Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 24 мая 2010 г.
(решение изготовлено в полном объеме 31.05.2010)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - КУМИ мэрии города Ярославля) - ;
от заинтересованного лица - ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - ;
от заявителя - ООО "Управляющая компания Новый Дом" - ,
рассмотрев дело N 06-03/24-10 о нарушении КУМИ мэрии города Ярославля части 1 статьи 19, статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
по результатам рассмотрения заявления ООО "Управляющая компания Новый Дом" Ярославским УФАС России был установлен факт передачи хозяйствующему субъекту ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" на основании распоряжения заместителя мэра - председателя КУМИ мэрии города Ярославля от 25.12.2007 N 2046 "О передаче ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" в безвозмездное пользование" (далее - Распоряжение от 25.12.2007 N 2046), в безвозмездное пользование нежилых помещений по следующим адресам:
- ул. Бабича, 11, корп. 4 (NN 1-11 1-го этажа жилого дома) общей площадью 100,5 кв.м. под линейный участок 101;
- Архангельский проезд, 1а (NN 1,2,4,14-21,33 1-го этажа, NN 1-6,15-19,28,29 2-го этажа здания), общей площадью 232 кв.м. под линейные участки N 103 и 106;
- ул. Труфанова, 29, корп. 5 (NN 1-9 1-го этажа жилого дома), общей площадью 88,3 кв.м. под линейный участок N 104;
- проезд Моторостроителей, 9, корп. 2 (NN 1-14 1-го этажа жилого дома), общей площадью 112 кв.м. под линейный участок N 107;
- ул. Урицкого, 38а (NN 1-35 1-го этажа, NN 1-36 2-го этажа нежилого здания) общей площадью 740 кв.м. под линейные участки N 102, N 105 и административные помещения;
- ул. Урицкого, 67 (NN 1-5 1-го этажа жилого дома) общей площадью 31,3 кв.м. под архив;
- Ленинградский проспект, 99 (NN 1-6 1-го этажа жилого дома) общей площадью 30,1 кв.м. под архив, без соответствующего согласования с антимонопольным органом, порядок которого предусмотрен статьей 20 Закона о защите конкуренции.
Представители Заявителя полностью подтвердили факты, изложенные в заявлении о нарушении КУМИ антимонопольного законодательства, касающиеся нарушения порядка предоставления ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" муниципальном помощи. Являясь конкурентами данного хозяйствующего субъекта на рынке управления многоквартирными домами г. Ярославля, Заявитель тем самым поставлен в неравные условия, так как вынужден нести денежные затраты, связанные с арендой имущества под офисы, которых лишено ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района", так как соответствующее нежилое муниципальное имущество предоставлено на безвозмездной основе.
Представитель КУМИ мэрии города Ярославля на заседании Комиссии нарушение антимонопольного законодательства признал и пояснил, что в соответствии с протестом Прокуратуры г. Ярославля спорное Распоряжение было отменено Приказом председателя КУМИ от 17.05.2010 N 6/829.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Согласно Положению о КУМИ мэрии города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2008 N 262, КУМИ мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Ярославля (за исключением земельных участков).
Распоряжение муниципальным имуществом осуществляется КУМИ мэрии города Ярославля в соответствии с нормами главы 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации, положениями Решения от 14.11.2005 N 151, Порядком передачи муниципального имущества города Ярославля в безвозмездное пользование, утвержденным Постановлением от 07.08.2006 N 2841.
На момент совершения КУМИ мэрии города Ярославля действий, нарушающих антимонопольное законодательство (принятие Распоряжения от 21.12.2007 N 2019), Закон о защите конкуренции действовал в редакции от 01.12.2007. В настоящее время, с 23.08.2009 в действие вступили изменения в Закон о защите конкуренции, однако и в действующей редакции данного закона предусмотрена процедура предварительного согласования с антимонопольным органом предоставления хозяйствующим субъектам государственной и муниципальной преференции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (в редакции от 01.12.2007) муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. Также следует иметь ввиду, что согласно Закону о защите конкуренции муниципальная помощь может предоставляться исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) проведения фундаментальных научных исследований;
3) защиты окружающей среды;
4) развития культуры и сохранения культурного наследия;
5) производства сельскохозяйственной продукции;
6) поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;
7) социального обслуживания населения;
8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.
В целях недопущения негативного влияния муниципальной помощи на конкуренцию (ее ограничение, недопущение или устранение), обеспечения равенства участников рынка в доступе к ограниченным ресурсам статьей 20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Порядок получения такого согласия регламентирован пунктами 2-6 указанной статьи.
Согласно частям 1, 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная помощь предоставляется:
1) в соответствии с федеральным законом;
2) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;
3) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
4) за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
5) за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи.
В рассматриваемой ситуации КУМИ в нарушение законодательно установленного порядка предоставил муниципальную помощь хозяйствующему субъекту ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" вне соответствия предусмотренным законом целям ее предоставления, а также без предварительного согласования с антимонопольным органом (соответствующее ходатайство с приложением предусмотренных документов в Ярославское УФАС не направлялось).
На основании спорного Распоряжения от 25.12.2007 N 2046 КУМИ были заключены договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" NN 2540 - 2544 от 25.12.2007 года со сроком действия с 01.01.2008 года на неопределенный срок, составлены и подписаны соответствующие акты приема-передачи помещений.
Предоставление недвижимого муниципального имущества в безвозмездное пользование, является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) и в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной помощью и подлежит контролю в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
В соответствии с положениями Устава ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" является хозяйствующим субъектом и передача ему в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, должна была осуществляться в соответствии с нормами главы 5 Закона о защите конкуренции, либо путем проведения публичных процедур (торги в форме аукциона или конкурса, предусмотренные статьей 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Действия КУМИ мэрии города Ярославля, выразившиеся в передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование ОАО "Управляющая компания N 1" ограничили (исключили) возможность доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих возможность осуществлять) аналогичную с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" деятельность на рынке оказания услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, предоставив муниципальную помощь ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" без предварительного согласования с антимонопольным органом, КУМИ мэрии города Ярославля поставило данного хозяйствующего субъекта в более выгодные условия деятельности осуществления предпринимательской деятельности на рынке управления многоквартирными домами г. Ярославля и, тем самым, нарушило, требования части 1 статьи 19, статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Однако Комиссией учитывается, что со стороны КУМИ были предприняты действия, направленные на добровольное устранение вышеуказанного нарушения, а именно - Приказом председателя КУМИ от 17.05.2010 года N 6/829 спорное Распоряжение от 25.12.2007 N 2046 было отменено, кроме того, в адрес ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" КУМИ было направлено уведомление (исх. N 2739 от 18.05.2010) о прекращении с 23.08.2010 года договора безвозмездного пользования от 25.12.2007 N 2545 муниципальным имуществом, расположенным по адресу: г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д. 99 (помещения первого этажа NN 1-6, общей площадью 30,10 кв.м.) и необходимости в срок до 23.08.2010 года освободить занимаемое помещение и передать его Ссудодателю по передаточному акту в исправном состоянии, предварительно уведомив о готовности к указанной передаче. Аналогичные уведомления были направлены о расторжении всех договоров безвозмездного пользования, заключенных с ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля нарушившим часть 1 статьи 19, статью 20 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Дело N 06-03/24-10 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 24 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016