Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
от 1 июня 2010 г. N 5-13/ТР
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года г. Саратов
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту - Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <_>
|
- руководитель управления, Председатель Комиссии; |
2. <_>
|
- заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <_>
4. <_> |
- и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <_> - специалист-эксперт, член Комиссии.
|
|
в присутствии:
1. <_>
2. <_> |
- представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. N 64и-1051/10 от 11.05.2010);
- директор МП "Аптека N 116",
|
рассмотрев дело N 5-13/тр по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека N 116"
У С Т А Н О В И Л А:
1. 24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. N 7-2010 от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека N 116" по факту завышения МП "Аптека N 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области N 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Саратовской области N 574-П от 17.11.2009).
В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.
1) С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека N 116" расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека N 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области N 574-П от 17.11.2009.
Согласно товарной накладной N Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека N 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов" в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия в количестве 5 упаковок.
Согласно протокола согласования цен к накладной N Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10" была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека N 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.
Согласно товарной накладной N 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека N 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол 0,05 N 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека N 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.
Постановлением Правительства Саратовской области N 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.
2) МП "Аптека N 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 N 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.
По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения МП "Аптека N 116"
По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека N 116"
2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека N 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация) лекарственных средств производитсяМП "Аптека N116"в том числе и для ЛПУ на основании договора N 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека N 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ" На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области N 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека N 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.
Согласно пояснениям <_> в указанном письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, куда вошли препараты "Арбидол 0.05 N 10 табл.п/о" который был получен 01.10.2009, "Кагоцел 0,012 табл. N 10" который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 N 10 табл.п/о" который был получен 23.11.2009
Также <_> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека N 116" т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.
Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека N 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области N 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека N 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.
Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района (вх. N 799 от 14.05.2010) согласно договору N 10 от 01.01.2008, МП "Аптека N 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.
Согласно ст.6 Закона Саратовской области N 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области" финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 N 10 табл. п/о"
Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района") препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 N 10 табл. п/о" предназначались для реализации.
3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <_> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека N 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области N 547-П от 17.11.2009.
Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области N 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.
Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела N 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области (исх. N 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека N 116" не направлялись.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области N 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник" Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.
Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области N 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
4. С целью установления фактов нарушения МП "Аптека N 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).
Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице N 1:
N п/п |
Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть) |
Доля на рынке % |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
ЗАО "Бонум" |
8,76 |
|
|
МП "Аптека N 116" |
42,59 |
|
|
ООО "Милосердие" |
48,65 |
|
ИТОГО: |
100 |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в Таблице N 2:
N п/п |
Наименование хозяйствующего субъекта |
|
|
|
|
|
Доля на рынке, % I квартал |
Доля на рынке, % II квартал |
Доля на рынке, % III квартал |
Доля на рынке, % IV квартал |
Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
||
|
МП "Аптека N 116" |
45,34 |
46,32 |
47,44 |
48,55 |
47,02 |
|
ООО "Милосердие" |
54,66 |
53,68 |
52,56 |
51,45 |
52,98 |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в Таблице N 3:
Таблица N3
N п/п |
Наименование хозяйствующего субъекта |
|
|
|
|
|
Доля на рынке, % I квартал |
Доля на рынке, % II квартал |
Доля на рынке, % III квартал |
Доля на рынке, % IV квартал |
Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
||
|
МП "Аптека N 116" |
50,52 |
47,35 |
57,81 |
56,85 |
53,39 |
|
ООО "Милосердие" |
49,48 |
52,65 |
42,19 |
43,15 |
46,61 |
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ данных, представленных в таблице N 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:
- доля МП "Аптека N 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила 53,39 %, в том числе: I квартал - 50,52 %, II квартал - 47,35 %, III квартал - 57,81 %, IV квартал - 56,85 %;
В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека N 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.
5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Саратовской области N 574-П от 17.11.2009 максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.
МП "Аптека N 116" занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 N 10 табл. п/о" утвержденных постановлением Правительства Саратовской области N 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.
Таким образом, МП "Аптека N 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции"
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать МП "Аптека N 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Выдать МП "Аптека N 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
3. Передать материалы дела N 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека N 116" по ст.14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 5-13/тр
01 июня 2010 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <_>
|
- руководитель управления, Председатель Комиссии; |
3. <_>
|
- заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <_>
4. <_> |
- и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <_> - специалист-эксперт, член Комиссии.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 01.06.2010 по делу N 5-13/тр о нарушении МП "Аптека N 116" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. МП "Аптека N 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 1 июня 2010 г. N 5-13/ТР
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016