Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(опубликовано 27 мая 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
-председателя Комиссии - заместителя руководителя Управления
начальника отдела;
-члена Комиссии, начальника отдела защиты конкуренции и
контроля за рекламой;
-члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела защиты конкуренции
и контроля за рекламой,
в присутствии:
- представителя ООО "Развитие регионов" по доверенности от 11.02.2010 г.,
рассмотрев дело N 10-03-9-02/162 по признакам нарушения ООО "Развитие регионов" статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (ФЗ "О рекламе"), установила:
17 декабря 2009 г. в Управление поступило письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (от 14.12.2009 г. N 06/25-/0409-09) о направлении в адрес Волгоградского УФАС России материалов внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Развитие регионов". В результате проверки сотрудниками Роспотребнадзора было установлено распространение рекламы о проведении стимулирующей акции "1+1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" без указания сроков проведения такого мероприятия. К письму приложен фотографический материал - распечатка листовки.
В ходе мониторинга соблюдения российского законодательства о рекламе 21.01.2010 г. сотрудниками Управления зафиксировано размещение на наружной витрине магазина "Буду мамой" (ТРК "Европа Сити Молл", Волгоград, пр. им Ленина, 54 Б), справа от входа в магазин плаката формата А 2 с информацией: "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1+1=3. Бюстгалтеры, бандажи, Трусики, купальники, Майки, Чулочно-носочные изделия. Будущим мамам. Кормящим мамам" Далее мелким шрифтом: "Информация об ассортименте товаров участвующих в данной акции Вы можете получить у продавцов-консультантов магазинной сети "Буду мамой".
В ответ на запрос от 19.01.1010 г. N 02-8/149 ООО "Развитие регионов" представлены:
- Информация для руководителей магазина для ознакомления продавцов и покупателей с условиями акции;
- Учредительные документы;
- Образец плаката акции, на котором имеется информация: "Срок действия акции: 10 октября по 1 марта. Более подробная информация об условиях акции у продавцов". Однако, как установлено сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области и специалистами Волгоградского УФАС России фактически распространялась реклама без указания на сроки проведения акции с указанием на то, что "Информация об ассортименте товаров участвующих в данной акции Вы можете получить у продавцов-консультантов магазинной сети "Буду мамой".
На основе анализа полученных материалов было установлено следующее:
- ООО "Развитие регионов" - проводит акцию "1+1=3 на белье и чулочно-носочные изделия",
В соответствии с условиями акции, размещенными на листовках, при покупке двух вещей (из указанных на плакате), третью можно выбрать в подарок.
В информационном письме от 18.05.2010 г. N 24 ООО "Развитие регионов" указало на то, что информация, представленная в листовке, не раздавалась покупателям ни на территории магазина, ни за ее пределами, а лишь информировала о том, что такая акция имеет место быть в данном Торговом Центре. Вся необходимая информация, касающаяся проведения акции, была в полном объёме представлена в магазине на информационном щите в свободном доступе и в виде инструкций у продавцов, в должностные обязанности которых входило обязательное разъяснение условий акции покупателям.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.
Понятие рекламы закреплено в п.п.1 ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (ФЗ РФ "О рекламе"). В соответствии с этим определением рассматриваемая информация является рекламой:
- распространяется на листовках о проведении акции;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (белье для будущих и кормящих мам);
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. N АЦ / 4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Исходя из имеющихся в материалах сведений, информация о проведении акции "1+1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" относится к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе"), поскольку условием участия в акции является приобретение определенного товара (белье и чулочно-носочные изделия для беременных женщин и кормящих мам).
В нарушение положений статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" в листовке о проведении акции не указаны следующие сведения:
- сроки проведения стимулирующего мероприятия;
- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе размещён источник информации (продавцы-консультанты) об ассортименте товара, участвующего в данной акции.
Согласно разъяснений ФАС России (N АК/34209 от 01.10.2009 г. "О разъяснении некоторых положений ФЗ "О рекламе") в силу п. 2. ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, что содержится в указанном месте, по указанному адресу.
В рассматриваемом рекламном материале товаров для беременных и кормящих женщин сведений о том, кто является организатором стимулирующего мероприятия не содержится.
Между тем, источник информации о правилах проведения рассматриваемого мероприятия имеет существенное значение, поскольку сами условия проведения акции специфичны в сравнении с анонсом в рекламе: "Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1+1+3". Согласно представленной ООО "Развитие регионов" информации условия акции заключаются в том, что при выборе любых трех единиц товара на определенную сумму (2000 руб.) покупателю предоставляется скидка в размере наименьшего по стоимости товара.
Таким образом, с учетом судебной практики и практики ФАС России, реклама о проведении акции "1+1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" не соответствует требованиям, предъявляемым законодателем к такому виду рекламы (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе").
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, сведениями, полученными от ООО "Развитие регионов" (ООО "РР") акция проводилась в конце 2009 г. ООО "Развитие регионов". Юридический адрес организации - г. Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, 4.
В соответствии с Уставом ООО "РР" является юридическим лицом - коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли. В числе видов деятельности определены розничная и оптовая торговля, торгово-закупочная и рекламная деятельность.
Решением учредителя ООО "РР" от 01.12.2008 г. с целью расширения деятельности принято решение создавать обособленные региональные подразделения (не являются юридическими лицами). Этим же решением все обязанности перед органами государственной власти возложены на головную организацию - ООО "РР".
Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. N 508) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы. Однако в рассматриваемом случае, исходя из предоставленной ООО "РР" информации акция "1+1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" проходит на территории нескольких субъектов РФ (Липецк, Нижний Новгород, Казань, Сургут и др. - см. информацию для руководителя магазина, прилагается).
09 апреля 2010 г. в адрес Волгоградского УФАС России поступило письмо ФАС России от 31.03.2010 г. N АК/8967 о наделении Управления полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО "Развитие регионов" (юр.адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Социалистическая, 4)
Исходя из изложенного, реклама о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 +1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" не соответствует требованиям, предъявляемым законодателем к такому виду рекламы (ст. 9 ФЗ РФ "О рекламе").
Согласно ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и /или содержание рекламы лицо является рекламодателем. Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств является рекламораспространителем.
За нарушение требований статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя (рекламопроизводитель отвечает за нарушение указанных положений закона только в случае, если будет доказана его вина) (п.6, п. 7 ст. 38 ФЗ РФ "О рекламе").
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама о проведении стимулирующего мероприятия является рекламой ненадлежащей, поскольку нарушены требования к рекламе стимулирующего мероприятия, предусмотренные ст.9 ФЗ РФ "О рекламе". Нарушение выразилось в том, что в рекламном материале (плакат) о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 +1=3 на белье и чулочно-носочные изделия" - отсутствуют указания на сроки проведения стимулирующего мероприятия, на источник информации об организаторе мероприятия, а также на источник информации о правилах проведения мероприятия, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте, порядке их получения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 36, частями 3-4 статьи 36, частью 9 статьи 36 ФЗ РФ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г., пунктами 3.55.5, 3.56 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 28.12.2007 г. N 453, Комиссия Волгоградского УФАС России, решила:
1. Признать рекламу, размещенную на плакате о проведении акции "Время выгодных покупок! Купи две вещи - третью выбери в подарок! 1 +1=3 на белье и чулочно-носочные изделия", - ненадлежащей.
2. Признать рекламораспространителя ООО "Развитие регионов" нарушившим требования статьи 9 ФЗ РФ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
3. Выдать ООО "Развитие регионов" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ООО "Развитие регионов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (опубликовано 27 мая 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016