Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
от 30 сентября 2015 г. N 3761/04
Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2015 г.
Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - <_>
Члены комиссии: - <_>
<_>
<_>
рассмотрев дело N 253-15/04A3 по признакам нарушения ОАО "Автоагрегат" <_> пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
в присутствии представителя ОАО "Автоагрегат" <_> установила:
Инспекцией Орловского УФАС России, сформированной Приказом Управления N 77 от 30.04.2015 проведена плановая выездная проверка ОАО "Автоагрегат" <_>
В ходе проведения проверки Инспекцией было установлено, что ОАО "Автоагрегат" на праве собственности (<_>) принадлежит котельная по адресу: <_>
ОАО "Автоагрегат" производит тепловую энергию для собственных нужд, а также оказывает услуги теплоснабжения одному потребителю <_>
Между ОАО "Автоагрегат" и <_> подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от <_>
В период с 01.01.2012 по 10.06.2015 года ОАО "Автоагрегат" производило, передавало и распределяло тепловую энергию сезонно единственному покупателю <_> на основании договора б/н от 31.12.2007.
10.06.2015 в целях исполнения предупреждения, выданного ОАО "Автоагрегат" Орловским УФАС России по результатам плановой выездной проверки Общества, ОАО "Автоагрегат" заключило с <_> договор оказания услуг теплоснабжения N 20/0057/2015.
Из письменных и устных пояснений ОАО "Автоагрегат", представленных в ходе проведения проверки, следовало, что в 2014 году в период с июня по октябрь включительно Общество отпускало тепловую энергию <_> по цене согласно самостоятельно составленным калькуляциям. В Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области за установлением цен (тарифов) на реализуемую тепловую энергию ОАО "Автоагрегат" в 2014-2015 гг. не обращалось.
В связи с наличием признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Автоагрегат", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере теплоснабжения, с учетом выводов, отраженных в Акте проверки N 037-15/04 АЗ ПВП от 09.06.2015 (исх. N 2055/04), на основании Приказа N 118 от 02.07.2015 в отношении ОАО "Автоагрегат" было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 253-15/04 АЗ.
Определением о назначении дела N 253-15/04 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.07.2015 (исх. N 2420/04 от 06.07.2015) у ОАО "Автоагрегат" была запрошена следующая информация:
3.1. Информацию об оказанных потребителю (<_>) услугах теплоснабжения в период с 2012-2015 гг.
3.2. Тарифы, по которым ОАО "Автоагрегат" взимало плату с <_> за услуги теплоснабжения в 2012-2015 гг.
3.2.1. Были ли вышеуказанные тарифы утверждены Приказами Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области для ОАО "Автоагрегат" (с приложением копий данных приказов в случае их наличия).
3.3. Копии счетов-фактур (иных платежных документов), выставленных ОАО "Автоагрегат" в адрес <_> за потребленную тепловую энергию в период с 2012-2015 гг.
3.4. Копии документов об оплате <_> потребленной тепловой энергии в период с 2012-2015 гг.
3.5. Иные документы и информацию, непосредственно относящиеся к рассматриваемому вопросу.
10.07.2015 в адрес Управления из ОАО "Автоагрегат" поступили запрашиваемые документы и материалы.
Из представленной информации следовало, что
ОАО "Автоагрегат" оказывало услуги теплоснабжения <_>
в 2012 году в объеме 470 Гкал по цене 1080,85 руб. за 1 Гкал на основании договора теплоснабжения б/н от 31.12.2007 (согласно счетов-фактур N 326 от 30.04.2012, N 434 от 31.05.2012, N 510 от 29.06.2012, N 622 от 31.07.2012, N 723 от 31.08.2012, N 729 от 28.09.2012, N 906 от 31.10.2012, N 999 от 30.11.2012, выставленных <_>),
в 2013 году в объеме 463 Гкал по цене 1080,85 руб. за 1 Гкал (согласно счетов-фактур N 1488 от 30.05.2013, N 1614 от 28.06.2013, N 1672 от 31.07.2013, выставленных <_>) и по цене 1329,70 руб. за 1 Гкал (согласно счетов-фактур N 1771 от 31.08.2013, N 1853 от 30.09.2013, N 1943 от 31.10.2013, N 2035 от 30.11.2013, выставленных <_>) на основании договора теплоснабжения б/н от 31.12.2007,
в 2014 году в объеме 269 Гкал по цене 1329,70 руб. за 1 Гкал (согласно счетов-фактур N 511 от 30.06.2014, N 622 от 31.07.2014, N 700 от 31.08.2014, N 780 от 30.09.201, N 848 от 31.10.2014, выставленных <_>) на основании договора теплоснабжения б/н от 31.12.2007.
Данные счета-фактуры, выставленные ОАО "Автоагрегат", оплачивались <_> платежными поручениями (N 26 от 03.12.12, N 210 от 18.03.2013, N 278 от 01.04.2013, N 936 от 17.10.2013, N 417 от 11.06.2014, N 222 от 14.03.2014) и зачетом взаимных требований на основании соглашений (б/н от 30.08.2012, б/н от 30.09.2012, б/н от 18.12.2012, б/н от 05.08.2013, б/н от 25.11.2013, N1 от 19.02.2015). По состоянию на 01.07.2015 за <_> числилась кредиторская задолженность ОАО "Автоагрегат" в размере 311776,95 руб.
Вышеуказанные тарифы ОАО "Автоагрегат" в 2012-2015 гг. устанавливало самостоятельно, без обращения за установлением цен (тарифов) на реализуемую тепловую энергию в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области.
Согласно указания ФАС России, подготовленного с учетом Постановлений Пленума ВАС России по вопросу критериев оценки правомерности поведения хозяйствующего субъекта при применении регулируемых цен (тарифов), при установлении факта наличия или отсутствия в его действиях нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования необходимо мнение компетентного органа в сфере тарифообразования.
На основании вышеизложенного Управление направило материалы рассмотрения дела N 253-15/04 АЗ в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области для разъяснений уполномоченного органа, являются ли нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования рассматриваемые действия ОАО "Автоагрегат".
03.08.2015 из Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области в адрес Орловского УФАС России поступил ответ на запрос исх. N 2622/04 от 20.07.2015, из которого следовало, что по имеющимся материалам и документам в действиях ОАО "Автоагрегат" пимеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, ставок и тому подобного).
14.09.2015 из Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области в адрес Орловского УФАС России поступило Постановление о назначении административного наказания от 25.08.2015 по делу N01-17-309, вынесенное государственным органом, уполномоченным в сфере регулирования тарифов в отношении должностного лица ОАО "Автоагрегат" <_>
Из постановления следовало, что "своими действиями должностное лицо ОАО "Автоагрегат", нарушило порядок ценообразования и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение устанолвенного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в части реализации тепловой энергии по неустановленному тарифу".
В соответствии с приказом Орловского УФАС России от 31.03.2006 N 86 сведения об ОАО "Автоагрегат" включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по наименованию услуг:
- услуги по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах охваченной сетью хозяйствующего субъекта территории г. Ливны Орловской области.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") определен перечень сфер естественно-монопольных видов деятельности, к которым относятся:
услуги по передаче тепловой энергии.
Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.
Частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 у антимонопольного органа отсутствует обязанность кого-либо дополнительного установления доминирующего положения для организаций, осуществляющих свою деятельность в сферах естественных монополий.
Вместе с тем, Управлением с целью объективного рассмотрения дела был составлен аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг теплоснабжения, включающего в себя: производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), оказываемых ОАО "Автоагрегат".
Из аналитического отчета следует, что ОАО "Автоагрегат" <_> занимает доминирующее положение на данном рынке.
Статья 3 Закона "О естественных монополиях", характеризует продуктовые границы рынка, на котором работает ОАО "Автоагрегат" в сфере теплоснабжения следующим образом: это такое "состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".
Не существует товаров-заменителей с точки зрения цели потребления (теплоэнергия в потреблении не может быть заменена другим товаром), т.е. является единственно возможным для потребления товаром (услугой) в части передачи и распределения тепловой энергии, так как прокладка новых труб и строительство новых тепловых пунктов экономически нецелесообразно или же требует больших затрат.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении"), теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В настоящее время между ОАО "Автоагрегат" и <_> заключен договор теплоснабжения N 20/0057/2015 от 10.06.2015 и ОАО "Автоагрегат", как собственник котельной, производя тепловую энергию и оказывая услуги по передаче тепловой энергии <_> является теплоснабжающей организацией - субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в пределах границ собственных сетей.
Таким образом, на ОАО "Автоагрегат" распространяются требования антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", который запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, злоупотреблять этим положением.
Частью 1 статьи 8 Закона "О теплоснабжении" определено, что регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" цены (тарифы) на продукцию (товары) естественных монополий подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 данного Указа определено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.
В силу требований статей 6, 8 Закона "О естественных монополиях" сферы деятельности естественных монополий подлежат государственному регулированию, а субъекты, осуществляющие деятельность в данных сферах не вправе создавать дискриминационные условия согласно требованиям антимонопольного законодательства, в том числе в сфере ценообразования.
В виду занимаемого доминирующего положения на ОАО "Автоагрегат" распространяются требования части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", который запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, злоупотреблять этим положением. В соответствии с данной нормой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что ОАО "Автоагрегат" нарушило требования нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Автоагрегат", выразившихся во взимании у потребителя платы за услуги теплоснабжения без установленного уполномоченным органом тарифа на оказание услуг теплоснабжения. ОАО "Автоагрегат" наличие нарушения антимонопольного законодательства в указанных действиях не отрицало.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьями 50 и 51 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Автоагрегат" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при реализации тепловой энергии <_> в период с 2012-2014 гг. без установленного в уполномоченном органе тарифа, что повлекло нарушение со стороны Общества установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2. Выдать ОАО "Автоагрегат" предписание: прекратить злоупотребление доминирующим положением, для чего ОАО "Автоагрегат" при оказании услуг теплоснабжения необходимо строго руководствоваться нормами действующего законодательством РФ, а именно: Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии"), Федерального Закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нормативными правовыми актами органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг теплоснабжения.
3. Вопрос об административной ответственности ОАО "Автоагрегат" за нарушение антимонопольного законодательства рассмотреть в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 30 сентября 2015 г. N 3761/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016