Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 28 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 63 по признакам нарушения администрацией города Минеральные Воды части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции" в части размещения неполной информации о проводимом аукционе,
УСТАНОВИЛА:
В ходе анализа документов представленных администрацией г. Минеральные Воды по выделению земельных участков под строительство в 1 кв. 2010 г. в рамках ежеквартального мониторинга выделения земельных участков муниципальными образованиями Ставропольского края, установлено следующее.
Постановлением администрации города Минеральные Воды от 28.10.2009 г. N 1899 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков", определено в соответствии со ст. ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", провести открытый аукцион по составу участников и форме подачи предложений по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (2 объекта) под комплексное освоение в целях жилищного строительства.
В тоже время анализ представленного информационного сообщения о проведении аукциона, опубликованного в газете "Из рук в руки", и на сайте в сети Интернет показал следующее.
В извещении отсутствует информация о целевом назначении земельных участков, отсутствует информация по п.п. 4), 5), 6), 7), 8) п. 4, п.5 ст. 38.2 ЗК РФ.
Фактически извещение оформлено под аукцион по простой продаже земельного участка не связанного с предоставлением под строительство.
В действиях администрации г. Минеральные Воды по нарушению порядка проведения земельного аукциона в части размещения неполной информации о проводимом аукционе, и тем самым созданию препятствий в участии в нем потенциальным участникам из-за непредставления необходимой информации и введения в заблуждение по целевому использованию земельных участков, выявлены признаки нарушения ст.ст. 15 и 17 ФЗ РФ "О защите конкуренции", в связи с чем было возбуждено дело N 63 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении администрации города Минеральные Воды.
Представители администрации города Минеральные Воды на заседании комиссии по рассмотрению дела пояснили следующее.
Администрацией города Минеральные Воды было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключении договора аренды в отношении двух земельных участков, расположенных на территории города Минеральные Воды. Решение оформлено Постановлением администрации города Минеральные Воды от 23.10.2009 г. N 1899. Управлением имущественных отношений администрации города Минеральные Воды была обеспечена публикация извещения о проведении аукциона, посредством размещения информационного сообщения в газете "Из рук в руки" от 24.12.2009 г. N 101 и в сети Интернет на официальном сайте города Минеральные Воды. В том же выпуске газеты "Из рук в руки" было опубликовано и Постановление N 1899. Учитывая, что первоочередная задача заключается именно в доведении информации, а не в форме её предоставления, администрация полагает, что отсутствие данных о целевом назначении земельных участков непосредственно в информационном сообщении не нарушило в рассматриваемом случае права и законные интересы потенциальных участников аукциона, поскольку информация о целевом назначении земельных участков была опубликована в том же печатном издании, в опубликованном Постановлении N 1899.
По вопросу установления арендной платы за земельные участки предназначенные в данном случае для комплексного освоения в целях жилищного строительства, администрация руководствуется непосредственно Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 64-П "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которое опубликовано в средствах массовой информации. В связи с чем, отсутствие данных сведений непосредственно в информационном сообщении, не ущемляет прав потенциальных участников аукциона, т.к. данная информация является открытой.
Учитывая специфику проводимого аукциона, связанную с продажей права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, необходимо учитывать, что для потенциального участника аукциона в любом случае будет недостаточно только той информации, которая содержится в публикуемом сообщении, поскольку указанная сфера использования земельных участков требует значительных финансовых затрат в течении длительного времени. Именно в целях выявления действительно потенциальных участников аукциона, способных в последующем реализовать комплексное освоение участков в целях жилищного строительства (а это не только жилые дома, но и социальная сеть), в опубликованном извещении были указаны контактные телефоны, по которым можно получить всю необходимую информацию о проводимом аукционе, указан адрес куда можно подойти в целях получения информации. При обращении лиц, заинтересованных в участии в аукционе, был представлен акт ознакомления с дополнительной информацией.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные и дополнительно полученные материалы Комиссия пришла к следующим выводам:
Администрацией города Минеральные Воды издано Постановление от 28.10.2009 г. N 1899 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков". Данным постановлением в пункте 1 определено провести открытый аукцион по составу участников и форме подачи предложений по продаже права на заключение договора аренды земельных участков (2 объекта) под комплексное освоение в целях жилищного строительства. Пунктом 7 постановления - управлению имущественных отношений администрации города Минеральные Воды обеспечить публикацию сообщения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Публикация извещения о проведении аукциона осуществлена посредством размещения информационного сообщения в газете "Из рук в руки" от 24.12.2009 г. N 101 и в сети Интернет на официальном сайте города Минеральные Воды.
08 февраля 2010 г. состоялся аукцион, на который было подано две заявки, по результатам которого с победителем аукциона 19 февраля 2010 г. заключен договор аренды земельного участка.
Статья 38.2 ЗК РФ устанавливает особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно п. 3 ст. 38.2 ЗК РФ, в извещении о проведении аукциона кроме сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 - 9 пункта 10 статьи 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка;
2) цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади;
3) начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства);
4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения;
5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем;
6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
5. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 настоящего Кодекса, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
Анализ информационного сообщения о проведении аукциона, опубликованного в газете "Из рук в руки", и на сайте в сети Интернет показал следующее.
В извещении отсутствует информация о целевом назначении земельных участков, дается указание, что продается право на заключение договора аренды земельных участков, без указания на комплексное освоение в целях жилищного строительства, тем самым не определен предмет аукциона.
В извещении отсутствует информация по п.п. 4), 5), 6), 7), 8) п. 4 ст. 38.2 ЗК РФ.
Перечень предоставляемых заявителем документов не соответствует перечню установленному ст. 38.2 ЗК РФ, в т.ч. отсутствуют документы определенные п. 5 данной статьи.
Фактически извещение оформлено под аукцион по простой продаже земельного участка не связанного с предоставлением под строительство.
Ссылки администрации города Минеральные воды на то, что часть неопубликованной информации носила публичный характер, а часть была предоставлена при непосредственном обращении претендентов в администрацию не состоятельны и не законны. Вся предусмотренная ст. 38.2 ЗК РФ информация должна содержаться непосредственно в извещении о проведении аукциона, и ст. 38.2 ЗК РФ не предусматривает случаев изъятия части информации из информационного сообщения доведения её другим образом. Тем более путем устных встреч с потенциальными участниками.
Аукционные процедуры призваны обеспечить публичность, открытость и гласность процедур продажи земли или права на её аренду, равный доступ всему неограниченному кругу лиц - потенциальных участников торгов.
Отсутствие в извещении о проведении аукциона информации о том, что земля выделяется под комплексное освоение в целях жилищного строительства, что необходимо в составе заявки представить документы по п. 5 ст. 38.2 ЗК РФ, а именно - документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе, привело к том, что оба участника проводимого аукциона в составе своих заявок не представили документы согласно п. 5 ст. 38.2 ЗК РФ. Не смотря на это, они были допущены к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
Пункт 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
Пункт 6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Администрация города Минеральные Воды допустила нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" выразившееся в нарушении порядка проведения земельного аукциона, в части размещения неполной информации о проводимом аукционе, и тем самым созданию препятствий в участии в нем потенциальным участникам из-за непредставления необходимой информации и введения в заблуждение по целевому использованию земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию города Минеральные Воды нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства.
2. Выдать администрации города Минеральные Воды предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства вследствие чего при проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства соблюдать в полном объеме требования статьи 38.2 Земельного кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 41
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
28 мая 2010 года, г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 28 мая 2010 года по делу N 63, возбужденного в отношении администрации города Минеральные Воды о нарушении части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации города Минеральные Воды прекратить нарушение антимонопольного законодательства в связи с чем:
- при проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства соблюдать в полном объеме требования статьи 38.2 Земельного кодекса РФ.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ставропольское УФАС России в срок до 25 июня 2010 года.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнения в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016