Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 3 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 43 возбужденное по признакам нарушения ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Нурэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Основанием для возбуждения дела N 43 в отношении ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Нурэнерго" послужил поступивший в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю акт по результатам контрольного мероприятия ОАО "МРСК Северного Кавказа". Актом по результатам контрольного мероприятия было установлено, что ОАО "Нурэнерго" в лице единоличного исполнительного органа - ОАО "МРСК Северного Кавказа" при заключении договора на технологическое присоединение самостоятельно определило плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, при заключении договора от 17.12.2008 года N 512/2008-НЭ на осуществление технологического присоединения с ГУП "Объединенная дирекция единого заказчика-застройщика по восстановлению и строительству объектов АПК ЧР".
Согласно письменных пояснений ГУП "Объединенная дирекция единого заказчика-застройщика по восстановлению и строительству объектов АПК ЧР", между указанным предприятием и ОАО "Нурэнерго" в лице единоличного исполнительного органа - ОАО "МРСК Северного Кавказа" был заключен договор от 17.12.2008 года N 512/2008-НЭ на осуществление технологического присоединения ГУП "Сахарный завод Чеченской Республики" к электрическим сетям ОАО "МРСК Северного Кавказа". Стоимость договора по согласованию сторон составляет 11828 рублей 32 коп с учетом НДС.
Согласно пояснений ОАО "МРСК Северного Кавказа", данная организация выдает технические условия и заключает договора о техническом присоединении в отношении всех обратившихся заявителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА, технологическое присоединение ниже 750 кВА осуществляют филиалы общества. 17.12.2008 года между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ГУП "Объединенная дирекция единого заказчика-застройщика по восстановлению и строительству объектов АПК ЧР" заключен договор на осуществление технологического присоединения N 512/2008-НЭ.
При заключении договора на технологическое присоединение ОАО "МРСК Северного Кавказа" руководствовалось Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила), (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 года, N861, в редакции постановления Правительства РФ от 21.03.2007 года N168). Указанная редакция Правил, действующая на момент заключения договора, не содержала в себе сроков на направление обосновывающих документов в регулирующий орган, порядка такого направления, а также такого существенного условия договора технического присоединения, как плата за техническое присоединение, установленная уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяется по усмотрению сторон, кроме, случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными актами. Таким образом, пунктом 6.1. указанного договора установлена предварительная стоимость мероприятий по техническому присоединению, которые определены техническими условиями, согласованными системным оператором. Данное условие договора вызвано следующими обстоятельствами. В соответствии с п.п. 11, 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приложение к приказу ФСТ от 23.10.2007 года N277-э/7, действующее на момент заключения договора) при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя. Для установления платы за технологическое присоединение необходима проектно-сметная документация, разработка которой, достаточно длительный процесс, включающий организацию и проведение конкурсных процедур по приобретению услуг проектных организаций и собственно выполнение проектно-изыскательных работ. Поскольку стоимость проектно-изыскательных работ по техническому присоединению не учитывается в инвестиционной программе ОАО "МРСК Северного Кавказа", у общества отсутствует возможность для привлечения специализированной проектной организации за счет собственных источников финансирования.
Комиссия рассмотрела представленные материалы дела и установила следующее.
26.04.2006 ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" принято решение о возложение ответственности за функционирование ряда акционерных обществ Юга России на ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания" (ОАО "КЭУК"). С этого момента в зону ответственности ОАО "КЭУК", кроме четырех акционерных обществ, которые находились под ее управлением - ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Карачаево-Черкесского", ОАО "Севкавказэнерго" (Республика Северная Осетия-Алания) и ОАО "Ингушэнерго", - вошли еще шесть: ОАО "Дагэнерго", ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Калмэнерго", ОАО "Калмэнергосбыт", ОАО "Нурэнерго" (Чеченская Республика) и ОАО "Ставропольэнерго". Эта мера стала очередным шагом к консолидации сетевых комплексов региона в составе единой сетевой компании.
14.06.2006 советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принято решение об учреждении ОАО "Южная сетевая компания" как 100-процентного дочернего общества ОАО РАО "ЕЭС России". Во исполнение решения совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" (протокол от 14.06.2006 N223) было создано ОАО "Южная сетевая компания" (ОАО "ЮСК"). ОАО "ЮСК" создано для повышения эффективности работы распределительных сетевых и сбытовых компаний на территории Юга России.
В соответствии с решением правления ОАО РАО "ЕЭС России" (протокол от 18.07.2007 N1703пр/3) ОАО "Южная сетевая компания" 1 августа 2007 года переименовано в ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ОАО "МРСК Северного Кавказа"). 1 апреля 2008 года завершилась реорганизация ОАО "МРСК Северного Кавказа" путём присоединения к нему электросетевых компаний ОАО "Ставропольэнерго", ОАО "Дагэнерго" и ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания". ОАО "МРСК Северного Кавказа" является правопреемником ОАО "КЭУК" в связи с универсальным правопреемством, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации. ОАО "Кавказская энергетическая управляющая компания" состояла в реестре субъектов естественных монополий до 08.09.2008 года.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. Отнесение организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено, поскольку электрические сети в населённых пунктах прокладываются согласно плану генеральной застройки. Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией, к которой у потребителя имеется технологическое присоединение. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу электроэнергии потребителю, возникает монополия на данном рынке.
Передача электрической энергии неразрывно связанна с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуг по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Таким образом, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного рынка.
Следовательно, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.
ОАО "МРСК Северного Кавказа", оказывающее услуги по передаче электрической энергии (как и ОАО "КЭУК" ранее), состоит в реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (дата и номер включения в реестр СЕМ - 08.09.2008 N341-э). Таким образом, ОАО "МРСК Северного Кавказа", в связи с универсальным правопреемством, в лице своих филиалов занимало доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей в 2008-2009 г.г. на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Дагестан и на территории Ставропольского края. ОАО "Нурэнерго" занимает доминирующее положение доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей - на территории Чеченской Республики.
Анализ фактических обстоятельств дела установил следующее. Между ОАО "Нурэнерго" (в лице единоличного исполнительного органа - ОАО "МРСК Северного Кавказа") и ГУП "Объединенная дирекция единого заказчика-застройщика по восстановлению и строительству объектов АПК ЧР" заключен договор на осуществление технологического присоединения N 512/2008-НЭ от 17.12.2008 года. Договор со стороны ОАО "Нурэнерго" подписан управляющей организацией - ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице М.К. Каитова.
Разделом 3 договора определена цена и порядок оплаты услуг по технологическому присоединению. Так пунктом 3.1 договора определено, что цена договора определена сетевой организацией на основании укрупненного расчета платы за технологическое присоединение объектов генерации к сетям РСК и составляет 11828,32 рублей (одиннадцать тысяч восемьсот двадцать восемь) рублей 32 коп., в том числе НДС 18 % 1804,32 рублей.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), согласно части 1 которой запрещаются такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, а именно статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежит определенный перечень тарифов, в том числе и плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки. Регулирование указанных цен (тарифов), предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации; а также положения статей 24, 26 названного Закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, (ред. от 29.12.2007) "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям производится организациями (физическими лицами), подавшими заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям в сетевую организацию, имеющую на праве собственности или на ином законном основании соответствующие объекты электросетевого хозяйства.
При наличии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям в размер платы за присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.
Указанные мероприятия осуществляются в установленном порядке организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой производится технологическое присоединение, и (или) потребителями (в том числе с привлечением специализированных организаций).
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, которая может быть дифференцирована по муниципальным образованиям и по районам.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила), утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года, N861, в редакции постановления Правительства РФ от 21.03.2007 года N168 пунктом 17 было определено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов, определяет плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, на основании Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (приложение к приказу ФСТ от 23.10.2007 года N277-э/7, действующий в период заключения договора).
Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункты 30, 17 Правил).
Как следует из договора об осуществлении технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям N 512/2008-НЭ от 17.12.2008 года, ОАО "Нурэнерго" в лице ОАО "МРСК Северного Кавказа" самостоятельно произвело расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. В установленный срок, определенный пунктом 30 Правил технологического присоединения ОАО "Нурэнерго" не обратилось в уполномоченный орган власти за получением тарифа на технологическое присоединение, тариф на сегодняшний день не установлен. Действия ОАО "Нурэнерго" в лице ОАО "МРСК Северного Кавказа" по самостоятельному определению цены на технологическое присоединение к электрическим сетям являются прямым нарушением требований пункта 17, 30 Правил технологического присоединения.
Поскольку решение об установлении предварительной платы за технологическое присоединение принималось ОАО "Нурэнерго" в лице его управляющей организации - ОАО "МРСК Северного Кавказа" (договор от 17.12.2008 года N 512/2008-НЭ подписан генеральным директором ОАО "МРСК Северного Кавказа" М.К. Каитовым), указанное нарушение допущено как действиями организации, выступавшей стороной по договору (ОАО "Нурэнерго"), так и действиями его единоличного исполнительного органа (ОАО "МРСК Северного Кавказа").
Кроме того, в материалах дела имеются переписка между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "СО ЕЭС" по вопросу согласования технологического присоединения Сахарного завода (письма ОАО "МРСК Северного Кавказа" от 18.09.2008 г. N 01/047р, от 01.10.2008 г. N 02/047; ответы ОАО "СО ЕЭС" от 30.09.2008 г. N 02-205-2358, от 06.10.2008 г. N 02-205-2427). Технические условия N 047р на осуществление технологического присоединение электроустановок сахарного завода подписаны начальником Отдела эксплуатации сетевого комплекса ОАО "МРСК Северного Кавказа", а утверждены техническим директором ОАО "МРСК Северного Кавказа".
То есть фактически в отношениях, связанных с согласованием и получением технических условий (в том числе в отношениях по установлению размера платы за технологическое присоединение) со стороны сетевой организации участвовали две организации: ОАО "Нурэнерго" и ОАО "МРСК Северного Кавказа". Причем ОАО "МРСК Северного Кавказа" выступало в данных отношениях не только как единоличный исполнительный орган ОАО "Нурэнерго", но также как сетевая организация, поскольку именно ОАО "МРСК Северного Кавказа" утверждало технические условия на присоединение и проводило согласование данных условий с ОАО "Системный оператор единой энергетической системы".
В материалах дела имеется письмо ОАО "Нурэнерго" от 06.05.2010 года N 02/22/544, из которого следует, что общество обратилось в уполномоченный орган для утверждения платы за технологическое присоединение сахарного завода только 06.05.2010 года, то есть с нарушением срока, установленного Правилами.
Проанализировав приведенные нормы и на основании имеющихся материалов дела, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю установила наличие в действиях ОАО "Нурэнерго" и ОАО "МРСК Северного Кавказа" нарушение установленного порядка ценообразования тарифов (платы за технологическое присоединение), выразившееся в заключении с ГУП "Объединенная дирекция единого заказчика-застройщика по восстановлению и строительству объектов АПК ЧР" договора, предусматривающего оплату услуг в размере, не утвержденном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а самостоятельному расчету, что указывает на наличие в действиях общества нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать ОАО "Нурэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать ОАО "МРСК Северного Кавказа" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "Нурэнерго" и ОАО "МРСК Северного Кавказа" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно по истечению месячного срока с момента получения решения при заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям не допускать нарушение установленного порядка ценообразования оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям.
4. Об исполнении предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕИ N 43
03.06.2010 года, г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.06.2010 года по делу N 43 о нарушении ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Нурэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "МРСК Северного Кавказа" по истечении месячного срока с момента получения предписания при заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям не допускать нарушение установленного порядка ценообразования оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям.
2. ОАО "Нурэнерго" по истечении месячного срока с момента получения предписания при заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям не допускать нарушение установленного порядка ценообразования оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям.
3. Об исполнении предписания сообщить в течение десяти дней с момента исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Члены комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016