Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 мая 2010 г. N 64
Резолютивная часть решения оглашена 14 мая 2010 г.
Решение в полном объёме изготовлено 26 мая 2010 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Г.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти
рассмотрев дело N64 от 29.04.2010 г., возбуждённое по заявлению Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации (НОООО) "Деловая Россия", по признакам нарушения Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области (630004, г.Новосибирск, ул. Ленина, 28) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей Департамента труда и занятости населения Новосибирской области: Ершовой Евгении Владимировны (по доверенности N6 от 11.05.2010 г.); Кучерявенко Людмилы Владимировны (по доверенности N7 от 11.05.2010 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступило заявление Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (вх. N1832 от 19.03.2010 г.), в котором сообщалось, что порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области (далее - Порядок), утверждённый приказом от 27.02.2009 г. N68 Департамента труда и занятости населения Новосибирской области, нарушает антимонопольное законодательство.
В результате рассмотрения заявления Новосибирского отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" было установлено следующее.
Согласно п.1 указанного Порядка порядок разработан в целях оказания помощи работодателям в выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, создания реестра юридических и физических лиц, оказывающие качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Порядок устанавливает перечень видов услуг в сфере охраны труда, требования к юридическим и физическим лицам, оказывающим эти услуги, порядок формирования и ведение реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области (далее - Реестр), взаимодействия работодателей с юридическими и физическими лицами, внесенными в реестр, а также определяет права и обязанности юридических и физических лиц, внесенных в реестр.
Реестр ведется отделом управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда (структурным подразделением Департамента труда и занятости населения Новосибирской области).
Действие Порядка распространяется на юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом, Трудовым кодексом РФ, Законом Новосибирской области N 109-ОЗ "Об охране труда в Новосибирской области" не предусмотрено создание органами власти реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда. Деятельность в сфере охраны труда не лицензируется.
Согласно п. 8 Порядка к юридическим и физическим лицам, претендующим на внесение в реестр, предъявляются следующие требования:
- государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Новосибирской области;
- опыт работы по заявляемым видам оказываемых услуг не менее 3 лет;
- качество оказываемых услуг (осуществление своей деятельности в строгом соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации; соблюдение актуализированных (действующих) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; обеспечение по итогам работы полных, достоверных, соответствующих требованиям охраны труда представленных документов и материалов);
- квалификация и компетентность работников по профилю проводимых работ (образование, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов);
- наличие соответствующей материально-технической базы.
Таким образом, в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области может быть включён только ограниченный круг хозяйствующих субъектов оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Согласно п.14 Порядка департамент труда и занятости населения Новосибирской области публикует реестр в информационном бюллетене "Вестник Новосибирского областного центра охраны труда" на сайте департамента труда и занятости населения Новосибирской области, доводит до сведения органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей.
В соответствии с п.22 Порядка к проведению работ по охране труда в организациях работодателям рекомендуется привлекать юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда, внесенных в реестр. Следовательно, хозяйствующие субъекты, включенные в реестр, получают преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Департамент труда и занятости населения Новосибирской области утвердив приказом N68 от 27.02.2009 г. порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, создал организациям, включённым в реестр преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда, тем самым, осуществив действия направленные на ограничение конкуренции на указанном рынке.
Решение о включения организации в реестр принимается на заседании экспертной комиссии. Приказом руководителя Департамента труда и занятости населения Новосибирской области N68 от 27.02.2009 г. утвержден состав экспертной комиссии по формированию реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области. В состав указанной комиссии заместителем председателем комиссии включена директор АНО "Новосибирский областной центр охраны труда" Баяндина Г.И. АНО "Новосибирский областной центр охраны труда" включён в реестр юридических и физических лиц, оказывающие качественные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области под первым номером. Включение в состав комиссии директора хозяйствующего субъекта может привести к созданию преимущества для АНО "Новосибирский областной центр охраны труда", что недопустимо в соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, в результате анализа порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утвержденного приказом N68 от 27.02.2009 г. Департамента труда и занятости населения Новосибирской области, установлено, что указанный порядок может привести к ограничению конкуренции. В принятии Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области акта, который может привести к ограничению конкуренции, усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 39, пунктом 1 части 3 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Новосибирским УФАС России было возбуждено в отношении Департамента труда и занятости населения Новосибирской области дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В объяснении по существу дела, представленном Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области (исх.N1354/15-25/43 от 07.05.2010 г.) указывается, что Порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области утвержден для оказания помощи работодателям. По мнению Департамента труда и занятости населения Новосибирской области указанный порядок не ограничивает конкуренцию, порядком не вводятся ограничения в отношении хозяйствующих субъектов и не предоставляются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители Департамента труда и занятости населения Новосибирской области поддержали свои доводы.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Согласно ст.217 Трудового кодекса РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Трудовым кодексом РФ, Законом Новосибирской области N109-ОЗ "Об охране труда в Новосибирской области" не предусмотрено установление органами исполнительной власти субъекта РФ особого порядка оказания услуг в сфере охраны труда и ведение реестра юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда. Департамент труда и занятости Новосибирской области не вправе определять порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области и устанавливать на территории области реестры для организаций и предпринимателей оказывающих услуги в сфере охраны труда, так как федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области такое право ему не предоставлено.
В п.8 Порядка к юридическим и физическим лицам, претендующим на внесение в реестр, предъявляются требования государственной регистрации на территории Новосибирской области и наличие опыта работы в области охраны труда не менее 3 лет. Следовательно, в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда в Новосибирской области может быть включён только ограниченный круг хозяйствующих субъектов оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Согласно п.1 Порядка порядок разработан в целях оказания помощи работодателям путём создания реестра юридических и физических лиц, оказывающие качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области. Таким образом, из смысла Порядка следует, что организации и предприниматели оказывающие услуги в сфере охраны труда зарегистрированные в других субъектах РФ не могут оказывать "качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области", так как не могут быть включены в реестр юридических и физических лиц, оказывающих качественные организационные, образовательные, консультационные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Согласно п.14 Порядка департамент труда и занятости населения Новосибирской области публикует реестр в информационном бюллетене "Вестник Новосибирского областного центра охраны труда" на сайте департамента труда и занятости населения Новосибирской области, доводит до сведения органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Новосибирской области, Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей. Таким образом, Департамент информирует потенциальных потребителей услуг, что только включённые в реестр хозяйствующие субъекты оказывают качественные услуги в сфере охраны труда.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности п.5 запрещается устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Департамент труда и занятости населения Новосибирской области утвердив приказом N68 от 27.02.2009 г. порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, создал хозяйствующим субъектам, включённым в реестр юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области, преимущества на рынке оказания услуг в сфере охраны труда по сравнению с хозяйствующими субъектами не включёнными в реестр. Создание подобного реестра и включение в него определённых хозяйствующих субъектов, ведёт к созданию ограничения конкуренции на рынке услуг в сфере охраны труда. Наличие указанного реестра может ввести в заблуждение работодателей, которые посчитают, что только хозяйствующие субъекты включённые в реестр могут оказывать качественные услуги в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Согласно п.22 Порядка к проведению работ по охране труда в организациях работодателям рекомендуется привлекать юридических и физических лиц, оказывающих услуги в сфере охраны труда, внесенных в реестр. Следовательно, в нарушение п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области устанавливает для приобретателей товаров (работодателей) ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (организаций и предпринимателей оказывающих услуги в сфере охраны труда).
Таким образом, Порядок оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утверждённый приказом N68 от 27.02.2009 г. Департамента труда и занятости населения Новосибирской области, является актом органа местного самоуправления, который может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Департамент труда и занятости населения Новосибирской области нарушившим п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в принятии акта (Порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области, утверждённого приказом N68 от 27.02.2009 г. Департамента труда и занятости населения Новосибирской области), который может привести к ограничению конкуренции, в частности устанавливает для приобретателей товаров (работодателей) ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (организаций и предпринимателей оказывающих услуги в сфере охраны труда).
2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области необходимо отменить приказ от 27.02.2009 г. N68 "Об утверждении порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии Н.П. Камнева
Г.В. Тропин
ПРЕДПИСАНИЕ N 22
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
26 мая 2010 г. г.Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Тропин Г.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.05.2010 г. по делу N64 от 29.04.2010 г. о нарушении Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области в срок до 25.06.2010 г. устранить нарушение ч.1 ст. 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии акта, который может привести к ограничению конкуренции.
2. С целью устранения нарушения Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области необходимо отменить приказ от 27.02.2009 г. N68 "Об утверждении порядка оказания услуг в сфере охраны труда в Новосибирской области".
3. Об исполнении настоящего предписания Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области письменно сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 30.06.2010 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.А. Ельчанинов
Члены Комиссии Н.П. Камнева
Г.В. Тропин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 мая 2010 г. N 64
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016