Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 28 мая 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 19.05.2010
Решение в полном объеме изготовлено 28.05.2010
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Женетль А.Ш.- заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Точив Б.Б.- начальник отдела Управления;
Псеуш М.Х.- главный специалист-эксперт Управления;
Рыбина А.Т.- ведущий специалист-эксперт Управления;
Вдовина О.Ю.- ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии: главного бухгалтера МП "Хатукайское" (на основании доверенности от 19.04.2010 г.)
рассмотрев дело NА-25/18-10 по признакам нарушения МП "Хатукайское" пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В рамках осуществления государственного контроля за действиями субъектов естественных монополий по отбору финансовых организаций для оказания финансовых услуг, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея была запрошена информация у субъектов естественных монополий о соблюдении ими требований отбора финансовых организаций путем проведения открытых конкурсов или открытых аукционов.
В ходе проведения анализа представленной информации Адыгейским УФАС России было установлено, что МП "Хатукайское" (385321, Красногвардейский район, а.Хатукай, ул.Полевая, 75) был заключен с Открытым акционерным обществом "Военно-страховая компания" Адыгейский филиал Договор страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты N09830А3001992 от 15.09.2009 г. Срок действия Договора один год.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий (услуги по передаче тепловой энергии).
На основании заключения экспертизы и решения правления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Приказом от 26.11.2007 г. N86/2007-т МП "Хатукайское" установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (производство, передача и сбыт).
Основным видом деятельности МП "Хатукайское" является передача тепловой энергии.
Таким образом, МП "Хатукайское" осуществляет естественно-монопольный вид деятельности и является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 18 введенного в действие с 26 октября 2006 года Закона о защите конкуренции, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе услуг по страхованию ответственности (пункт 11).
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность субъектов естественной монополии проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг финансового характера в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закона о размещении заказа) для оказания поименованных в указанной статье финансовых услуг. При этом названная статья не содержит условий, соблюдение которых будет являться основанием для заключения таких договоров без проведения соответствующих конкурсов или аукционов.
Указанная норма не включает субъекты естественных монополий в круг лиц, являющихся государственными и муниципальными заказчиками, установленный статьей 4 Закона о размещении заказа, а лишь устанавливает, что субъекты естественной монополии должны осуществлять отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями данного закона. Порядок проведения открытого конкурса или открытого аукциона определен статьями 20-41 Закона о размещении заказа.
Следовательно, МП "Хатукайское", являясь субъектом естественной монополии, обязано соблюдать требования пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.
По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 ФЗ "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона.
С момента вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции" заключение указанных договоров (продление ранее заключенных договоров) без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о защите конкуренции расценивается как нарушение антимонопольного законодательства (письмо ФАС России от 21.02.2007 N ИА/2168 "О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции").
На основании вышеизложенного, действия МП "Хатукайское" по заключению с Открытым акционерным обществом "Военно-страховая компания" Адыгейский филиал Договора страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты N09830А3001992 от 15.09.2009 г. без предшествующего этому отбора финансовых организаций в соответствии с требованиями пункта 11 части 1статьи 18 Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения данного дела главный бухгалтер МП "Хатукайское" Е.П.Пронина пояснила, что нарушение произошло из-за незнания требований законодательства установленных для субъектов естественных монополий и признала факт нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать в действиях МП "Хатукайское" нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении Договора страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 07.10.2009 г. N09830А3002327 без осуществления отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовой услуги по страхованию ответственности.
2. Выдать МП "Хатукайское" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу NА-25/18-10
28 мая 2010 г. г. Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: А.Ш.Женетль - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления).
Члены Комиссии:
Б.Б.Точив - начальник отдела Управления;
М.Х.Псеуш - главный специалист-эксперт Управления;
А.Т.Рыбина- ведущий специалист-эксперт Управления;
О.Ю.Вдовина - ведущий специалист-эксперт Управления.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 28 мая 2010 г. по делу NА-25/18-10 о нарушении МП "Хатукайское" пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. МП "Хатукайское" не позднее истечения срока действия Договор страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты N09830А3001992 от 15.09.2009 г. прекратить нарушение пункта 11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении Договора страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты N09830А3001992 от 15.09.2009 г. без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
2. МП "Хатукайское" не позднее истечения срока действия Договора страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты N09830А3001992 от 15.09.2009 г. осуществить отбор финансовой организации для предоставления услуги по страхованию ответственности путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 15.09.2010 г. направив в адрес Адыгейского УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- извещение о проведении открытого конкурса/аукциона;
- протоколы, составленные в ходе размещения заказа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 28 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016