Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 1 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии заявителей, ответчика: ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" юрисконсульта, заинтересованного лица: ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице Филиала "Горно-Алтайский" юрисконсульта, государственного инспектора Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора,
24.05.2010 г. рассмотрев дело N 11 от 14.05.2010 г. по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (649100, Республика Алтай, с.Майма, ул. Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление от физических лиц, по вопросу прекращения подачи электроэнергии в гаражи, расположенные по адресу с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба"), Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети".
Согласно заявлению, 19.03.2010 г. Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" без уведомления Заявителей прекратил подачу электроэнергии в гаражи. На устные претензии Заявителей Майминская РЭС пояснила, что Заявители незаконно подключились к электросетям, линия считается бесхозной, и обслуживать её они не будут. В подтверждение слов Майминская РЭС, работники РЭС обрезали на столбах провода, смотали и увезли на автомобиле. В заявлении собственники гаражей просили возобновить подачу электроэнергии к гаражам.
На заседании Комиссии УФАС по РА Заявители поддержали свои требования и уточнили, что 19.03.2010 г. было обнаружено прекращение подачи электроэнергии в гаражи, а фактическое отключение электроэнергии произошло 18.03.2010 г. когда в их присутствии сотрудники Филиала обрезали провода на линии, какого-либо падения дерева на линию ВЛ 0,4 кВт ими не было обнаружено.
В поддержку своих доводов Заявители на заседании Комиссии УФАС по РА представили фотоматериалы, подтверждающие действия сотрудников сетевой организации по сматыванию электропроводов и погрузке их в автомашину 18.03.2010 г., и просили прекратить нарушение антимонопольного законодательства, восстановить линию, подключить гаражи к электроэнергии.
Данные фотоматериалы Комиссией УФАС по РА были изучены и приобщены к материалам дела N 11.
В ходе проверки фактов, указанных в заявлении УФАС по РА были сделаны запросы в Администрацию МО "Майминский район" о принадлежности сетей, в Филиал "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт", Филиал ОАО "МРСК Сибири"- "Горно-Алтайские электрические сети" о предоставлении объяснения и нормативно-правового обоснования по факту прекращения подачи электроэнергии, в Горно-Алтайский территориальный отдел по надзору в электроэнергетики обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора о техническом состоянии электроустановок гаражей, в ГУ "Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о погодных условиях с 18.03.2010 г. по 19.03.2010 г.
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" представило в УФАС по РА письменный ответ от 05.04.10г. N668 по вопросам, указанным в заявлении, в котором поясняет, что 18.03.2010 г. во второй половине дня на ВЛ 0,4 кВт, отходящую от КТП 14-25-22 упало дерево, которое оборвало линию. Для недопущения поражения электрическим током людей Филиалом было принято решение собрать с земли электрические провода, которые были под напряжением. Восстановление энергоснабжения, связанное с ремонтом электролинии, напрямую зависит от собственника электролинии.
Далее Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" поясняет, что линия ВЛ 0,4 кВт, отходящая от КТП 14-25-22 не находится на его балансе и обслуживании, и ссылается на то, что в соответствии с пунктом 114 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N530 (далее-Правила N530), в случае, если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергии и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством РФ порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергии и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.
На запрос УФАС по РА от 21.04.2010 г. N604/10 о наличии выписки из оперативного журнала, подтверждающей аварию 18.05.2010 г. на линии, осуществления профилактических и ремонтных мероприятий на линии, получен ответ Филиала о том, что записей об аварии на линии в оперативном журнале Филиала не производилось, а профилактические и ремонтные работы на линии осуществляет гаражный кооператив "Строитель".
На запрос УФАС по РА от 21.04.2010 г. N621/10 о наличии актов балансовой принадлежности между сетевой организацией и Заявителями получен ответ о том, что в Филиале ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (вх.N935 от 04.05.10г.) актов разграничения балансовой принадлежности с Заявителями не имеется. Акты разграничения балансовой принадлежности являются приложением к договору энергоснабжения, когда присоединение проходит в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Филиал считает, что технологическое присоединение Заявителей осуществлялось с нарушением установленного порядка, при котором является обязательным ряд действий, выполняемых потребителями, а именно выполнение технических условий, определение границ и составление соответствующего акта. Договоров и актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцами гаражей, в том числе гаражным кооперативом, а также актов о технологическом присоединении и иных документов (квитанции об оплате, заявок на технологическое присоединение) в Филиале не имеется, в связи с тем, что Заявители не обращались с заявлением о технологическом присоединении.
На заседании Комиссии УФАС по РА представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" сделал заявление, что дело о нарушении антимонопольного законодательства N 11 необходимо отложить до рассмотрения гражданского дела, которое находится на рассмотрении Майминского районного суда по заявлению прокуратуры Майминского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке предусмотренного статьей 45 ГПК РФ. Ответчиком по делу выступает администрация Майминского муниципального образования.
Заявление прокуратуры Майминского района принято судом к производству Определением от 12.05.2010 г. об обязании администрации Майминского муниципального образования принять меры по постановке бесхозной линий ВЛ 0,4 кВт, отходящей от КТП 14-25-22 напротив дома N14 по ул. Строителей до распределительного щита, расположенного на углу гаражей в районе стадиона "Дружба" в с. Майма на учет учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае принятия судом положительного решения ответственность по законодательству будет нести администрация Майминского муниципального образования.
В связи с этим представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" пояснил, что в связи с тем, что на настоящий период невозможно определить ответственность по данной линии, то в действиях ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" нет нарушений законодательства и просит приобщить к материалам дела N 11 иск и приложенные к нему документы.
Комиссией УФАС по РА по заявлению представителя Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" приобщены к материалам дела: копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания от 12.05.2010 г., заявление с приложенными документами по гражданскому делу по заявлению прокурора Майминского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации МО "Майминский район" принять меры по постановке бесхозной линии ВЛ 0,4 кВт на учет учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На заседании Комиссии УФАС по РА представителем Филиал "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" по вопросам, указанным в заявлении пояснил, что гарантирующий поставщик не являлся инициатором отключения электроэнергии гаражей Заявителей, т.к., нарушения, предусмотренные пунктом 161 Правил N530 Филиалом выявлены не были.
Также представитель Филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" пояснил, что руководствуясь договором "Оказание услуг по передаче электрической энергии" от 01.01.2010 г. N001 ОАО "Алтайэнергосбыт" производит оплату за оказание услуг по передаче электроэнергии ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети". В представленных Филиалом счетах-фактурах указана сумма, исходя из общего объема переданной электроэнергии. В данный объем, согласно Приложения N2 "Перечень точек поставки и существенные условия договора по каждому потребителю Заказчика" к договору включена оплата за передачу электроэнергии собственниками гаражей, расположенных в с. Майма между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба".
На запрос УФАС по РА от 06.04.2010 г. N488/09 о том кто является собственниками линии ВЛ 0,4 кВт, отходящей от КТП 14-25-22 к гаражам Заявителей и нахождении на учете линии в Федеральной регистрационной службе, Администрация МО "Майминский район" (вх.N706 от 07.04.2010 г.) пояснила, что администрация не является собственником линии электропередач, расположенной в с. Майма, район дома N14 (гаражи) по ул. Строителей.
В целях проверки аварийной ситуации 18.05.2010 г. и в связи со ссылкой Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" на то, что упало дерево и оборвало электролинию, УФАС по РА от 21.04.2010 г. N603/10 запросило информацию в ГУ "Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о погодных условиях с 18.03.2010 г. по 19.03.2010 г.
Согласно справке от 15.04.2010 г. N93 ГУ "Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" с 13ч.06 мин. 18.03.2010 г. до 01ч.25 мин. 19.03.2010 г. наблюдалось усиление ветра до 15-20 м/с, максимальный порыв ветра достигал 24 м/с., но это не доказывает, что произошел обрыв электролинии.
По запросу УФАС по РА N584/10 от 15.04.2010 г. Горно-Алтайским территориальным отделом по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора было проведено обследование электроснабжения гаражей в с. Майма, в районе ул. Строителей, 14. В ходе проверки было дано заключение государственного инспектора Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике от 19.04.2010 г. об устранении Заявителями ранее выявленных нарушений по заключению выданного им 03.09.2009 г., в котором было указано об неудовлетворительном состоянии электроустановок гаражей, но при этом нарушения начали сразу устраняться собственниками гаражей.
Комиссия УФАС по РА по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив представленные документы и заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам:
1. В связи с разделением сфер деятельности в сфере энергетики по созданию независимых энергосбытовых и энергоснабжающих организаций, на территории Республики Алтай ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" (правопреемник ОАО "Алтайэнерго") является сетевой организацией по передаче электроэнергии и обслуживает потребителей по Республике Алтай, в том числе и по МО "Майминский район", а ОАО "Алтайэнергосбыт" в лице Филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электроэнергии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. По основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Комиссией УФАС по РА заявление представителя Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" об отложении дела N 11 до рассмотрения гражданского дела в Майминском районном суде, не принимается по тому основанию, что предметом поданного заявления является не вопрос определения собственников линии ВЛ 0,4 кВт, отходящей от КТП 14-25-22 к гаражам Заявителей, а вопрос о прекращении подачи электроэнергии в гаражи Заявителей, расположенных по адресу с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба").
3. Согласно Приложению N2 "Перечень точек поставки и существенные условия договора по каждому Потребителю Заказчика" к договору "Оказание услуг по передаче электрической энергии" от 01.01.2010 г. N001 заключенному между ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "Алтайэнергосбыт" линия ВЛ 0,4 кВт, питающая гаражи Заявителей отходит от КТП 14-25-22, которая принадлежит Филиалу ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети".
В соответствии с абзацем 2 пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией гаражей Заявителей, при условии, что линия ВЛ 0,4 кВт, питающая гаражи отходит от КТП 14-25-22, лежит на Филиале ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети".
4. Комиссия УФАС по РА не принимает доводы Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" о том, что Заявителями нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.
К заключению государственного инспектора Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 03.09.2009 г. приложена квитанция за подключение к электроэнергии от 10.11.1993 г., оплаченная председателем гаражного кооператива "Березовая роща" в сумме сто тысяч рублей, что подтверждает оплату за технологическое подключение гаражей Заявителей.
В последующем гаражный кооператив "Березовая роща" прекратил свое существование и Заявители самостоятельно заключили договоры на электроснабжение с ОАО "Алтайэнерго".
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что технологическое присоединение осуществлено Заявителями в 1993 г., что подтверждено квитанцией за подключение к электроэнергии от 10.11.1993 г. и не требует повторного получения технических условий.
5. В соответствии с частью 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно заключению государственного инспектора Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 03.09.2009 г., между гаражным кооперативом "Березовая роща" и Районным энергоуправлением "Областное предприятие электрических сетей" был заключен договор на пользование электрической энергии от 07.06.1994 г.
В последующем договоры на электроснабжение ОАО "Алтайэнерго" перезаключил с каждым собственниками гаражей в 2002 году.
В материалах дела имеется договор на электроснабжение от 03.04.2002 г. N457, заключенный между заявителем и ОАО "Алтайэнергосбыт".
В соответствии с заключением Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 19.04.2010 г. энергетические установки Заявителей находятся в удовлетворительном состоянии и не влияют на качество электроэнергии.
Следовательно, ранее между Заявителями и ОАО "Алтайэнерго" (учитывая, что ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" является правопреемником ОАО "Алтайэнерго") были заключены договоры на электроснабжение, техническое состояние сетей, а также энергетические установки Заявителей являлись исправными и не влияли на качество энергии.
Таким образом, фактов бездоговорного потребления электрической энергии, неудовлетворительного состояния энергетических установок Заявителей Комиссией УФАС по РА не установлено.
6. Согласно части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Комиссией УФАС по РА установлено, что у каждого из Заявителей имеется свой лицевой счет, в котором указаны два источника потребления электроэнергии (гараж, квартира). При оплате за потребленную электроэнергию по гаражу, потребители указывают в квитанции наименование объекта-гараж.
В соответствии с имеющимися в деле квитанциями об оплате за потребленную электроэнергию за февраль-март 2010 г. заявителями производилась своевременная оплата за потребленную электроэнергию на гаражи.
Таким образом, Заявители надлежащим образом производили оплату за потребляемую электрическую энергию.
7. В соответствии с пунктом 161 Правил N530 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем;
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю;
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
Филиал "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" не являлся инициатором отключения электроэнергии гаражей Заявителей, т.к. нарушения, предусмотренные пунктом 161 Правил N530 Филиалом выявлены не были.
На заседании Комиссий УФАС по РА представителем Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не были представлены письменные доказательства, подтверждающие основания для прекращения подачи электроэнергии 18.03.2010 г. предусмотренные пунктом 161 Правил N530, в гаражи Заявителей, расположенных в с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба").
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что основания, предусмотренные пунктом 161 Правил N530 для прекращения подачи электроэнергии в гаражи Заявителей у Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" отсутствовали. Тем самым Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" нарушил требования, предусмотренные пунктом 161 Правил N530.
8. Согласно части 3 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно справке от 15.04.2010 г. N93 ГУ "Горно-Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" с 13ч.06 мин. 18.03.2010 г. до 01ч.25 мин. 19.03.2010 г. наблюдалось усиление ветра до 15-20 м/с, максимальный порыв ветра достигал 24 м/с., что является возможным условием к возникновению аварийной ситуации.
Однако, Комиссии УФАС по РА Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не представлено записей, подтверждающих аварийную ситуацию на линии сделанных в оперативном журнале Филиала и не представлено иных письменных доказательств об аварийной ситуации и причинах прекращения подачи электрической энергии в гаражи Заявителей.
Тем самым Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не подтвердил наличие аварийной ситуации, в результате которой была прекращена подача электрической энергии в гаражи Заявителей и не мог пояснить причину прекращения подачи электрической энергии.
К заключению Горно-Алтайского территориального отдела по надзору в электроэнергетике обособленного подразделения Южно-Сибирского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 19.04.2010 г. приложены фотографии, указывающие на отсутствие электропроводов, идущих к гаражам Заявителей и установлен факт спила опоры, расположенной у гаражей.
На заседании Комиссии УФАС по РА государственный инспектор указал, что даже в связи с аварийною ситуацией на электролинии, сотрудникам Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" достаточно было отключить автоматический выключатель на границе балансовой принадлежности и откинуть шлефа, а не демонтировать электролинию.
Комиссией УФАС по РА для рассмотрения доводов Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" о прекращении подачи электроэнергии в гаражи Заявителей в связи с аварийной ситуацией, был рассмотрен порядок действия сетевой организаций при аварийной ситуации.
В соответствии с подпунктом д) пункта 161 Правил N530 ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться при возникновении (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
В соответствии с пунктом 182 Правил N530, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается полное и (или) частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таких случаях аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой.
Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
Пункт 183 Правил N530 предусматривает, что графики аварийного ограничения включают в себя 2 вида графиков: графики ограничения потребления, в соответствии с которыми потребители заранее уведомляются о необходимости ограничить потребление электрической энергии (мощности) и самостоятельно выполняют технические (технологические) мероприятия, обеспечивающие снижение потребления в указанных в уведомлении объемах и периодах суток. Реализация таких графиков может производиться без отключения энергопринимающих устройств и (или) линий электропередачи; графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления сетевой организацией или системным оператором производятся отключения линий электропередачи. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей.
Графики временного отключения потребления вводятся в случае невозможности введения графиков ограничения потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварии. Сетевая организация извещает потребителей о введении графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
Фактически сотрудники Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" 18.03.2010 г. собрали и увезли провода, отходящие к гаражам Заявителей, расположенных в с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба"), дальнейшее подключение электроэнергии на момент рассмотрения дела не осуществлено, Заявители о прекращении подачи электроэнергии не были уведомлены.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что даже в случае наличия аварийной ситуации на линии Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с частью 3 статьи 546 ГК РФ, пункта 183 Правил N530 должен был произвести прекращение подачи электроэнергии на определенный срок для предотвращения аварийной ситуации, о прекращении подачи электроэнергии известить потребителей незамедлительно, что со стороны Филиала не последовало.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу доминирующего положения ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе не допускать действий (бездействий) которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании рассмотренных фактов, Комиссия УФАС по РА считает, что ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" допустило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, необоснованно прекратил подачу электрической энергии 18.03.2010 г. в гаражи, расположенные по адресу: с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба"), в нарушение требований, предусмотренных пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N530, чем ущемил интересы Заявителей.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети", выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии 18.03.2010 г. в гаражи, расположенные по адресу: с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба"), в нарушение требований, предусмотренных пунктом 161 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N530, нарушением требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемлением их интересов.
2. Выдать ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно восстановить линию ВЛ 0,4 кВт и возобновить подачу электрической энергии в гаражи, расположенные по адресу: с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба").
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай для возбуждения административного производства, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 11
"01" июня 2010 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (УФАС по РА) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 01.06.2010 г. по делу N 11 о нарушении ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном прекращении подачи электрической энергии 18.03.2010 г. в гаражи, расположенные по адресу: с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба"), и ущемлении интересов собственников гаражей.
2. ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в 10-ти дневный срок с момента получения настоящего предписания, восстановить линию ВЛ 0,4 кВт и возобновить подачу электрической энергии в гаражи, расположенные по адресу: с. Майма (между домом N14 по ул. Строителей и стадионом "Дружба").
3. О выполнении Предписания письменно сообщить в адрес УФАС по РА в течение 3-х дней с момента исполнения настоящего предписания с приложением подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 1 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016