Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 7 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело N 2 от 29.04.2010 г. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива в торговом павильоне "Морепродукты", расположенном на остановочном пункте общественного транспорта "Жилмассив" г. Горно-Алтайска с признаками нарушения пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе), в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе индивидуального предпринимателя, владельца торгового павильона "Морепродукты", на основании письменного ходатайства ИП вх. от 07.05.2010 N 989 о рассмотрении дела от 29.04.2010 N 2 в ее отсутствие, по семейным обстоятельствам, установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее УФАС по РА) в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании Приказа руководителя УФАС по РА от 25.03.2010 N 30, проведена проверка рекламы пива в торговом павильоне "Морепродукты", расположенном на остановочном пункте общественного транспорта "Жилмассив" г. Горно-Алтайска на предмет соответствия законодательству РФ о рекламе, в ходе которой, выявлены признаки нарушения рекламного законодательства.
Комиссией установлено, что розничную торговлю в торговом павильоне "Морепродукты" осуществляет индивидуальный предприниматель, о чем свидетельствует представленная Администрацией г. Горно-Алтайска информация вх. от 08.04.2010 N 710.
Согласно акту проверки объектов рекламы в торговом павильоне "Морепродукты" (акт проверки от 30.03.2010 г.), на площадке остановочного пункта общественного транспорта "Жилмассив", у входа в торговый павильон, на краю проезжей части установлен штендер, на котором изображена пивная кружка, наполненная жидкостью, внешне напоминающей пиво. На информационном поле штендера присутствует надпись следующего содержания: "Живое пиво в кегах". На одном из обращенных в сторону проезжей части окне торгового павильона "Морепродукты", с его внутренней стороны, прикреплен рекламный плакат. Данный плакат размещен таким образом, что его информационное содержание обращено на улицу, в сторону людей, ожидающих прибытие общественного транспорта. На плакате изображена бутылка пива наименования "Вольная Сибирь". В верхней части плаката имеется надпись: "Живое пиво".
В информационном содержании вышеуказанных объектах рекламы отсутствуют предупреждающие надписи о вреде чрезмерного потребления пива.
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе гласит: "Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке".
В соответствии с названной нормой Закона о рекламе, вышеуказанная распространяемая информация полностью подпадает под легальное определение понятия реклама. Она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - пиву, что способствует продвижению данного товара на рынке. Реклама побуждает произвести заинтересованным лицам определенные действия в отношении объекта рекламирования - купить пиво.
По мнению Комиссии в информационном содержании исследуемой рекламы усматривается наличие признаков нарушения пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 Закона о рекламе.
Так в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 22 Закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготовляемых на его основе не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
На запрос в администрацию г. Горно-Алтайска исх. от 17.03.2010 N 335/05 о предоставлении информации о местоположении торгового павильона "Морепродукты" относительно здания школы-интерната N 1 города Горно-Алтайска, находящегося по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 113, была предоставлена выкопировка местности, вх. от 23.04.2010 N 869, согласно которой, расстояние от торгового павильона "Морепродукты" до здания школы-интерната N 1 составляет 80 метров.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
При рассмотрении объектов рекламы торгового павильона "Морепродукты", Комиссией было установлено, что на рекламных полях отсутствуют надписи, предупреждающие о вреде чрезмерного потребления пива. Это обстоятельство подтверждено актом проверки объектов рекламы указанного торгового павильона от 30.03.2010 г., а также сделанными при проведении проверки фотоснимками.
На запрос о предоставлении информации исх. от 09.04.2010 N 516/05 индивидуальным предпринимателем, представлен ответ вх. от 22.04.2010 N 860. В письменном пояснении индивидуальный предприниматель признает факт распространения рекламы пива в торговом павильоне "Морепродукты", отметив при этом, что не знала, что распространять рекламу пива вблизи образовательных учреждений запрещено, указала, что рекламный штендер был изготовлены своими силами, а рекламный плакат был ей предложен поставщиком пива, сообщила, что в настоящее время данная реклама пива в торговом павильоне "Морепродукты" убрана.
Пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе гласит: "Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо".
Пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе гласит: "Рекламораспространитель это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств".
Комиссией установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является индивидуальный предприниматель, что подтверждено её письменным пояснением от 22.04.2010 г.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований норм пункта 6 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель, за нарушение части 3 статьи 22 указанного Федерального закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что реклама пива в торговом павильоне "Морепродукты", в силу пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Комиссия также сочла, что лицом, нарушившим пункт 6 части 2, часть 3 статьи 22 Закона о рекламе при распространении рекламы пива в торговом павильоне "Морепродукты", является индивидуальный предприниматель, которая определила объект рекламирования, приняла меры к изготовлению рекламной конструкции и распространению рекламы пива.
Указанные индивидуальным предпринимателем сведения от 22.04.2010 г. об устранении выявленных УФАС по РА нарушений Закона о рекламе, Комиссией не приняты во внимание, так как до принятия решения по делу N 2 от 29.04.2010 г., в адрес Управления не представлены доказательства, свидетельствующие о добровольном устранении указанных нарушений.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива: "Живое пиво в кегах", "Вольная Сибирь. Живое пиво", распространяемую в торговом павильоне "Морепродукты", расположенном на остановочном пункте общественного транспорта "Жилмассив" г. Горно-Алтайска, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Закона о рекламе, а место её расположение противоречит пункту 6 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона;
2. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 Закона о рекламе и недопущении подобных нарушений впредь;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Республике Алтай для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя.
Решение изготовлено в полном объеме 7 мая 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 2 от 29.04.2010 г.
07 мая 2010 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
на основании своего решения от 07.05.2010 г. по делу N 2 от 29.04.2010 г. о признании ненадлежащей рекламы пива: "Живое пиво в кегах", "Вольная Сибирь. Живое пиво", распространяемой в торговом павильоне "Морепродукты", расположенном на остановочном пункте общественного транспорта "Жилмассив" г. Горно-Алтайска, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю, в срок со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 6 части 2, части 3 статьи 22 Закона о рекламе, а именно:
- прекратить распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- прекратить распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на расстоянии ближе, чем сто метров от здания школы-интерната N 1 города Горно-Алтайска, находящегося по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 113;
2. Индивидуальному предпринимателю представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 мая 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, УФАС по РА вправе в соответствии с пунктом 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 7 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016