Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
(опубликовано 14 мая 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2010 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
-Авдеева А.И. - председателя Комиссии, руководителя управления;
-Мокроусова С.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя управления;
-Бердиной Н.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;
-Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
при участии:
со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области:
- - представителя по доверенности от 18.01.2010 N 305;
со стороны ОАО "Фармация":
- - генерального директора общества;
- - представителя по доверенности от 11.05.2010 б/н;
рассмотрев дело N 3-09/06-2010 от 20.04.2010 в отношении Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее по тексту - Министерство) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по инициативе территориального управления по результатам проверки заключения государственных и муниципальных контрактов на закупку лекарственных средств учреждениями здравоохранения Пензенской области. Из представленных в антимонопольное управление уведомлений о заключении контрактов от учреждений здравоохранения (исх. N 2451 от 20.04.2010, исх. N 1121 от 22.04.2010, исх. N 316 от 23.04.2010) следует, что учреждения заключили контракты с единственным поставщиком - ОАО "Фармация". Основанием заключения таких контрактов послужило письмо Министерства от 16.04.2010 N 3839.
На заседании Комиссии представитель Министерства пояснил, что в связи с продлением срока проведения аукциона на поставку лекарственных средств для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области на 2-4 кварталы 2010 года для недопущения ухудшения оказания медицинской помощи учреждениям здравоохранения было рекомендовано заключить контракты без проведения торгов. С целью организации оперативной поставки необходимых медикаментов предложено заключить контракты именно с ОАО "Фармация". Кроме того дополнил, что 4 мая 2010 года проведен аукцион на поставку лекарственных средств.
Представитель ОАО "Фармация" пояснил, что в настоящее время контракты, заключенные на основании письма Министерства, исполнены. 4 мая 2010 года проведен аукцион на поставку лекарственных средств для учреждений здравоохранения, победителями которого стали две организации, одна из которых - ОАО "Фармация".
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В Пензенское УФАС России 21.04.2010 поступили уведомления о заключении государственных контрактов от ГУЗ "Областной онкологический диспансер", ГУЗ "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко", МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина", заключенных с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. К названным уведомлениям не приложены документы, установленные пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов - копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.
Кроме того, 28.04.2010 и 30.04.2010 поступили уведомления о заключении контрактов по аналогичному основанию от МУЗ "Башмаковская центральная районная больница", МУЗ "Лунинская центральная районная больница", ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови", МУЗ "Шемышейская центральная районная больница".
В ходе проверки правомерности заключения вышеуказанных контрактов установлено, что 13.04.2010 проводилось совещание по вопросу недопущения сбоя в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в результате продления срока проведения аукциона на поставку лекарственных средств для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области. По результатам совещания оформлен протокол от 13.04.2010 б/н.
Согласно пункту 2 протокола учреждениям здравоохранения на период до заключения государственных контрактов по итогам проведенного аукциона рекомендовано заключить государственные контракты на поставку необходимых медикаментов и ИМН для оказания медицинской помощи населению в объеме 2-х месяцев на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области во исполнение названного протокола направило письмо от 16.04.2010 N 3839 во все подведомственные учреждения здравоохранения. В третьем абзаце письма указано следующее: ".оформленный и подписанный контракт со спецификацией необходимо направить в ОАО "Фармация для подписания".
В соответствии с имеющимися в антимонопольном управлении документами во исполнение вышеуказанных писем ГУЗ "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко" заключен государственный контракт от 20.04.2010 N 58 с ОАО "Фармация" на сумму 18 470 214,75 руб., ГУЗ "Областной онкологический диспансер" заключен государственный контракт от 21.04.2010 N 2104/10 с ОАО "Фармация" на сумму 2 375 042,19 руб., МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" заключен государственный контракт от 20.04.2010 N 20/4 с ОАО "Фармация" на сумму 2 778 608,90 руб.
Следовательно, исполнение требования Министерства учреждениями здравоохранения привело к созданию преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту - ОАО "Фармация" и ущемлению интересов других участников, осуществляющих деятельность на аналогичном рынке услуг.
Ссылку Министерства на то, что необходимые лекарственные средства могут быть поставлены именно ОАО "Фармация" в максимально короткий срок Комиссия считает необоснованной, так как не представлено никаких доказательств по данному вопросу, в том числе по исследованию рынка поставщиков лекарственных средств, а также каких-либо нормативно-правовых документов, подтверждающих правомерность заключения государственных контрактов непосредственно с ОАО "Фармация".
Антимонопольным управлением в 2009 году проведен анализ товарного рынка реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, по результатам которого составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на указанном рынке (отчет от 16.12.2009 б/н). Согласно указанному аналитическому отчету на рынке реализации лекарственных средств действует более 60 субъектов, то есть рынок является конкурентным.
Вместе с тем, Министерство своим письмом фактически обязало учреждения здравоохранения заключить контракты с единственным поставщиком - ОАО "Фармация".
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее также - Закон о защите конкуренции) устанавливает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, действия Министерства направлены на установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов и тем самым на установление конкурентных преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту - ОАО "Фармация".
Основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия Управления единогласно пришла к выводу о нарушении Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Признать действия Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, выразившиеся в направлении учреждениям здравоохранения писем с указанием заключения контрактов с конкретным хозяйствующим субъектом и тем самым создавая ему преимущества, нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Выдать Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предписание о прекращении нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному лицу Управления.
ПРЕДПИСАНИЕ N 3-09/06-2010 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"13" мая 2010 г. г. Пенза
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
-Авдеева А.И. - председателя Комиссии, руководителя управления;
-Мокроусова С.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя управления;
-Бердиной Н.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы;
-Шмелевой И.Ю. - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
на основании своего решения от 13.05.2010 по делу N 3-09/06-2010 о нарушении Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 50 данного закона,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении действий, которые привели к ограничению конкуренции, в результате установления для учреждений здравоохранения Пензенской области ограничения выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку лекарственных средств, и созданию конкурентных преимуществ ОАО "Фармация".
С момента получения настоящего предписания Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области отозвать письмо от 16.04.2010 N 3839, направленное в учреждения здравоохранения Пензенской области.
Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области представить в Пензенское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении контрактов, заключенных учреждениями здравоохранения во исполнение письма от 16.04.2010 N 3839 (муниципальный контракт от 20.04.2010 N 20/4, государственный контракт от 21.04.2010 N 2104/10, государственный контракт от 20.04.2010 N 58, муниципальный контракт от 23.04.2010 N 10/29, муниципальный контракт от 29.04.2010 N 10/40, муниципальный контракт от 28.04.2010 N 10/43, государственный контракт от 30.04.2010 N 7, муниципальный контракт от 30.04.2010 N 10/55 и пр.).
О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 25.05.2010 с представлением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии
А.И. Авдеев
Члены Комиссии
С.В. Мокроусов
И.Ю. Шмелева
Н.Ю. Бердин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (опубликовано 14 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016