Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 29 сентября 2015 г. N 611-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России
Членов Комиссии: - специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", в присутствии:
- представителя Администрации Озерского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 28.09.2015;
- представителя Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Озерского городского округа", действующего на основании доверенности от 28.09.2015;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство теплосети Ду 400 по ул.Строительной в г.Озерске Челябинской области, в соответствии с проектно-сметной документацией (N изв. 0169300044215000425) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 07.09.2015 Администрация Озерского городского округа Челябинской области (далее - уполномоченный орган) объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 183 472, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 23.09.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком не указаны размеры штрафных санкций с учетом возможной цены, которая может быть предложена участниками закупки.
В документации об аукционе не указаны сроки возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, сведения о том, что обеспечение исполнения контракта не применяется в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.
Кроме того, заявитель указал, что заказчиком установлены сроки начала предоставления разъяснений, не соответствующие срокам опубликования извещения о проведении закупки, что противоречит части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что сроки возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, сроки начала предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением.
В пункте 35 информационной карты документации об аукционе установлены требования, предусмотренные пунктом 1 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о необоснованности доводов заявителя.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 21.7 проекта контракта установлен срок и порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно: в течение 30 рабочих дней с момента полного исполнения контракта подрядчиком, что свидетельствует о необоснованности доводов заявителя.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, а именно: с 09.09.2015 по 21.09.2015, что соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчик в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является строительство теплосети Ду 400 по ул.Строительной в г.Озерске Челябинской области, в соответствии с проектно-сметной документацией, которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКДП - 45.21.64.130 "работы общестроительные по строительству прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки" с начальной (максимальной) ценой контракта - 46 183 472, 00 рублей.
Таким образом, в нарушение частей 2, 4 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в порядке, предусмотренном Приложением 1 к Постановлению.
3. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 17.6 17.7, 17.8 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 1% и 1,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктами 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 1 % и 1,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей, то есть размер штраф, указанный в проекте контракта, установлен не в соответствии с ценой контракта, которую может предложить участник закупки с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 46 183 472, 00 рублей.
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе менее 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта должен быть установлен размер штрафа в отношении поставщика и заказчика 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика обоснованными в части установления штрафных санкций в отношении заказчика и подрядчика с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2,3,4 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 5,8 статьи 13 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 611-ж/2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе
29 сентября 2015 года г.Челябинск, пр.Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России.
на основании решения Челябинского УФАС России от 29.09.2015, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство теплосети Ду 400 по ул.Строительной в г.Озерске Челябинской области, в соответствии с проектно-сметной документацией (N изв. 0169300044215000425) (далее - аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Озерского городского округа":
1.1 со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.
1.2 в срок до 08.10.2015 принять решение об отмене аукциона и передать его в Администрацию Озерского городского округа Челябинской области для его размещения на официальном сайте.
2. Администрации Озерского городского округа Челябинской области в срок до 12.10.2015 разместить решение об отмене аукциона, указанное в пункте 1.2. настоящего предписания, на официальном сайте.
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 02.10.2015 обеспечить Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Озерского городского округа", Администрацию Озерского городского округа Челябинской области возможность исполнения данного предписания.
4. Администрации Озерского городского округа Челябинской области в срок до 14.10.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения указанного в пункте 1.2 настоящего предписания решения).
5. Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Озерского городского округа" в срок до 14.10.2015 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам аукциона согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного аукциона.
6. ЗАО "Сбербанк-АСТ" в течение трех дней с даты исполнения предписания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункт 2 настоящего предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность должностных лиц в размере 50 000 рублей и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 сентября 2015 г. N 611-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016