Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 24 мая 2010 г.
резолютивная часть оглашена 19 мая 2010 г.
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 24 мая 2010 г.
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N СЮ 04-03/2010-62Р, возбуждённое в отношении Индивидуального предпринимателя, по факту распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", рекламы пива и сигарет с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии:
ИП (паспорт);
представителя ИП - по доверенности от 11.05.2010 г., установила:
В ходе установления соответствия наружной рекламы в городе Ижевске Удмуртской Республики требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 17 марта 2010 года установлен факт распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", рекламы следующего содержания:
- пиво "Carlsberg" с изображением двух бутылок пива, размещённой с помощью плаката во внешней витрине торгового павильона (во втором окне справа от входной группы);
- "СИГАРЕТЫ", "ПИВО", с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённой во внешней витрине торгового павильона (в четвертом окне справа от входной группы);
- "СИГАРЕТЫ", "ПИВО", размещённой с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (со стороны торгового дома "АйсВита");
- "ПИВО", "СИГАРЕТЫ", с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённой с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (слева от входной группы).
В ходе мероприятия было установлено, что торговую деятельность в торговом павильоне осуществляет ИП (ОГРНИП 309184108600034).
Специалистами Удмуртского УФАС России была осуществлена фотосъёмка рекламы с помощью цифровой фотокамеры Konica Minolta Dimage Z3 и по результатам проверки составлен акт проверки от 17.03.2010 г.
09 апреля 2010 года Удмуртским УФАС России возбуждено дело N СЮ 04-03/2010-62Р в отношении ИП, по факту распространения на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", рекламы пива "Carlsberg", "СИГАРЕТЫ", "ПИВО", с признаками нарушения ч.3 ст.22, п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"; рассмотрение дела N СЮ 04-03/2010-62Р было назначено на 29 апреля 2010 года в 15-00 часов.
Определение о возбуждении дела от 09 апреля 2010 года N СЮ 04-03/2010-62Р было направлено лицу, участвующему в деле, заказным письмом от 09.04.2010 г. исх. N СЮ 01-17-04/2391.
На заседание Комиссии 29 апреля 2010 года ИП не явился, документы и информацию, запрошенные определением о возбуждении дела от 09.04.2010 г. N СЮ 04-03/2010-62Р, не представил. В тоже время, в Удмуртском УФАС России отсутствовали доказательства получения указанным лицом определения о возбуждении дела и его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела.
Определением от 29.04.2010 г. рассмотрение дела N Сю 04-03/2010-62Р было отложено на 19 мая 2010 года в 14-00 часов.
Во исполнение определения об отложении рассмотрения дела N СЮ 04-03/2010-62Р ИП представил копии следующих документов: свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе серия 18 N 002624874, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 18 N 002943363, договор на сдачу в аренду торгового павильона, заключенный между ИП и ИП от 10.01.2010 г., ассортиментный перечень продукции, реализуемой в торговом павильоне, расположенном в торгово-остановочном комплексе "Южная Автостанция", фото-отчет об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также письменные пояснения.
Из письменных пояснений ИП следует, что допущенное нарушение индивидуальным предпринимателем признается. Наружная реклама, содержащая слова "пиво", "сигареты", была вывешена 28 февраля 2010 года. О наступлении возможных последствий ИП не предполагал, в связи с неправильным истолкованием ФЗ "О рекламе", в части того, что подобная реклама запрещена только при расположении объекта на расстоянии 100 метров от учебных, детских, медицинских и других учреждений. По поводу рекламы пива "Carlsberg" следует отметить, что штора с рекламой пива была размещена представителем компании ООО "Ижбалт" с внутренней стороны помещения и использовалась как занавес. На ней присутствовала надпись о вреде чрезмерного потребления пива, что подтверждается фото, приложенными к пояснениям. После получения письма от Удмуртского УФАС России ИП лично устранены указанные нарушения, а именно 29.04.2010 г. После устранения нарушений была произведена фотосъёмка рекламных конструкций, расположенных на торгово-остановочном комплексе "Южная автостанция".
На заседании Комиссии, состоявшемся 19.05.2010 г. ИП поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, пояснив, при этом, что не был осведомлен относительно того, что реклама пива должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления данной продукции, а наружная реклама сигарет запрещена. Факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении указанной рекламы признал.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ИП, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п.1) ст.3 ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Исходя из содержания рекламы (пиво "Carlsberg" с изображением двух бутылок пива, "ПИВО" с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, "СИГАРЕТЫ"), и месторасположения (размещение во внешних витринах торгового павильона, а также на рекламных конструкциях, расположенных на павильоне), указанная информация привлекает внимание к товару, реализуемому в торговом павильоне, расположенном на остановочном комплексе "Автостанция", способствует его продвижению на рынке, следовательно, является рекламой данной продукции (пива и сигарет).
Согласно договору на сдачу в аренду торгового павильона от 10.01.2010 г., заключенного между ИП и ИП, арендатором торгового павильона, расположенного на остановке "Автостанция", является ИП, осуществляющий торговлю продуктами питания, в том числе, пивом, сигаретами. Таким образом, ИП является рекламораспространителем как лицо, осуществляющее непосредственное распространение рекламы с помощью средства стабильного размещения - торгового павильона, находящегося в его пользовании.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе в размере не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламе следующего содержания:
- пиво "Carlsberg" с изображением двух бутылок пива, размещённой с помощью плаката во внешней витрине торгового павильона (во втором окне справа от входной группы),
- "ПИВО" с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённой во внешней витрине торгового павильона (в четвертом окне справа от входной группы),
- "ПИВО", размещённой с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (со стороны торгового дома "АйсВита"),
- "ПИВО" с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённой с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (слева от входной группы), предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует, что является нарушением части 3 статьи 22 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 22 Федерального закона "О рекламе".
Следовательно, ИП, разместив указанную рекламу пива на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, нарушил часть 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться с использованием средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Распространение рекламы "СИГАРЕТЫ" с помощью рекламных конструкций, размещённых во внешней витрине торгового павильона, а также на боковых стенах павильона, является нарушением требований п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ИП, разместив рекламу сигарет с помощью рекламной конструкции стабильного территориального размещения - торгового павильона, расположенного на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", нарушил п.4) ч.2 ст.23 ФЗ "О рекламе".
Учитывая, что ИП представлены доказательства прекращения распространения рекламы "ПИВО" и "СИГАРЕТЫ" на торговом павильоне, расположенном на остановочном комплексе "Автостанция" до рассмотрения дела, руководствуясь п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, п.п. 3.55, 3.55.1, 3.55.2, 3.55.3, 3.55.4, 3.55.5, 3.55.6, 3.56, 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу пива следующего содержания:
- пиво "Carlsberg" с изображением двух бутылок пива, размещённую с помощью плаката во внешней витрине торгового павильона (во втором окне справа от входной группы),
- "ПИВО" с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённую во внешней витрине торгового павильона (в четвертом окне справа от входной группы),
- "ПИВО", размещённую с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (со стороны торгового дома "АйсВита"),
- "ПИВО" с изображением кружки с пенной жидкостью жёлтого цвета, размещённую с помощью рекламной конструкции на боковой стене торгового павильона (слева от входной группы),
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать рекламу "СИГАРЕТЫ", распространённую с помощью рекламных конструкций, размещённых во внешних витринах и боковых стенах торгового павильона, расположенного на торгово-остановочном комплексе "Автостанция",
ненадлежащей, поскольку при её распространении нарушены требования пункта 4) части 2 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Признать индивидуального предпринимателя рекламораспространителем, нарушившим ч.3 ст.22 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы пива на торговом павильоне, расположенном на торгово-остановочном комплексе "Автостанция", без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
4. Признать индивидуального предпринимателя рекламораспространителем, нарушившим п.4) ч.2 ст.23 Федерального закона "О рекламе" при распространении наружной рекламы "СИГАРЕТЫ", размещённой на торгово-остановочном комплексе "Автостанция".
5. Не выдавать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении индивидуального предпринимателя производства по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 24 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016