Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 30 сентября 2015 г. N 830-ФАС52-07/15
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Гришков Д.А. |
- |
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N830-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Руан" (191014, г. Санкт-Петербург, Саперный пер., д. 14, пом. 36Н) и Общества с ограниченной ответственностью "Руан" (199026, г. Санкт-Петербург, Косая линия В.О., д.15В" по обращению потребителя рекламы Б. (в Нижегородском УФАС России отсутствует письменное согласие заявителя на использование персональных данных) по признакам нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии Живулина Д.Л. - представителя ООО "Корпорация Руан" по доверенности от 15.09.2015 г. и ООО "Руан" по доверенности от 15.09.2015, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило устное обращение потребителя рекламы Б. по поводу незаконного, по мнению заявителя, размещения информации на рекламных конструкциях, установленных на территории города Нижнего Новгорода.
В своем обращении заявитель сообщил, что в настоящее время на рекламных конструкциях, установленных в г. Нижнем Новгороде, размещается информация о партии "ЛДПР", что, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения ФЗ "О рекламе", т.к. в текущий период времени не проводится выборная компания.
Специалистами Нижегородского УФАС России 26-27 мая 2015 г. осуществлен выезд и выявлены рекламные конструкции по следующим адресам:
- ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона "Автомобили Баварии";
- ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси N 98;
- ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России;
- пр. Гагарина, в районе парка "Швейцария", на противоположной стороне от кинотеатра "Электрон";
- Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов N19, N27, маршрутного такси N69.
По данным фактам составлены Акты наблюдения от 26 и 27 мая 2015 года.
В связи с тем, что использование рекламных конструкций в целях не связанных с распространением рекламы, социальной рекламы содержит признаки нарушения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 19 июня 2015 года вынесло Определение о возбуждении дела N830-ФАС52-07/15 по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ООО "Корпорация Руан".
Определением по делу N830-ФАС52-07/15 к участию в рассмотрении в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, привлечено ООО "Руан".
Федеральная антимонопольная служба наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения сообщения "ЛДПР".
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Специалистами Нижегородского УФАС России 26-27 мая 2015 г. на территории города Нижнего Новгорода выявлены рекламные конструкции с размещенными сообщениями следующего содержания: "ЛДПР". По данным фактам составлены Акты наблюдения от 26 и 27 мая 2015 г.
Политическая реклама - реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций и принимающих участие политической деятельности отдельных граждан, их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям.
Вышеуказанное сообщение носит политический характер, так как направлено на привлечение граждан к политической партии "ЛДПР", т.е. является политической рекламой.
В соответствии с частью 2 статьи 19 ФЗ "О рекламе" рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 11 статьи 3 ФЗ "О рекламе" социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государств.
Рассматриваемое сообщение: "ЛДПР", исходя из его содержания, не может быть отнесено к социальной рекламе. Также, данная информация не относится к рекламе.
Спорное сообщение не попадает под определение рекламы и социальной рекламы ФЗ "О рекламе", и является политической рекламой.
Согласно статье 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
В соответствии с избирательным законодательством и согласно позиции, отраженной в Протоколах совещаний ФАС России и ЦИК России от 20.06.2007 и 06.08.2007 по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях. На рекламных конструкциях также может размещаться политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, в течение агитационного периода.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона от 23 августа 2000 года N127-3 "О выборах депутатов представительных органах местного самоуправления в Нижегородской области" предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона "О выборах депутатов представительных органах местного самоуправления в Нижегородской области" окружная избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней после приема подписных листов и приема иных необходимых для регистрации кандидата избирательных документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. В решении о регистрации указываются ее дата и время.
По данным сайта Избирательной комиссии Нижегородской области (www.nnov.izbirkom.ru) Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.06.2015 N135 на Единый день голосования 13.09.2015 г. назначены выборы депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода шестого созыва. 19 июня 2015 г. данное решение опубликовалось в газете "День города. Нижний Новгород".
В связи с вышеизложенным, политическая реклама "ЛДПР" распространялась вне периода предвыборной агитации.
Таким образом, сообщение "ЛДПР", размещенное на рекламной конструкции вне периода предвыборной агитации является нарушением части 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных статьей 19 Федерального закона "О рекламе", ответственность несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Муниципальное казенное учреждение "Городской центр градостроительства и архитектуры" в письме (исх. от 10.07.2015 N 767) сообщило, что между администрацией города Нижнего Новгорода, в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры, и ЗАО "Корпорация Руан" заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - щитов 6х3 м. на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода. ЗАО "Корпорация "Руан" осуществляет эксплуатацию рекламных конструкций на основании Разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В последствии рекламные конструкции стали эксплуатироваться ООО "Корпорация Руан".
Между ООО "Корпорация Руан" (Принципал) и ООО "Руан" (Агент) заключен агентский договор от 30.04.2015 г. Согласно агентского договора ООО "Корпорация Руан" поручает, а ООО "Руан" принимает на себя обязательство совершать за вознаграждение от своего имени, но в интересах и за счет Принципала, юридические и фактические действия, связанные с использованием рекламных конструкций.
ООО "Руан" (Исполнитель) заключило Договор возмездного оказания рекламных услуг N2390 от 30.04.2015 г. с Заказчиком: Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России. В соответствии с договором ООО "Руан" взяло на себя обязательства по оказать услуги по печати, доставке, монтажу и организации рекламного материала Заказчика на рекламных поверхностях и проведению рекламных компаний Заказчика на территории Российской Федерации
Рекламораспространителем рекламного сообщения является ООО "Руан".
Таким образом, информация политической партии "ЛДПР", распространенная ООО "Руан" 26-27 мая 2015 г. по следующим адресам: ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона "Автомобили Баварии"; ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси N 98; ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России; пр. Гагарина, в районе парка "Швейцария", на противоположной стороне от кинотеатра "Электрон"; Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов N19, N27, маршрутного такси N69, противоречит требованиям части 2 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Руан" пояснил, что Общество не усматривает нарушений, поскольку считает, что реклама не является политической, а является социальной рекламой.
В материалах дела находится разъяснение ФАС России (исх. от 31.08.2015 NИА/46227-ПР/15) в письме, адресованном Руководителю фракции ЛДПР Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", с учетом совокупного анализа норм, содержащихся в законодательстве о рекламеи законодательстве о проведении выборов, на рекламных конструкциях допускается распространение рекламы, социальной рекламы, а также предвыборной агитационной информации в период предвыборной агитации.
Также, из пункта 2 протокола N2 от 06 августа 2007 года совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанных с возможностью размещения предвыборной агитации, следует, что в период до начала и в ходе избирательной компании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.
При этом в силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" к социальной рекламе относится информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно нормам статьи 10 Федерального закона "О рекламе" в социальной рекламе допускается определенного размера упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Таким образом, в соответствии с позицией, изложенной в пункте 2 протокола N2 от 06 августа 2007 года совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанных с возможностью размещения предвыборной агитации, допускается размещение на рекламных конструкциях как до начала, так и в ходе избирательной компании информации, включающей сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, в рамках размещения социальной рекламы.
При этом, само по себе название политической партии, в том числе партии ЛДПР, не является социальной рекламой.
Таким образом, сообщение "ЛДПР", размещенное на рекламной конструкции вне периода предвыборной агитации является нарушением и противоречит требованием части 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
В связи с тем, что рассматриваемое сообщение на момент рассмотрения дела не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Руан", распространенную 26-27 мая 2015 г. по следующим адресам: ул. Бринского, в непосредственной близости от д. 4/1, по направлению к ул. Н.Сусловой, на противоположной стороне от автосалона "Автомобили Баварии"; ул. Деловая, в непосредственной близости от д. 14 и конечной остановки общественного транспорта маршрутного такси N 98; ул. Академика Сахарова, в районе здания Сбербанка России; пр. Гагарина, в районе парка "Швейцария", на противоположной стороне от кинотеатра "Электрон"; Высоковский проезд, в районе конечной остановки (разворот) автобусов N19, N27, маршрутного такси N69, поскольку она противоречит требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии Д.А. Гришков
Н.В. Михайлова
Исп.: Гришков Д.А.
тел. 8 (831) 430-55-74
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 сентября 2015 г. N 830-ФАС52-07/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016