Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 31 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Михайлова Н.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
Гришков Д.А. -
член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции.
рассмотрев дело N345-ФАС52-Р-5-07/03-10, возбужденное по заявлению Игнатушко М.В. в отношении ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" (603000, г.Н.Новгород, ул.Ильинская, д.87) по признакам нарушения пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения рекламных сообщений в сети Интернет на следующих сайтах: http://news.newnn.ru/news/22226, http://www.vgoroden.ru/id=94198&zmb=1, http://www.domostroynn.ru/id=27017, в присутствии:
заявителя: Игнатушко М.В.;
представителей общества: Махина В.Н. - по доверенности N04-07/1 от 07.04.2010; Саркисяна А.А. - по доверенности N04-07/3 от 07.04.2010. установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 24.02.2010 г. поступило обращение куратора 8-го Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода Игнатушко М.В. по поводу рекламы "Жилого комплекса "МАКСИМА", распространенной в сети Интернет на следующих сайтах: http://news.newnn.ru/news/22226, http://www.vgoroden.ru/id=94198&zmb=1, http://www.domostroynn.ru/id=27017.
По информации заявителя, реклама содержит не соответствующие действительности сведения в части следующих фактов:
1. Рейтинг архитектуры не является конкурсом недвижимости;
2. ЖК "МАКСИМА" не представлял ЗАО "ФРИСП" совместно с ЗАО "Мегаполис Девелопмент";
3. ЖК "МАКСИМА" не занял второго места в конкурсе, а "Лобачевский PLAZA" - первого места;
4. ЖК "МАКСИМА" не является лучшим жилым комплексом в городе по результатам Рейтинга архитектуры.
В ходе проверки 26.02.2010 г. выявлено, что на указанных выше сайтах размещалось рекламное сообщение, содержащее информацию: "ЖК "МАКСИМА", представленный ЗАО "ФРИСП" совместно с ЗАО "Мегаполис Девелопмент", занял почетное второе место в рейтинге. Первое место получил бизнес-центр - БЦ "Лобачевский Плаза", "ЖК "МАКСИМА" - лучший жилой комплекс Нижнего Новгорода_".
В соответствии с пунктами 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
Рекламодателем рекламных сообщений является ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов".
В связи с этими обстоятельствами, Нижегородским УФАС России 12 марта 2010 года возбуждено производство по делу N345-ФАС52-Р-5-07/03-10 в отношении ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" по признакам нарушения пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В отзыве от 23.03.2010 (вх.N 1548) ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" пояснило, что документальным обоснованием размещения рекламы обществом является: диплом рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода, содержащий информацию о том, что жилой комплекс "МАКСИМА" в Верхних Печерах признан лучшей работой архитекторов Нижнего Новгорода за 2008-2009 годы; по итогам 8-го рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 7 объектов признаны лучшими, эти данные содержатся в прсс-релизе, опубликованном в СМИ и рассылаемом организаторами рейтинга. По данным рейтинга жилой комплекс "МАКСИМА" стоит на второй строчке из 7-ми объектов, признанных лучшими, на основании чего в новостной ленте указано слово "второе место в рейтинге". Информация из сети Интернет была удалена в течение одного дня с момента обращения куратора 8-го рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода Игнатушко М.В., после чего ей были принесены извинения.
Заслушав доводы заявителя и представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что 11 февраля и 12 февраля 2010 года на сайтах Интернета: http://news.newnn.ru/news/22226, http://www.vgoroden.ru/id=94198&zmb=1, http://www.domostroynn.ru/id=27017 размещалось рекламное сообщение, содержащее следующую информацию: "ЖК "МАКСИМА", представленный ЗАО "ФРИСП" совместно с ЗАО "Мегаполис Девелопмент", занял почетное второе место в рейтинге. Первое место получил бизнес-центр - БЦ "Лобачевский Плаза", "ЖК "МАКСИМА" - лучший жилой комплекс Нижнего Новгорода_".
Реклама размещалась на основании договора N В-52 от 28.09.2009 на оказание информационных услуг, заключенного между ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" и ООО Центр Инвестиционного Консалтинга".
Размещению информации предшествовало проведение Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2008-2009, куратором которого является Игнатушко М.В. В процессе проведения рейтинга раз в два года выбирается лучшая новостройка Нижнего Новгорода по результатам опроса респондентов. После подсчета голосов определяется шорт-лист - список архитектурных сооружений, которые оценивает профессиональное жюри.
5 февраля 2010 года прошла презентация итогов Рейтинга. Официальный пресс-релиз был разослан 8 февраля 2010 года. 10 февраля 2010 года на российском архитектурном портале archi.ru появилась публикация о рейтинге архитектуры.
Согласно пресс-релиза, 7 объектов претендовали на первое место по результатам голосования жюри, и все объекты признаны лучшими: "Дамба" - офисный центр на Октябрьской, над Лыковой дамбой; "МАКСИМА" - жилой комплекс в Верхних Печерах; "ЦМТ", "Лобачевский PLAZA", "Паровозик", "Белое солнце", "Новенький".
По результатам рейтинга архитектурное бюро "5 и 5", как и другие архитекторы лучших объектов, награжден дипломом следующего содержания: "Награждается бюро "5 и 5" за жилой дом "MAXIMA" в Верхних Печерах, признанный лучшей работой архитекторов Нижнего Новгорода за 2008-2009".
В соответствии с пунктами 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград.
В дипломе сообщается информация о том, что жилой дом "МАКСИМА" является лучшей работой архитекторов. Рекламное сообщение, размещенное на сайтах Интернета, имеет отличия от текста, содержащегося в дипломе: в тексте диплома отсутствует информация о том, что жилой дом "МАКСИМА" занял почетное второе место в рейтинге, а также о том, что "ЖК "МАКСИМА" - лучший жилой комплекс Нижнего Новгорода, поскольку лучшей признана работа архитекторов, то есть архитектурный проект, а не возведенный жилой комплекс.
Таким образом, рекламное сообщение содержит не соответствующие действительности сведения и противоречит требованиям пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Согласно требованиям части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела ответчик представил документы о том, что рекламную информацию, не соответствующую требованиям рекламного законодательства, разместил ИП Тучкус С.В.: копию агентского договора от 11 января 2010 года, копию письма ООО "Центр Инвестиционного Консалтинга" от 12.02.2010 N 20, направленного в адрес ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" о получении информации для размещения на Интернет-порталах от Тучкуса С.В. Кроме этого, ответчик заявил ходатайство о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих факт размещения рекламы ИП Тучкусом С.В.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отказе в его удовлетворении.
На запрос Нижегородского УФАС России 09 марта 2010 года и в ходе рассмотрения дела 23 марта 2010 года ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" представил документы, свидетельствующие о размещении им рекламного сообщения. На заседаниях по рассмотрению дела ответчик не сообщал, что размещение рекламных сообщений было поручено ИП Тучкусом С.В. В связи с вышеизложенным, Комиссия Нижегородского УФАС России выражает сомнения в их достоверности и руководствуется ранее представленными договорами на оказание информационных услуг.
ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" представил договор N Д-39 от 16 октября 2007 года, заключенный с ООО "Центр Инвестиционного Консалтинга", в соответствии с которым ООО "Центр Инвестиционного Консалтинга" обязуется разместить на принадлежащем ему Интернет-портале "domostroynn.ru" представленную ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" информацию. Согласно акта N 00000243 от 28 февраля 2010 года на портале "domostroynn.ru" в разделе 1 каталога Новостроек в период с 01.02.2010 по 28.02.2010 размещена информация о жилом комплексе "МАКСИМА".
Документы, подтверждающие размещение ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" 11 и 12 февраля 2010 года рекламного сообщения о жилом комплексе "МАКСИМА" на Интернет-порталах http://news.newnn.ru/news/22226, http://www.vgoroden.ru/id=94198&zmb=1 отсутствует.
Таким образом, ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" является рекламодателем рекламного сообщения, размещенного на портале http://www.domostroynn.ru/id=27017.
Таким образом, ЗАО "Фонд региональных инвестиционно-строительных проектов" нарушены требования пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" (603000, г.Н.Новгород, ул.Ильинская, д.87) на сайте http://www.domostroynn.ru/id=27017 11 февраля 2010 года, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов".
Решение изготовлено в полном объеме 01 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 345-ФАС52-Р-5-07/03-10
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
<_>
1. ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" в срок до 10 июня 2010 года прекратить нарушение требований пунктов 1 и 9 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно: не распространять рекламу, содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, об официальном или общественном признании.
2. ЗАО "Фонд региональных инвестиционно - строительных проектов" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 11 июня 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016