Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 25 сентября 2015 г. N 85-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: |
<***> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<***>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; <***>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев дело N 85-03-18.1/2015 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Уралинфотек" (далее - ООО "Уралинфотек") на действия (бездействие) МУП "Челябинский автобусный транспорт" (далее - МУП "ЧАТ") при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" (извещение N 31502731054), в присутствии представителя МУП "ЧАТ", а также представителей ООО "Уралинфотек", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Уралинфотек" на действия (бездействие) МУП "Челябинский автобусный транспорт" (далее - МУП "ЧАТ") при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" (извещение N 31502731054).
В жалобе указано следующее.
04.09.2015 МУП "ЧАТ" на сайте www.zakupki.gov.ru размещена документация о запросе предложений (извещение N 31502731054) на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ".
В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 год (реестровый N 2140089411) внесены дополнения, утвержденные директором МУП "ЧАТ" приказом от 02.09.2015 N 124, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 3 000 000,00 руб., способ закупки - запрос предложений.
Техническое задание, приложенное к документации на запрос предложения, содержит следующие требования к оборудованию:
- терминал должен обеспечивать оплату услуг как за наличный расчет, так посредством транспортных или иных карт,
- терминал должен без дополнительных технических средств поддерживать правильную работу со всеми видами транспортных карт используемых заказчиком,
- терминал должен быть готов к работе в момент поступления к заказчику, без последующих, доработок программного обеспечения,
- программное обеспечение терминала должно быть полностью совместимо с программно-аппаратным комплексом АСОП "Ехать быстро" (сайт: ехатьыстро.рф, тел. +7 (4812)686244, +7 (919)0492114, эл. почта: bentoksm@mail.ru), обеспечивающим обмен данными с центром обработки транспортных транзакций, установленного у Заказчика.
Кроме того, к заявке должна быть приложена пояснительная записка о наличии участника опыта работы, трудовых ресурсов и их квалификации (справка о кадровых ресурсах).
10.09.2015 на сайте государственных закупок опубликованы 2 протокола:
- протокол N42/1 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений,
- протокол N42/2 оценки и сопоставления предложений, участвующих в запросе предложений.
Запрос предложений признан несостоявшимся и согласно пункту 12.10 Положения о закупке принято решение заключить договор с единственным участником закупки - единственным поставщиком: ООО "Информационные решения".
На основании распоряжения директора МУП "ЧАТ" от 10.09.2015 N 89 10.09.2015 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика N 31502746418. К извещению приложен протокол N42/2.
В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 МУП "ЧАТ", были внесены дополнения, утвержденные директором МУП "ЧАТ" приказом от 10.09.2015 N 127, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 2 997 300,00 руб., способ закупки - закупка у единственного поставщика.
По мнению подателя жалобы, документация о закупке содержит признаки нарушения организатором закупки отдельных положений Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а именно: отсутствуют конкретные требования к программному обеспечению, с которым должно быть совместимо закупаемое оборудование.
Изменения в план закупок внесены с нарушениями сроков, установленных постановления Правительства РФ от 12.09.2012 N 932.
Кроме того, МУП "ЧАТ" неверно трактует понятие "закупка у единственного поставщика". Данный рынок является конкурентным и ООО "Информационные решения" не является единственным поставщиком указанного товара.
Также, по мнению ООО "Уралинфотек", решениями Челябинского УФАС России от 25.07.2014 N 27-03-18.1/2014, от 10.02.2015 N 32-07/14 по аналогичным делам были установлены и признаны незаконными обстоятельства, которые содержатся и в действиях МУП "ЧАТ", а именно: МУП "ЧАТ" осуществило закупку оборудования, предназначенного для учета льготной (социальной) категории граждан, в порядке, предусмотренном Законом о закупках.
На рассмотрении жалобы, представитель ООО "Уралинфотек" доводы жалобы поддержал, дополнительно указав, что в извещении от 04.09.2015 N 31502731054 о проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" указан срок предоставления документации на участие в запросе предложений с 05.09.2015 по 08.09.2015, а дата окончания подачи заявок на участие - 10.09.2015. Указание различной информации в извещении является нарушением принципов, установленных Законом о закупках.
По доводам, изложенным в жалобе ООО "Уралинфотек", МУП "ЧАТ" сообщило следующее.
МУП "ЧАТ" считает, что доводы, изложенные жалобе ООО "Уралинфотек" не состоятельны.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков определен Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила N 932).
Исходя из требований пункта 2 Правил N 932, в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, осуществляемых всеми предусмотренными положением о закупке способами.
При этом, в соответствии с пунктом 8 Правил N 932 допускается корректировка плана закупки в случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.
В отношении закупок, осуществляемых иными способами закупки, кроме конкурса или аукциона, Законом о закупках, Правилами N 932 сроки корректировки плана закупки не установлены.
Таким образом, по мнению МУП "ЧАТ", заказчик может внести изменения в план закупок на любом этапе запроса предложений, до момента окончания подачи предложений на участие в процедуре запроса предложения.
МУП "ЧАТ" в документации запроса предложений установил следующие требования к закупаемому оборудованию: терминал должен быть готов к работе в момент поступления к заказчику, без последующих доработок программного обеспечения; терминал должен принимать оплату услуг как за наличный расчет, так и посредством транспортных карт или иных карт и т.д., а также требование о наличии трудовых ресурсов.
Учитывая, что Гражданский кодекс РФ, Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования, заказчик вправе их определять самостоятельно исходя из потребности закупок. Более того, заказчик обязан при формировании документации проявить должную осмотрительность и бдительность для выполнения своих потребностей.
В пункте 12.15 Положения о закупке установлено, что предприятие вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщиков в том числе:
- качественные и функциональные характеристики объекта закупок;
- квалификация участников процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора на закупку товаров, работ, услуг, в том числе, опыт.
3. Согласно пункта 12.10 Положения о закупке, в случае если в срок подачи предложений подано только одно предложение, и это предложение соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений и документацией запроса предложений, заказчик вправе заключить договор с таким участником закупки в день окончания срока подачи предложений и размещения на официальном сайте итогового протокола.
Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) - это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений (пункт 13 Положения о закупке).
Таким образом, заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки.
Кроме того, отказ заказчика oт заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу N А82-15815/2012).
На довод подателя жалобы о том, что решениями Челябинского УФАС России по аналогичным делам установлены обстоятельства и юридически значимые факты, которые говорят незаконности действий заказчика по отношении к предмету закупки, МУП "ЧАТ" сообщил следущее.
МУП "ЧАТ", являясь перевозчиком (исходя из Устава и основной деятельности), принимает плату за проезд с населения с применением терминалов.
На сайте заказчика размещено, что транспортной картой может воспользоваться любой житель города Челябинска, и в зависимости от суммы пополнения карты, записывается соответствующий тариф: 700 рублей и более - 12,00 руб., от 500 до 700 руб. - 12,75 руб., от 300 до 500 руб. - 13,50 руб., от 200 до 300 руб. - 4,10 руб., от 100 до 200 руб. - 14,55 руб. Предметом закупки является именно право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт (в документации нет ни слова о социальных картах и социальных категориях граждан).
Таким образом, заказчик не объявлял торги на предмет закупок переносных терминалов кондуктора для учета льготной (социальной)категории граждан, так как данные терминалы, согласно решениям Челябинского УФАС России, должны быть закуплены за счет средств местного бюджета по Закону о контрактной системе.
Более того, удовлетворение своих потребностей в производственных целях является такой же целью Закона о закупках, как и цель расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке (развития конкуренции), то есть они равны. В силу статьи 294 и 295 ГК РФ предприятие распоряжается именно собственными средствами, на свои собственные нужды, что обязывает его руководствоваться требования Законом о закупках.
Согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусматривает, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 указанного Закона).
Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могу быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновение у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Вместе с тем заявку на участие в торгах заявитель не подавал. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение обжалуемыми действиями организатора торгов прав и законных интересов заявителя, который не совершил никаких действий, свидетельствующих о его намерении участвовать в торгах. Кроме того, как свидетельствую материалы дела, заявитель выразил несогласие с процедурой проведения торгов после того, как они были проведены, после заключения договора.
Более того, согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках, торги могут быть обжалованы в антимонопольном органе только при наличии указаний на несоблюдение антимонопольного законодательства.
В жалобе заявителя отсутствуют ссылки на нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
По мнению МУП "ЧАТ", у ООО "Уралинфотек" отсутствовало право на обращение с жалобой в антимонопольный орган по статье 18.1 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО "Уралинфотек" является обоснованной в части.
1. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Учитывая, что одной из сфер деятельности подателя жалобы является системное интегрирование в области автоматизированных систем оплаты проезда (АСОП), а также поставка терминалов для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте, ООО "Уралинфотек" мог являться потенциальным участником закупки на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ".
Следовательно, ООО "Уралинфотек" является лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
ООО "Уралинфотек" в своей жалобе указало, что МУП "ЧАТ" нарушило порядок размещения информации о проведении закупки, а именно: сроки размещения изменений в план закупок товаров, работ и услуг на 2015 год.
Довод МУП "ЧАТ" о том, что возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могу быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов, не может быть принят Комиссией Челябинского УФАС России, так как решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, в том числе о наличии либо отсутствии реального, а не мнимого нарушения порядка проведения торгов, антимонопольный орган принимает по результатам рассмотрения жалобы.
Кроме того, частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Материалами жалобы подтверждается, что итоги закупки на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" были подведены 10.09.2015, а жалоба ООО "Уралинфотек" поступила в Челябинское УФАС России 16.09.2015 (вход. N 13887).
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что указанная жалоба поступила в допустимые законодательством сроки и от лица, которое имеет право на обжалование, следовательно, должна быть рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренциизакупках.
2. 04.09.2015 МУП "ЧАТ" на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о запросе предложений (извещение N 31502731054) на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ".
В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 год внесены дополнения, утвержденные директором МУП "ЧАТ" приказом от 02.09.2015 N 124, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 3 000 000,00 руб.
10.09.2015 на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" (извещение N 31502746418).
В тот же день в план закупки товаров (работ, услуг) на 2015 МУП "ЧАТ" были внесены дополнения, утвержденные директором МУП "ЧАТ" приказом от 10.09.2015 N 127, в части приобретения в третьем квартале 2015 года переносных терминалов кондуктора на сумму 2 997 300,00 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила N 932).
Пунктом 5 Правил N 932 установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Исходя из требований пункта 2 Правил N 932, в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, осуществляемых всеми предусмотренными положением о закупке способами.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 932 допускается корректировка плана закупки в случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.
В пункте 9 указано, что в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
В отношении закупок, осуществляемых иными способами закупки, кроме конкурса или аукциона, Законом о закупках, Правилами N 932, а также Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП "ЧАТ", утвержденным директором МУП "ЧАТ" 24.08.2015 (далее - Положение о закупке), сроки корректировки плана закупки не установлены.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод подателя жалобы о нарушении установленного законодательством срока размещений изменений в план закупок является необоснованным.
3. В извещении от 04.09.2015 N 31502731054 указано, что предмет договора - переносные терминалы кондуктора.
Пунктом 4 информационной карты документации запроса предложений установлено, что предметом договора являются переносные терминалы кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ".
В пункте 1.1 технического задания (приложение к проекту договора) указано, что переносной терминал кондуктора предназначен для регистрации транспортных карт пассажиров: погашения поездок на транспортных картах, списания средств с "электронных кошельков" при оплате проезда, регистрации проезда по транспортным картам, накопления информации о поездках и просмотра транспортных карт.
Ни в извещении, ни в документации о запросе предложений не содержится информации о том, что МУП "ЧАТ" приобретает указанные терминалы для учета льготной (социальной) категории граждан.
Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что МУП "ЧАТ" провело закупку переносных терминалов кондуктора для учета транспортных карт всех категорий граждан, перевозку которых осуществляет заказчик.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, действия МУП "ЧАТ" по закупке указанного оборудования, необходимого предприятию для удовлетворения своих потребностей, соответствуют целям Закона о закупках.
Данный вывод согласуется с ранее вынесенными решениями, как по жалобам от 25.07.2014 N 27-03-18.1/2014, от 25.07.2014 N 31-03-18.1/2014, так и по делу от 10.02.2015 N 32-07/14, и не исключает ситуации, в которой МУП "ЧАТ" будет применять для учета транспортных карт не менее двух видов переносных терминалов кондуктора, а именно:
Терминалы для учета льготной (социальных) категории граждан, которые должны быть приобретены органами местного самоуправления;
Терминалы для учета других категорий граждан, закупаемые в порядке, установленном Положением о закупке.
Таким образом, довод ООО "Уралинфотек" о неправомерности осуществления закупки переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" в порядке, предусмотренном Законом о закупках, является не обоснованным.
4. Техническое задание, приложенное к документации на запрос предложения, содержит следующие требования к оборудованию:
- терминал должен обеспечивать оплату услуг как за наличный расчет, так посредством транспортных или иных карт,
- терминал должен без дополнительных технических средств поддерживать правильную работу со всеми видами транспортных карт используемых заказчиком,
- терминал должен быть готов к работе в момент поступления к заказчику, без последующих, доработок программного обеспечения,
- программное обеспечение терминала должно быть полностью совместимо с программно-аппаратным комплексом АСОП "Ехать быстро" (сайт: ехатьыстро.рф, тел. +7 (4812)686244, +7 (919)0492114, эл. почта: bentoksm@mail.ru), обеспечивающим обмен данными с центром обработки транспортных транзакций, установленного у Заказчика.
Кроме того, к заявке должна быть приложена пояснительная записка о наличии участника опыта работы, трудовых ресурсов и их квалификации (справка о кадровых ресурсах).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В пункте 12.15 Положения о закупке установлено, что для оценки и сопоставления заявок участников запроса предложения заказчик вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика, способного наилучшим образом обеспечить потребности предприятия, в том числе:
- цена договора,
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работы,
- сроки поставки товара,
- качественные и функциональные характеристики объекта закупки,
- квалификация участников процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая, (но не ограничиваясь) опыт, в том числе, опыт исполнения договоров на закупку товаров, аналогичных закупаемым, наличие спецтехники, деловую репутацию, образование, квалификацию персонала, включая наличие ученых степеней).
Таким образом, указание МУП "ЧАТ" требований о том, что терминал должен обеспечивать оплату услуг как за наличный расчет, так посредством транспортных или иных карт, без дополнительных технических средств поддерживать правильную работу со всеми видами транспортных карт используемых заказчиком, быть готов к работе в момент поступления к заказчику, без последующих, доработок программного обеспечения, а также требование о наличии пояснительной записки с указанием опыта работы, трудовых ресурсов и их квалификации, является правом заказчика.
Однако, в пункте 6.2 Положения о закупке указано, что в документации о закупке устанавливаются четкие требования и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками процедуры закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника установленным требованиям.
В пункте 3.20 технического задания указано, что программное обеспечение терминала должно быть полностью совместимо с программно-аппаратным комплексом АСОП "Ехать быстро" (сайт: ехатьыстро.рф, тел. +7 (4812)686244, +7 (919)0492114, эл. почта: bentoksm@mail.ru), обеспечивающим обмен данными с центром обработки транспортных транзакций, установленного у Заказчика.
В документации запроса предложений содержится только ссылка на сайт, содержащий рекламные сведения о комплексе, информация о конкретных требованиях к программному обеспечению терминала либо сведения об основных параметрах указанного программно-аппаратного комплекса (например, системные требования, аппаратная архитектура, принципы работы, состав программного обеспечения и т.п.) в документации отсутствует.
Следовательно, потенциальному участнику не представляется возможным на основании размещенной в документации о запросе предложений информации сделать однозначный вывод о соответствии терминала указанному требованию.
Таким образом, действия МУП "ЧАТ", выразившиеся в неуказании в документации о запросе предложений (извещение N 31502731054) на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" исчерпывающего перечня требований к программному обеспечения терминала, являются нарушением пункта 6.2 Положения о закупке, а также противоречат принципу информационной открытости, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО "Уралинфотек" в части несоблюдения требований к содержанию документации запроса предложений является обоснованной.
5. Частью 8 статьи 4 Закона о закупках, установлено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В извещении от 04.09.2015 N 31502731054 о проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" указан срок предоставления документации на участие в запросе предложений с 05.09.2015 по 08.09.2015, а дата окончания подачи заявок на участие - 10.09.2015.
В пункте 31 информационной карты документации запроса предложений указаны:
- дата начала подачи заявок - 05.09.2015,
- дата окончания подачи заявок на участие в запросе предложений - 10.09.2015.
Таким образом, указание в извещении и документации запроса предложений различной информации о сроках предоставлении документации для участия в запросе предложений может ввести потенциальных участников в заблуждение, что является нарушением принципов информационной открытости, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, довод подателя жалобы о том, что указание разных сроков подачи заявок на участие нарушает нормы Закона о закупках, является обоснованным.
6. 04.09.2015 МУП "ЧАТ" на официальном сайте было размещено извещение N 31502731054 о проведении закупки путем запроса предложений на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт.
10.09.2015 размещен протокол N 42/1 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.
10.09.2015 размещен протокол N 42/2 оценки и сопоставления предложений участвующих в запросе предложений, в котором указано, что запрос предложений признан несостоявшимся и на основании пункта 12.10 Положения о закупках было принято решение заключать договор с единственным поставщиком.
10.09.2015 в единой информационной системе опубликованы извещение о закупке у единственного поставщика N 31502746418, проект договора и протокол определения единственного поставщика N 42/2.
10.09.2015 МУП "ЧАТ" заключило договор поставки переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" с единственным поставщиком ООО "Информационные решения" по результатам несостоявшегося запроса предложений.
Пунктом 12.10 Положения о закупке предусмотрено, что в случае если в срок подачи предложения подано только одно предложение, и это предложение соответствует всем требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса предложений и документацией запроса предложений, заказчик вправе заключить договор с таким участником закупки в день окончания срока подачи предложений и размещения на официальном сайте итогового протокола.
Пунктом 13.2 Положения о закупах установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случаях, когда процедура закупки была признана несостоявшейся по определенным основаниям, в том числе:
1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации о такой закупке;
2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка признана соответствующей требованиям документации о такой закупке.
Материалами жалобы подтверждается, что для участия в запросе предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" поступила одна заявка от ООО "Информационные решения".
Учитывая, что указанная заявка была признана соответствующей требованиям документации запроса предложений, МУП "ЧАТ" было обязано заключить договор по результатам закупки с ООО "Информационные решения".
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод подателя жалобы о том, что МУП "ЧАТ" не имело право заключать договор с единственным поставщиком, не обоснован.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Уралинфотек" на действия МУП "ЧАТ" частично обоснованной;
ПРЕДПИСАНИЕ N 37
по делу N 85-03-18.1/2015
23 сентября 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<***> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; <***> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России |
|
<***> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 23.09.2015 N 85-03-18.1/2015 по жалобе ООО "Уралинфотек" на действия (бездействие) МУП "Челябинский автобусный транспорт" (далее - МУП "ЧАТ") при проведении запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учета оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" (извещение N 31502731054), предписывает:
МУП "ЧАТ" с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение пункта 6.2 Положения о закупке, а также пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в неуказании в документации о запросе предложений (извещение N 31502731054) требований к программному обеспечения терминала, а именно: при проведении закупок переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт указывать в документации закупки исчерпывающий перечень требований к программному обеспечению закупаемого оборудования;
2. МУП "ЧАТ" с момента получения настоящего предписания не допускать нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении порядка организации запроса предложений на право заключения договора на закупку переносных терминалов кондуктора для автоматизированной системы учёта оплаты поездок на пассажирском транспорте (АСУОПП) на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт для МУП "ЧАТ" (извещение N 31502731054), а именно: при проведении закупок указывать в извещении и документации запроса предложений одинаковую информацию о сроках предоставлении документации для участия в запросе предложений;
3. МУП "ЧАТ" в качестве доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания при проведении закупок в 4 квартале 2015 года в течение трех рабочих дней с момента размещения в единой информационной сети информации о проведении закупки представить в Челябинское УФАС России копии извещения и документации о закупке, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение указанной информации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 сентября 2015 г. N 85-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016