Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 21 мая 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2010 г. г.Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2010 г. г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии - Демина И.С. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Жаркова Т.Ю. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии Журавлевой Л.Н., директора ГУП "Тверское областное БТИ", Широкова А.В. (доверенность от (_)), Ненад М.Ф. (доверенность от (_)), в отсутствии Громовой И.В., надле-жащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 03-6/1-2-2010 по признакам нарушения ГУП "Тверское областное БТИ" (местонахождение: 170008, г.Тверь, 15 лет Октября, 39) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов Громо-вой И.В. посредством включения в стоимость работ по технической инвентаризации капиталь-ного строения дополнительных видов работ, а также применении прейскуранта, не утвержден-ного в установленном порядке,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон) доминирующим признается положение хозяйст-вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В результате анализа состояния конкуренции на рынке услуг изготовления техни-ческого паспорта объекта капитального строительства г.Торжка и Торжокского района Тверской области за период 2007 г.-2008 г., 9 месяцев 2009 года, проведенного на основании пункта 3.7 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5 (зарег. в Минюсте России 23.05.2007 N 9541), и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108 (зарег. в Минюсте России 27.07.2006 N 8121), Комиссией Тверского УФАС России было установлено, что доля ГУП "Тверское областное БТИ" на рынке услуг изготовления технического паспорта объекта капитального строительства в географических границах г.Торжка и Торжокского района Тверской области на протяжении 2007 г. - 9 мес. 2009 г. составляла более (_%) и в течение указанного периода существенным образом не изменялась.
Следовательно, в период совершения действий, являющихся предметом рассмотрения настоящего дела, ГУП "Тверское областное БТИ" в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона занимало доминирующее положение на указанном товарном рынке (материалы прове-денного анализа приобщены к материалам дела N03-6/1-2-2010).
Данный вывод Комиссии Тверского УФАС России представителями ГУП "Тверское об-ластное БТИ" в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между Громовой И.В. (далее Заяви-тель) и ГУП "Тверское областное БТИ" в лице Торжокского филиала был заключен договор N(_) от (_) (далее Договор) на изготовление технического паспорта жилого дома по адресу: (_), при этом при определении стоимости работ по Договору ГУП "Тверское областное БТИ" руководствовалось "Прейскурантом на работы по первичной и текущей технической инвента-ризации объектов капитального строительства и иных объектов недвижимости на территории Тверской области", утвержденным директором данного предприятия 15.11.2007 (далее Прей-скурант).
Заявитель полагает, что ГУП "Тверское областное БТИ", применив при определении стоимости работ по технической инвентаризации его дома Прейскурант, не утвержденный в установленном порядке, нарушило действующее законодательство и тем самым ущемило его интересы.
ГУП "Тверское областное БТИ" считает применение Прейскуранта при составлении "Подсчета стоимости работ по текущей технической инвентаризации", выполненного в рамках Договора и приобщенного к материалам дела, обоснованным (письмо от 12.02.2010 N269), руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправ-ления, применяются только в предусмотренных законом случаях.
Законом, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", установление или регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в области технической инвентаризации уполномоченными органами не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 10 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N1301 (далее Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации), паспортизация и плановая техническая инвентаризация жилых строений и жилых помещений должна производится организациями технической инвентаризации за счет средств их собственников по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации. Внеплановые обследования могли производиться организациями технической инвентаризации по заявкам собственников жилых строений и жилых помещений по договорным ценам.
Во исполнение указанного выше постановления ГУП "Тверское областное БТИ" был разработан "Прейскурант на работы по первичной и текущей технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на территории Тверской области", согласованный с отделом цен Тверской области 29.04.2004.
В частности, в связи с введением на территории Тверской области с 01.07.2007 Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее ЕГ-РОКС) на основании приказа Минэкономразвития России от 08.09.2006 N268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства", возлагающих на организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства обязанность представлять в орган, осуществляющий ведение ЕГРОКС, технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов, действующий прейскурант был дополнен ГУП "Тверское областное БТИ" новой работой - "сопровождением документов для постановки объекта на кадастровый учет" (п.7.12 раздела 7 Прейскуранта), включающей формирование пакета документов на бумажных и электронных носителях, их сопровождение и уведомление заявителя.
В связи с вышеизложенным ГУП "Тверское областное БТИ" считает применение Прей-скуранта при расчетах с Заявителем по Договору правомерным, не нарушающим действующее законодательство и интересы Заявителя.
Рассмотрев имеющиеся в деле мате-риалы, пояснения представителей сторон, Комиссия Тверского УФАС России считает приведенные выше доводы ГУП "Тверское областное БТИ", необоснованными в связи с нижеследующим.
Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. постановле-нием Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее Положение об организации государственного технического учета и технической инвентаризации в Российской Федерации), определен порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации в Российской Федерации, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический пас-порт, являющийся документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
На основании пункта 10 указанного положения, проведение технической инвентариза-ции, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объек-тах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации основу государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государст-венные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее БТИ), осуществляющие техническую инвентаризацию жилищного фонда; учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда
Согласно пункту 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Россий-ской Федерации (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 388, вступившего в силу 19.05.2009), техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.5.2.постановления администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области" (в ред. от 21.04.2009) на момент заключения Договора и возбуждения на-стоящего дела утверждение цен (тарифов) на услуги по технической инвентаризации жилых строений было отнесено к ведению органов исполнительной власти Тверской области. В развитие данного положения 22.03.2010 было принято постановление Администрации Тверской области N119-па "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 03.04.2007 N101-па", закрепившее функции по установлению ставок на проведение технической инвентаризации жилищного фонда за Региональной энергетической комиссией Тверской области (пункт 3.5.1 постановления администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па "Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Тверской области").
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Правомерность отнесения данного положения к случаям, связанным с регулированием ценообразования в сфере технического учета и технической инвентаризации подтверждена оп-ределением Верховного суда Российской Федерации от 11.03.2003 по делу N74-ГОЗ-13.
Кроме этого, в соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в переходный период (до 1 января 2013 года) положения настоящего закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N921 "О государствен-ном технической учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N1301 "О государст-венном учете жилищного фонда в Российской Федерации",
что подтверждается письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.08.2008 NВК/3746 "О рассмотрении обращения".
В ходе анализа материалов дела Комиссией Тверского УФАС России установлено, что ГУП "Тверское областное БТИ" создано на основе распоряжения Администрации Тверской области от 18.12.2003 N879-ра, предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником - Тверской областью.
Согласно пункту 4.2. устава ГУП "Тверское областное БТИ" вправе устанавливать цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ представленных ГУП "Тверское областное БТИ" документов и информации (от 12.02.2010 N269) свидетельствует, что в части оказания платных услуг физическим и юриди-ческим лицам за период 2007 г.-2008 г. и 9 месяцев 2009 г. в "Прейскурант на работы по первичной и текущей технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности на территории Тверской области", неоднократно вносились изменения, без утверждения или согласования цен с органами исполнительной власти Тверской области, уполномоченными на установление ставок проведения технической инвентаризации жилого фонда (РЭК Тверской области).
- согласно распоряжению ГУП "Тверское областное БТИ" от 15.11.2007 N 28 "Об ут-верждении прейскуранта", утвержден новый вид работ по формированию пакета документов и сопровождения его при постановке на кадастровый учет, стоимость которого определена на основе "Акта о проведении изучения затрат рабочего времени" от 16.10.2007 б/н, утвержденный начальником сметно-договорного отдела Карпенко Н.Н., начальником отдела автоматизации Марагуловой И.В. и техником-статистиком Трубициной М.В.;
- согласно распоряжению ГУП "Тверское областное БТИ" от 09.01.2008 N 1 "О внесении из-менений в прейскурант на работы по технической инвентаризации" к расценкам прейскуранта от 15.11.2007 стал применяться коэффициент 1,43, кроме того были изменены единицы измере-ния состава работ: с 100 кв.м. на 10 кв.м,
что в итоге привело к увеличению конечной стоимости работы по изготовлению технического паспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доми-нирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут яв-ляться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов дру-гих лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Порядок ценообразования на работу (услугу) включает в себя, в том числе принципы и методы установления и регулирования цены на работу (услугу), а также соответствие процесса формирования и применения цен действующему законодательству.
Таким образом, самостоятельное установление и применение ГУП "Тверское областное БТИ" в расчетах с Заявителем за оказанные услуги по изготовлению технического паспорта объекта капитального строительства "Прейскуранта на работы по первичной и текущей техни-ческой инвентаризации объектов капитального строительства и иных объектов недвижимости на территории Тверской области", не утвержденного органом исполнительной власти Тверской области, свидетельствует о нарушении ГУП "Тверское областное БТИ" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, и, следовательно, о нарушении им пункта 10 части 1 статьи 10 Закона на рынке услуг изготовления технического паспорта объекта капитального строительства г.Торжка и Торжокского района Тверской области.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать положение ГУП "Тверское областное БТИ" доминирующим на рынке услуг изготовления технического паспорта объекта капитального строительства г.Торжка и Торжок-ского района Тверской области в период совершения действий, явившихся предметом рассмот-рения дела N 03-6/1-2-2010.
2. Признать нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) действия ГУП "Тверское областное БТИ", выразившиеся в установлении и применении в расчетах с Заявителем "Прейскуранта на работы по первичной и текущей технической инвентаризации объектов капитального строительства и иных объектов недвижимости на территории Тверской области", утв. 15.11.2007.
3. Выдать ГУП "Тверское областное БТИ" предписание о прекращении нарушения уста-новленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по изготов-лению технического паспорта объекта капитального строительства.
4. Должностным лицам Тверского УФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении ГУП "Тверское областное БТИ" административного производства по статье 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
Т.Ю.Жаркова
Е.Е. Вавилова
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-6/1-2-2010
Предписание изготовлено в полном объеме 21 мая 2010 г. г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Демина И.С. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля,
- Жаркова Т.Ю. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федераль-ного закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 20 мая 2010 г. по делу N 03-6/1-2-2010 о нарушении ГУП "Тверское областное БТИ" (место-нахождение: 170008, г.Тверь, ул.15 лет Октября, д.39) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерально-го закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУП "Тверское областное БТИ":
1) в срок до 11 июня 2010 г. прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установ-ленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по изготовле-нию технического паспорта объекта капитального строительства и применении не утвержден-ного (не согласованного) с Региональной энергетической комиссией Тверской области тарифа;
2) в срок до 11 июня 2010 представить (направить) в Региональную энергетическую комиссию Тверской области необходимые документы для утверждения тарифа на услуги по изготовле-нию технического паспорта объекта капитального строительства;
3) в срок до 18 июня 2010 г. сообщить о выполнении настоящего предписания, приложив заверенные копии соответствующих документов.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
Т.Ю.Жаркова
Е.Е. Вавилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 21 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016