Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 29 сентября 2015 г. N 628-11649-15/8
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) Баженов А.Р., рассмотрев протокол и материалы дела N 628-11649-15/8 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО СК "Новый город" (443001, г. Самара, ул. Чкалова, д.90/152, оф.17, ИНН 6315643253, дата регистрации 18.12.2012 г.), установил:
Самарским УФАС России при осуществлении государственной функции по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе было выявлено размещение рекламы на территории г.о.Самара в границах улиц: ул.Ново-Садовая, ул.Потапова, содержащей признаки нарушения рекламного законодательства, а именно, рекламы следующего содержания: "Жилой комплекс ILINSKAYA PLAZA. Старт продаж. 300-4-888. Ильинская-плаза.рф", в которой отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, что содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, Самарским УФАС России было установлено, что указанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе", несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
ООО СК "Новый город" является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, ООО "ДСВ" является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, что подтверждается следующими обстоятельствами:
1. Рекламой, размещенной на территории г.о. Самара, а именно: ул. Ново-Садовая 160-М, ТРК "Мегасити" на аллее, ул. Ново-Садовая/Врубеля, Московское шоссе/ 22 Партсъезда, ТЦ "Парк Хаус", ул.Демократическая, 12/ Димитрова, 120, следующего содержания: "Жилой комплекс ILINSKAYA PLAZA. Старт продаж. 300-4-888. Ильинская-плаза.рф", в которой отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации.
2. Копией договора N34Д-5 от 23.04.2015 г. на оказание услуг по размещению наружной рекламы, заключенного между ООО "ДСВ" (Исполнитель) и ООО СК "Новый город" (Заказчик), приложением N1 к договору NД-5 от 23.04.2015 г. с указанием адресов размещения рекламы.
3. Копией акта сдачи-приёмки монтажа рекламно-информационных материалов к договору NД-5 от 23.04.2015 г., согласно которому монтаж РИМ (рекламно информационный материал) по указанным в приложении N1 адресам произведен, претензий не имеется.
4 Копией акта N22 от 30.06.2015 г. выполненных работ по размещению и обслуживанию РИМ на рекламных конструкциях N1774, N1811, N2041, N2615.
5. Копией платежного поручения N502 от 11.06.2015 г.
Таким образом, ООО СК "Новый город" является рекламодателем, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, а ООО "ДСВ" является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из текста проектной декларации на строительство Объекта застройщику - ООО СК "Новый город" выдано разрешение на строительство NRU63301000-031 от 02.04.2015 г., срок действия разрешения до 02.04.2017 г., указанная проектная декларация опубликована на сайте застройщика, застройщику на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5249,20 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности: 63-АН N336134 (площадь 421 кв.м) кадастровый номер земельного участка 63:01:0517001:651, 63-АН N336135 (площадь 343,2 кв.м) кадастровый номер земельного участка 63:01:0517001:8, 63АН N112846 (площадь 4485 кв.м) кадастровый номер земельного участка 63:01:0517001:693, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Как видно из материалов дела N11649-15/8, вся разрешительная документация на строительство объекта капитального строительства "Жилой дом со встроенными офисными помещениями и подземным паркингом в границах улиц Арцебушевской, Маяковского, Буянова в Ленинском районе г. Самары (1-я очередь)", ЖК "ILINSKAYA PLAZA" имеется у застройщика ООО СК "Новый город" в наличии, с проектной декларацией, содержащей все сведения о разрешительной документации потребитель может ознакомиться на сайте - http://ильинская-плаза.рф/ (скриншоты данного сайта имеются в материалах дела).
Однако, в тексте рекламы, размещенной ООО СК "Новый город", на территории г. Самара, а именно, ул. Ново-Садовая 160-М, ТРК "Мегасити" на аллее, ул. Ново-Садовая/Врубеля, Московское шоссе/ 22 Партсъезда, ТЦ "Парк Хаус", ул.Демократическая, 12/ Димитрова, 120, следующего содержания: "Жилой комплекс ILINSKAYA PLAZA. Старт продаж. 300-4-888. Ильинская-плаза.рф", в нарушение требований части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации.
Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Поскольку законодатель прямо указывает, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, не подразумевая никаких сокращений, аббревиатур и т.п., то соответственно текст каждой подобной рекламы должна сопровождаться данными сведениями в полном объеме.
Указание в тексте рекламы контактного номера телефона, сайта рекламодателя, по которому потребитель может получить какую-либо информацию, недостаточно для достижения цели информирования потребителей рекламы о месте и способах получения проектной декларации, поскольку законом данный способ информирования не предусмотрен. Кроме того, по указанному ООО СК "Новый город" контактному номеру телефона и адресу сайта потребители могут обращаться не только за получением сведений о месте и способах получения проектной декларации, но и за другой информацией, в частности о месте нахождения организации и строящегося объекта, характеристиках жилого комплекса и т.д.
Таким образом, реклама объекта "Жилой дом со встроенными офисными помещениями и подземным паркингом в границах улиц Арцебушевской, Маяковского, Буянова в Ленинском районе г. Самары (1-я очередь)", ЖК "ILINSKAYA PLAZA", связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома, в которой отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации, размещенная ООО СК "Новый город" на территории г. Самара, а именно: ул. Ново-Садовая 160-М, ТРК "Мегасити" на аллее, ул. Ново-Садовая/Врубеля, Московское шоссе/ 22 Партсъезда, ТЦ "Парк Хаус", ул.Демократическая, 12/ Димитрова, 120, содержит нарушение требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе", так как в тексте рекламы отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама, распространенная ООО СК "Новый город" с июня 2015 г. в виде рекламных конструкций на территории г. Самара, а именно по адресам: ул. Ново-Садовая 160-М, ТРК "Мегасити" на аллее, ул. Ново-Садовая/Врубеля, Московское шоссе/ 22 Партсъезда, ТЦ "Парк Хаус", ул.Демократическая, 12/ Димитрова, 120, следующего содержания: "Жилой комплекс ILINSKAYA PLAZA. Старт продаж. 300-4-888. Ильинская-плаза.рф", содержит нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В материалах дела отсутствовали доказательства того, что указанная выше реклама в настоящее время не распространяется на рекламных конструкциях, в этой связи Самарское УФАС России посчитало необходимым выдать ООО СК "Новый город" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Местом и временем совершения административного правонарушения считать: июнь-август 2015 г., ул. Ново-Садовая 160-М, ТРК "Мегасити" на аллее, ул. Ново-Садовая/Врубеля, Московское шоссе/ 22 Партсъезда, ТЦ "Парк Хаус", ул.Демократическая, 12/ Димитрова, 120.
За данное административное правонарушение частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Протокол был составлен в присутствии представителя ООО СК "Новый город" - Батраевой Ю.А. по доверенности от 12.08.2015 года б/н.
Наличие события правонарушения установлено решением Комиссии Самарского УФАС России и протоколом по делуN628-11649-15/8 об административном правонарушении. При этом, прекращение ООО СК "Новый город" правонарушения не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии факта правонарушения, а также о признании его малозначительным. Данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В данном случае при решение вопроса о необходимости применении ст. 2.9 КоАП РФ Управление исходило из того, что Закон устанавливает необходимость обеспечения достоверности размещаемой рекламы, соответствие её требованиям законодательства, обеспечивая интересы потребителей рекламной продукции, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований Закона.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное правонарушение было совершено виновно (в форме неосторожности), так как ООО СК "Новый город" имело возможность для соблюдения требований законодательства РФ о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.
На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К смягчающим административную ответственность ООО СК "Новый город" обстоятельствам относятся прекращение противоправного действия, содействие в установлении обстоятельств дела.
Отягчающие административную ответственность ООО СК "Новый город" обстоятельства не установлены.
Таким образом, в действиях ООО СК "Новый город" присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
При распространении подобного рода ненадлежащей рекламы имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, тема долевого участия в строительстве является актуальной темой на территории Самарской области. Самарская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по числу обманутых дольщиков. Более того, данная реклама была также направлена на привлечение внимания физических лиц. Отсутствие сведений о месте и способах получения проектной декларации, может создать у граждан ошибочное представление о том, что к продаже предлагаются квартиры в домах, сданных в эксплуатацию.
Дело N 628-11649-15/8 об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя Общества - Батраевой Ю.А. на основании доверенности от 12.08.2015 г.
Руководствуясь статьями 4.1- 4.3, ч. 1 ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, а так же учитывая все обстоятельства данного дела и характер нарушения, постановил:
1. Признать ООО СК "Новый город" (443001, г. Самара, ул. Чкалова, д.90/152, оф.17, ИНН 6315643253, дата регистрация 18.12.2012 г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. Применить к ООО СК "Новый город" (443001, г. Самара, ул. Чкалова, д.90/152, оф.17, ИНН 6315643253, дата регистрация 18.12.2012 г.) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Сумма штрафа, вынесенного за нарушение законодательства РФ о рекламе, зачисляется в полном объеме на следующий счет:
ИНН 6315802344
КПП 631601001
КБК 16111626000016000140
Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области)
Счет: 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области
БИК 043601001
ОКТМО 36701000
Назначение платежа: административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение ФЗ "О рекламе" согласно постановлению Самарского УФАС России от 29.09.2015 г. по делу N 628-11649-15/8.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Кроме того, орган, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя Управления А.Р. Баженов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 сентября 2015 г. N 628-11649-15/8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016