Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
от 27 апреля 2010 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель: - Тыченок Г.Н. - руководитель
управления;
Члены комиссии: - Ильченко Л.А. - старший государственный
инспектор отдела контроля монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и рекламы;
- Филиппова В.А. - специалист-эксперт
отдела контроля
монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции и рекламы;
рассмотрев дело N 3, возбужденное в отношении областного открытого акционерного общества "Сахалиноблгаз" по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее в тексте - Закон "О защите конкуренции"), запрещающего злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением,
в присутствии:
<_> - представителя ОАО "Сахалиноблгаз" по доверенности,
<_> - представителя Сахалинского Управления Ростехнадзора,
ИП <_> - заявитель,
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2010 года в УФАС по Сахалинской области поступило заявление от индивидуального предпринимателя <_> на действия ОАО "Сахалиноблгаз".
Поводом для обращения послужили неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО "Сахалиноблгаз", выразившиеся в навязывании своих услуг по замене газового счетчика на аналогичный в узле учета газа системы газопотребления.
ОАО "Сахалиноблгаз" в своих действиях не видит нарушения антимонопольного законодательства и ущемления интересов ИП <_> считает, что не навязывало своих услуг заявителю по замене учета газа.
Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
ОАО "Сахалиноблгаз" является субъектом естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам (ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях").
Приказом Сахалинского УФАС России от 05.06.2007 N87-П ОАО "Сахалиноблгаз" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Согласно Реестру ОАО "Сахалиноблгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию, ремонту газового оборудования по Охинскому, Ногликскому районам Сахалинской области.
Согласно пояснениям ОАО "Сахалиноблгаз" (письмо от 24.03.2010 N07/697) и ИП <_> (письмо от 02.02.2010 вх. N 481) действующего договора поставки газа между Заявителем и ОАО "Сахалиноблгаз" не имеется, однако услуги по поставке газа осуществляются.
12 ноября 2009 года ИП <_> обратился в ОАО "Сазалиноблгаз" с заявкой, в которой просил разрешение на приемку газового учета при замене счетчика газа. К указанной заявке <_> была приложена лицензия NВП-77-000272 от 31.07.2009 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Письмом от 16 ноября 2009 исх. N1613 ОАО "Сахалиноблгаз" на заявку ИП <_> сообщило, что согласно "Правилам учета газа" (утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996) все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться организациями, имеющими разрешение Ростехнадзора России на право проведения указанных работ, а приложенная ИП <_> лицензия дает разрешение на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
Представитель Ответчика для приемки счетчика <_> не направлялся, акты о допуске или отказе в допуске в эксплуатацию узла учета не составлялись.
Расценив письмо ОАО "Сахалиноблгаз" как отказ в приемке узла учета Заявитель обратился в антимонопольный орган.
В ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа представитель ОАО "Сахалиноблгаз" пояснил, что вышеуказанное письмо ОАО "Сахалиноблгаз" не содержит в себе отказа в замене счетчика, а является пояснением относительно монтажа узла учета. Невыход представителя ОАО "Сахалиноблгаз" к Заявителю для приемки учета газа представитель Ответчика обосновал тем, что принимать учет Ответчик не мог по причине того, что счетчик ИП <_> заменен не был, то есть принимать было фактически нечего.
Доводы Ответчика не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.
Во-первых, письмом от 12.01.2010 N02/20 ОАО "Сахалиноблгаз", на запрос Сахалинского УФАС России о даче пояснений относительно заявления ИП <_> повторно сослался на п.1.11 "Правил учета газа" (утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996) (далее - Правила учета газа), а так же пояснил, что к заявлению ИП <_> была приложена лицензия Ростехнадзора России, других документов необходимых для проведения работ по замене счетчика представлено не было.
Данные пояснения, в дополнении к письму ОАО "Сахалиноблгаз" от 16 ноября 2009 исх. N1613, по мнению Сахалинского УФАС России подтверждают доводы Заявителя о том, что ОАО "Сахалиноблгаз" отказал Заявителю в приемке узла учета по причине отсутствия у Заявителя лицензий на осуществление данного вида работ.
Во-вторых, при рассмотрении дела Комиссии Сахалинского УФАС России не было представлено акта, из которого бы следовало, что представитель ОАО "Сахалиноблгаз" был направлен к ИП <_> для допуска в эксплуатацию узла учета, но учет не был принят, так как счетчик не был заменен.
Таким образом, Заявителю фактически было отказано в приемке учета газа.
При этом с декабря 2009 года ОАО "Сахалиноблгаз" количество газа, потребленного ИП <_> определяло расчетным способом.
В соответствии с преамбулой к Правилам учета газа в указанных Правилах изложены основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации. При этом Правила учета газа предназначены для специалистов и персонала, занятых проектированием, наладкой и эксплуатацией систем газоснабжения, узлов учета, разрабатывающих средства измерений расхода газа, его количества и параметров. Кроме того, согласно п. 1.2 Правил учета газа, указанные Правила определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа. Таким образом, указанные Правила не регулируют отношения с участием лиц, осуществляющих деятельность по установке газовых счетчиков, а также порядок осуществления права собственности, в том числе и потребителями газа в отношении принадлежащих им газового оборудования и сетей, которые в соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации могут регулироваться только гражданским законодательством Российской Федерации.
Исходя из принципов ГК РФ, согласно которым гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничение правоспособности лиц не может устанавливаться актом такого уровня, как Правила учета газа, а должно содержаться в федеральном законе. Согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) деятельность по установке газовых счетных узлов, а также по ремонту и обслуживанию газового оборудования не относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Сахалинское Управление Ростехнадхора письмом от 21.12.2009 N8805 так же сообщает, что для замены газового счетчика на аналогичный в узле учета газа системы газропотребления ИП <_> каких-либо дополнительных разрешений и лицензий не требуется, для проведения данного вида работ достаточно квалифицированного слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3-5 разрядов.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о неправомерности отказа ОАО "Сахалиноблгаз" ИП <_> в приемке узла учета газа.
Довод Ответчика о том, что ИП <_> должен был самостоятельно заменить счетчик, составить акт допуска узла учета в эксплуатацию, предъявить данный акт ОАО "Сахалиноблгаз", и только после этого его счетчик был бы допущен к эксплуатации, так же не принимается Комиссией Сахалинского УФАС России.
В соответствии с ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 2.7 Правил учета газа установлено, что счетчик газа должен быть защищен от несанкционированного вмешательства. Указанная защита обеспечивается в том числе путем опломбирования газового счетчика газоснабжающей организацией. Пломбирование счетчика производится при приемке узла учета к эксплуатации.
При снятии для замены газового счетчика ИП <_> самостоятельно, без предварительного предъявления его газоснабжающей организации, ему необходимо было нарушить целостность этих пломб, что может быть расценено как несанкционированное вмешательство в узел учета.
Кроме того, исходя из смысла акта допуска в эксплуатацию узла учета газа у потребителя, подобный акт не может составляться потребителем газа по причине того, что он допуск не осуществляет.
Законодательством не установлена форма акта допуска в эксплуатацию узла учета газа у потребителя, однако, исходя из представленного образца акта допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя и аналогии составления подобных актов при допуске в эксплуатацию узлов учета тепло- и электроэнергии, данный акт составляется при одновременном присутствии потребителя и представителя газоснабжающей организации, а не утверждается газоснабжающей организацией, как пояснил Ответчик.
Довод представителя ОАО "Сахалиноблгаз" о необходимости демонтажа узла учета газа ИП <_> по причине несоответствия его требованиям действующего законодательства так же не принимается Комиссией Сахалинского УФАС России по следующим основаниям.
25 октября 1999 года Комиссией в составе <_> представителей ОАО "Сахалиноблгаз" и представителя Госгортехнадзора составлен акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, которым в числе прочих объектов были приняты газовые счетчики ИП <_>
25 августа 2005 года представителями ОАО "Сахалиноблгаз" проведена плановая проверка счетчиков ИП <_> указанная проверка оформлена актом на проверку счетчика. Каких-либо замечаний к техническому состоянию счетчиков в акте проверки не зафиксировано. Иных актов, свидетельствующих о неисправности узла учета ИП <_> Комиссии представлено не было.
В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Счетчик ИП <_> как следует из вышеуказанных актов, смонтирован и установлен с соблюдением всех норм, действующих на момент его принятия в эксплуатацию, таким образом, основания для повторного его монтажа по причине изменения требований законодательства нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Бездействие ОАО "Сахалиноблгаз" по принятию прибора учета ИП <_> явилось ущемлением интересов абонента, так как количество потребляемого газа абонента за этот период определялось расчетным методом.
С учетом вышеизложенного, Комиссия делает вывод о нарушении ОАО "Сахалиноблгаз" ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции".
12 апреля 2010 года ОАО "Сахалиноблгаз" добровольно устранил нарушения антимонопольного законодательства путем допуска в эксплуатацию узла учета газа ИП <_> о чем был составлен и представлен Комиссии Сахалинского УФАС России акт допуска в эксплуатацию узла учета газа у потребителя.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Сахалиноблгаз" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Производство по делу N 3, возбужденному в отношении ОАО "Сахалиноблгаз", прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "Сахалиноблгаз".
3. Предписание ОАО "Сахалиноблгаз" не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения административного производства в по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 апреля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016