Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 18 мая 2010 г.
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
- председателя Комиссии, и.о. заместителя начальника отдела,
- члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
- члена Комиссии, специалиста 1 разряда, отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
- представителя ООО "Сенар",
- представителя ООО "СП "Советник",
- представитель ФГУ "Волго-Донское государственное бассейновое управление",
рассмотрев материалы дела N 10-06/02-207, возбужденного по жалобе ООО "Сенар", установила:
В УФАС по Волгоградской области 11.05.2010 г. поступила жалоба ООО "Сенар" в которой обжалуются действия аукционной комиссии заказчика -
ФГУ "Волго-Донское государственное бассейновое управление" при проведении открытого аукциона в электронной форме "На право заключения
государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания управления государственного контракта на выполнение работ по
ремонту кровли здания управления ФГУ Волго-Доское ГБУВПиС".
Из жалобы ООО "Сенар" следует, что 08.04.2010 г. на сайте электронной торговой площадки www.zakazrf.ru ФГУ "Волго-Доснкое государственное
бассейновое управление" (далее Заказчик) разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 08.04.10-1778-ОАЭФ на
выполнение работ по ремонту кровли здания управления ФГУ Волго-Донское ГБУВПиС. 29.04.10г. ООО "Сенар" в соответствии со ст.35
Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг" и в соответствии с документацией
об аукционе была подана заявка на участие в аукционе и получено подтверждение от оператора электронной площадки www.zakazrf.ru ГУП
"Агентство по госзаказу РТ" с присвоением порядкового номера заявки 6890. 04.05.10г. на сайте был опубликован протокол N 449эа(1)
рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, согласно которого аукционная комиссия единогласно проголосовала за отказ ООО "Сенар" в
допуске к участию в открытом аукционе, обосновывая свое решение с указанием на положения документации об открытом аукционе, которым, по
мнению комиссии, не соответствует заявка общества, а именно: "В составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной
форме участник размещения заказа не полностью указывает сведения о товаре (материале), а именно не указывает: по позициям N 2 - размер, N
3 - упаковку, N 5 - упаковку, N 8 - размер в соответствии с требованиями Заказчика, установленными в разделе 12 документации об открытом
аукционе в электронной форме", Кроме того, в позиции N 6 заявки участник размещения заказа неверно указывает наименование герметика, а
именно: герметик производства Польши выпускается под торговой маркой TYTAN, в то время как участник размещения заказа указывает
наименование TITAN." ООО "Сенар" считает эти претензии необоснованными, так как:
по пункту 2: в составе аукционной документации не представлены рабочие чертежи, а в разделе 12 не указаны размеры бруса;
по пункту 3: расфасовка указана - по 0.6 кг;
по пункту 5; поставка металлочерепицы осуществляется листами поштучно;
по пункту 8; в составе аукционной документации не представлены рабочие чертежи, а в разделе 12 не указаны размеры ограждений кровельных в
комплекте;
по пункту 6: ошибка в написании иностранного слова поставщиком герметика, что подтверждается распечаткой страницы интернет-сайта, однако
другого герметика с теми же характеристиками производства Польши нет и Заказчику не пришлось бы выбирать между TYTAN и TITAN.
Согласно п.2 ч.4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которому в первой части заявки на участие в открытом аукционе в
электронной форме не требуется указывать сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных
характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, если участник
размещения заказа будет использовать этот товара при выполнении работ, оказании услуг. Мы по доброй воле указали дополнительную информацию
о товаре. Кроме того, ООО "Сенар" считает, что его заявка полностью соответствовала требованиям Заказчика к применяемому материалу,
изделиям и комплектующим, сформулированными в разделе 12 документации об аукционе, которые содержат наименования основных изделий и
материалов, их технические характеристики и свойства, а не конкретные торговые марки. В своей заявке ООО "Сенар" описывает качественные
характеристики применяемых материалов и комплектующих словами:
-применяемый материал и комплектующие должны отвечать требованиям соответствующих ГОСТов;
-качество используемых материалов должно соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил и другим нормативным
документам, действующим на территории РФ;
-материалы должны быть разрешены к применению на территории РФ, иметь необходимые разрешительные документы, сертификаты соответствия;
-материал должен быть новым, ранее не использованным и соответствовать Федеральному Закону от 21.12.94г. N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности", "Перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности", утвержденному приказом МЧС
России от 08.07.02г. N 320, постановлению Госстандарта России от 30.07.02г. N 64 "Номенклатура продукции, в отношении которой
законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация", Федеральному закону РФ от 22.07.08г. N 123-ФЗ "Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности"
На заседании комиссии УФАС представитель заказчика и специализированной организации с доводами жалоб не согласились, пояснив следующее.
Заявка ООО "Сенар" была обоснованно отклонена, поскольку в нарушение требований, установленных в документации об открытом аукционе в
электронной форме, в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа не
указывает следующие сведения о товаре (материале, изделиях) применяемых в ходе выполнения работ: его упаковке и данные о размере
указываются не полностью.
Требования об указании вышеперечисленных сведений о товаре установлены п.3.2. документации об аукционе учитывая положения ФЗ "О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N94-ФЗ (далее
"Закон"), исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ. товаром являются объекты гражданских прав (в том числе работа,
услуга, включая финансовую услугу), предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот, что позволяет сделать вывод о том,
что предмет настоящего аукциона - выполнение работ по ремонту кровли здания управления ФГУ Волго-Донское ГБУВПиС, является товаром. Таким
образом, требования об указании сведений о товаре, предусмотренные документацией об открытом аукционе в электронной форме указаны
правомерно, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Учитывая, что работы по ремонту кровли здания управления ФГУ Волго-Донское ГБУВПиС выполняются иждивением подрядчика к возникшим
правоотношениям будут применяться положения ст. 704 ГК РФ, согласно которым подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество
предоставленных им материалов, а также положения ч. 5 ст. 723 ГК РФ, руководствуясь которыми подрядчик, предоставивший материал для
выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества, при этом применяются
нормы, содержащиеся в ст. 475 ГК РФ, регламентирующие правоотношения, возникающие при поставке товара.
Во исполнение требований ч. 3 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме содержит инструкцию по заполнению
заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, составленной с учетом положений ч. 4 ст. 41.8 Закона, исходя из смысла которых,
первая часть заявки должна содержать сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных
характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление
которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в позиции N6 заявки ООО "Сенар" неверно указывает наименование герметика, а именно: герметик производства Польши выпускается
под торговой маркой TYTAN, в то время как участник размещения заказа указывает наименование TITAN.
Учитывая вышеизложенное, документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с учетом требований действующего
законодательства РФ, а решение о несоответствии заявки на участие в аукционе ООО "Сенар" принято в соответствии с нормами закона и
документации об аукционе.
Выслушав доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба
ООО "Сенар" является обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 41.8 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа,
получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной
форме состоит из двух частей.
Согласно части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в
электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об
открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе;
2) сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах)
товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом
аукционе в электронной форме. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки
товар, указание на товарный знак которого, содержится в документации об открытом аукционе, или для использования этого товара при
выполнении работ, оказании услуг.
Из содержания положений ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ следует, что указание сведений о качестве, технических
характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке,
отгрузке товара и иные сведения о товаре, является обязательным только для лиц, подающих заявки на участие в открытом аукционе в
электронной форме, предметом которого является поставка товара, а не выполнение работ (оказания услуг).
Ссылка заказчика и специализированной организации на положения ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135
-ФЗ, является несостоятельной, так как понятие товара в законе "О защите конкуренции" основано на 128 статье Гражданского кодекса,
определяющей объекты гражданских прав, которыми являются, товар, услуга, работа и т.д. Понятие товара, данное в Законе "О защите
конкуренции" определяет круг правоотношений, на которые распространяется действие закона "О защите конкуренции".
§ 5 главы 37 ГК РФ определяется самостоятельный вид договора подряда - "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 765 ГК РФ, основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в
соответствии с положениями статей 527 ГК.
В соответствии со статьей 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для
государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ декларирует, что "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том
числе устанавливает единый порядок размещения заказов_". То есть, указанный закон определяет процедуру заключения государственного либо
муниципального контракта.
Гражданский кодекс не регламентирует проведение процедуры аукциона для государственных либо муниципальных нужд.
Статьей 768 § 5 главы 37 ГК РФ "Правовое регулирование государственного или муниципального контракта" установлено, что к отношениям по
государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не
урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд".
Таким законом является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров_".
Предметом открытого аукциона в электронной форме "На право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному
ремонту здания Городищенского районного суда Волгоградской области", является выполнение работ с использованием определенных материалов, а
не поставка материалов в качестве товара с последующим выполнением работ.
Следовательно, к данным правоотношениям применима специально обозначенная норма ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 -
ФЗ, в соответствии с которой не является обязательным для предоставления в составе заявки, сведения о качестве, технических
характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке,
отгрузке товара и иных сведений о товаре, в случае, если данный товар будет применен для использования при выполнении работ, оказании
услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в
открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ, или предоставления
недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ, требованиям
документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ установлен запрет на отказ в допуске к участию в открытом аукционе в
электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ.
Таким образом, отказав ООО "Сенар" в ходе процедуры рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме,
аукционная комиссия заказчика нарушила ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ.
Внеплановая проверка процедуры проведения данных торгов, на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о
размещении заказов, иных нарушений не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального
закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Сенар" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - ФГУ "Волго-Донское государственное бассейновое управление" нарушавшей частью 5 статьи
41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94 при проведении открытого аукциона ""На право заключения государственного контракта на
выполнение работ по ремонту кровли здания управления государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания управления
ФГУ Волго-Доское ГБУВПиС"
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы N10-06/02-207 дела, соответствующему должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 18 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016