г. Брянска, в радиоэфире радиостанции "Чистые ключи" распространялась реклама товаров "Белорусский трикотаж" компании "Оптимал-С". В соответствии с пунктами 1-3 статьи 3 Закона "О рекламе" указанная информация является рекламой.
Из содержания рекламы следует, что приобрести товар по ценам производителя может каждый потенциальный потребитель товара "Белорусский трикотаж".
Согласно части 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Вместе с тем, в рекламе Общества не содержатся сведения о предоставлении цен от производителя исключительно для определенной категории покупателей (оптовым, мелкооптовым, розница). Как установлено материалами дела продажу физическим лицам ООО "Оптимал-С" не осуществляет. Тем самым, рекламная информация вводит в заблуждение потенциальных потребителей рекламы. Таким образом, Общество сокрыв часть существенной информации для потребителя о минимальной стоимости товара вводит в заблуждение потенциальных потребителей данной рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что рекламодателем распространения на территории Брянской области данной рекламы является ООО "Оптимал-С" что подтверждается договором N03 на оказание рекламно-информационных услуг в эфире радиостанции "Чистые ключи" от 02 апреля 2010 г., копиями уставных и учредительных документов.
Установлено, что ООО "Оптимал-С" является продавцом а также лицом, определившим объект рекламирования и содержание указанной рекламы, то есть является рекламодателем данной рекламы. При этом Общество имело возможность влиять на содержание указанной рекламы с тем, чтобы исключить нарушение требований Закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Оптимал-С" пояснил, что в вышеуказанной рекламе содержится вся необходимая информация, соответствующая требованиям Закона "О рекламе". Доводы представителя Общества отклонены по следующим основаниям: приведенный текст рекламы содержит утверждение о ценах от производителя. Так как реклама направлена на неограниченное количество и распространялась для неопределенного числа лиц, то можно сделать вывод о том, что купить товар по ценам от производителя может любой обратившейся, независимо от суммы покупки. При выяснении обстоятельств по делу подтвердился факт указанный в заявлении ИП Зык Е.Н., т.е. данная реклама не дает полной информации о рекламируемом товаре и тем самым вводятся в заблуждение потенциальные потребители рекламы. (Письменное заявление заявителя ИП Зык Е.Н. может быть приравнено к свидетельским показаниям).
В результате рассмотрения дела Комиссией Брянского УФАС России установлено, что в указанной рекламе:
- содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара,
- отсутствуют сведения о минимальной сумме покупки,
- отсутствуют сведения о покупателе товара (оптовый, мелкооптовый),
то есть реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"), следовательно, является ненадлежащей (недостоверной) рекламой (пункт 4 статьи 3 Закона "О рекламе").
На основании изложенного, установлен факт нарушения ООО "Оптимал-С" (рекламодателем) требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Закона "О рекламе". Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к ООО "Оптимал-С" (рекламодателю) необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО "Оптимал-С" (рекламодателю), согласно пункта 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"). Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Брянского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии Селяниной Н.Н. немедленно по окончании рассмотрения дела - 07.05.2010 г.
(излагаются описательная и мотивировочная часть решения в соответствии с п.п. 40, 41,47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе)
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей (недостоверной) распространенную в апреле-мае 2010 г. на территории Брянской области рекламу стоимости товара "Белорусский трикотаж" реализуемой компанией "Оптимал-С" (ООО "Оптимал-С") в которой указана стоимость за данный товар, которая предполагает определенного покупателя, тем самым вводит в заблуждение остальных потребителей рекламы, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Выдавать ООО "Оптимал-С" (рекламодателю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Брянского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении рекламодателя - ООО "Оптимал-С".
Решение изготовлено в полном объеме "11" мая 2010 г. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев, со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.Н.Селянина
Члены Комиссии: Н.А.Новикова
О.И.Семенцова
О.М.Карсунцева
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"07" мая 2010 г. г.Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Селянина Н.Н. - зам. руководителя Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
Новикова Н.А. - зам. руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы,
Семенцова О.И. - зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,
Карсунцева О.М. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы
на основании своего решения от "07" мая 2010 г. по делу N 76 о признании ненадлежащей рекламы общества с ограниченной ответственностью "Оптимал-С" размещенной в радиоэфире радиостанции "Чистые ключи" в апреле 2010 г., и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Оптимал-С" в двадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:
- при выходе рекламного материала учесть требования статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" а именно в рекламе должна быть раскрыта информация для потребителей, быть достоверной, открытой и не вводить в заблуждение или искажать смысл, и соответствовать требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"
2. ООО "Оптимал-С" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "04" августа 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председателя Комиссии Н.Н.Селянина
Члены Комиссии: Н.А.Новикова
О.И. Семенцова
О.М.Карсунцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 7 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016