Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия
от 28 сентября 2015 г. N 04-08/03-08-15
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Р.Р. Плиев - руководитель
Северо - Осетинского УФАС России;
Члены Комиссии: А.С. Кудзиева - заместитель
руководителя - начальник отдела
контроля закупок Северо - Осетинского УФАС России;
М.Э. Бидихова - начальник отдела контроля органов власти,
рекламы и финансовых рынков Северо - Осетинского УФАС России;
Е.П. Дмитриева - главный
специалист-эксперт отдела
контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо - Осетинского УФАС России;
Е.Г. Таутиева - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо - Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело N04-08/03-08-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 25.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания (362025, РСО - Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, 47),
с участием заявителя жалобы - генерального директора ООО "Спринтер" <_> (приказ ООО "Спринтер" от 20.11.2007 г.),
с участием представителя ответчика - Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания Хетагурова К.А., действующего на основании доверенности N01 от 13.01.2015 года,
с участием представителя заинтересованного лица - ГУАТП "Автоколонна 1691" <_> действующего на основании доверенности N59 от 11.09.2015 г.,
с участием представителя заинтересованного лица - УГИБДД МВД по РСО - Алания <_> (служебное удостоверение СЕО N001835 от 20.02.2011 г., личный номер NБ-410530), установила:
В Северо-Осетинское УФАС России поступило заявление ООО "Спринтер" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N2201 (н) от 23.06.2015 г.) с жалобой на действия Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания (далее - Министерство), выразившиеся в устранении Общества с рынка предоставления транспортных услуг населению.
Из заявления следует, что с 2008 года ООО "Спринтер" занималось разработкой паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау". Заявитель указывает, что необходимость открытия маршрута была обусловлена неоднократными обращениями жителей с.Црау к ООО "Спринтер" с просьбами открыть межмуниципальный автобусный маршрут "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", что подтверждается сбором подписей жителей с.Црау о необходимости его открытия.
29.10.2014 года глава АМС с.Црау РСО-Алания <_> обратился в Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания с просьбой оказать содействие ООО "Спринтер" в открытии указанного маршрута.
15.04.2015 года Общество обратилось в Министерство с просьбой разрешить открыть вышеуказанный маршрут.
12.05.2015 года Министерство сообщило, что ГУАТП "Автоколонна - 1691" также разрабатывает паспорт маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", в связи с чем открытие ООО "Спринтер" указанного маршрута Министерство считает нецелесообразным.
29.05.2015 года Обществом завершена разработка паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", а также расписания движения автобусов по указанному маршруту.
03.06.2015 года Общество обратилось в Министерство с просьбой утвердить паспорт маршрута и внести его в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов РСО-Алания.
10.06.2015 года Министерство сообщило, что вышеуказанный паспорт был разработан ранее и утвержден, а утверждать дублирующий паспорт маршрута Министерство считает нецелесообразным.
Также в своем заявлении ООО "Спринтер" указывает на то, что никто кроме Общества не обращался в отдел организации дорожного движения УГИБДД МВД по РСО-Алания (далее - Управление) с целью проведения обследования на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений на протяжении всего маршрута, что является неотъемлемой частью паспорта маршрута, без указанной процедуры паспорт не может быть утвержден. ООО "Спринтер" указанную процедуру прошло и 02.06.2015 г. получило утвержденную схему.
По мнению ООО "Спринтер", Министерство, используя представленные Обществом материалы об основных характеристиках вышеуказанного маршрута и саму идею его открытия, с помощью подведомственного Министерству ГУАТП "Автоколонна-1691" разрабатывает паспорт маршрута; при этом Министерство своими действиями препятствует ООО "Спринтер" в реализации своих прав.
В своем отзыве (вх. N2429(н) от 09.07.2015 г.) на заявление ООО "Спринтер" Министерство промышленной и транспортной политики РСО-Алания не согласилось с изложенными в нем доводами по следующим основаниям.
В 1957 году решением Алагирского горисполкома был открыт маршрут Алагир - Црау, обслуживаемый в то время пассажирским автотранспортным хозяйством г.Алагир. По просьбам жителей с.Црау в паспорт маршрута "Црау -Алагир" государственным унитарным предприятием "Автоколонна - 1691" в феврале 2014 года были внесены изменения путем продления его до г.Владикавказа.
Паспорт маршрута с внесенными изменениями согласован и утвержден Министерством совместно с Администрацией местного самоуправления Алагирского района 15.05.2015 года.
Министерство также указало, что в настоящее время обслуживание вышеуказанного маршрута осуществляет ГУАТП "Автоколонна - 1691", так как, согласно пункту 6 статьи 14 Закона РСО-Алания от 14.11.2011 г. N 39-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания" в целях бесперебойного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган вправе однократно без проведения конкурса заключить договор с перевозчиком на выполнение транспортных перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок не более 90 дней.
В своем отзыве (вх. N2429(н) от 09.07.2015 г.) Министерство также указывает на то, что в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, а также для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках в ближайшее время Министерством будет объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту, в котором могут принять участие все желающие, имеющие лицензию на осуществление пассажирских перевозок, о чем Министерство письменно уведомило директора ООО "Спринтер" Габанова О.Б.
Участвующие при рассмотрении дела директор ООО "Спринтер" Габанов О.Б., представители Министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания, ГУАТП "Автоколонна-1691", УГИБДД МВД по РСО - Алания пояснили следующее.
Старший государственный инспектор дорожного надзора ОДН УГИБДД МВД по РСО-Алания Муртазов Т.В. в письменном и устном пояснении указал, что в соответствии с положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации N527 от 01.06.2013 г. и Закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" согласование схем и паспортов маршрутов не входит в компетенцию органов ГИБДД МВД РФ.
Сотрудник Управления также сообщил, что в Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отсутствует пункт, предусматривающий согласование либо утверждение схем и паспортов маршрутов регулярных пассажирских перевозок в органах ГИБДД МВД РФ. <_> также пояснил, что, в свою очередь Управление ГИБДД МВД по РСО-Алания не возражает открытию пассажирских перевозок по маршруту "Црау-Алагир-Владикавказ" для осуществления пассажирских перевозок.
На вопрос Комиссии о том, чем, в таком случае, руководствовалось Управление при согласовании 02.06.2015 г. паспорта указанного маршрута, разработанного ООО "Спринтер", представитель УГИБДД МВД по РСО - Алания <_> указал, что согласование ООО "Спринтер" осуществляло другое должностное лицо - <_> при этом УГИБДД МВД по РСО - Алания по заявлению обратившегося лица осуществляет обследование опасных участков маршрутов на предмет безопасности дорожного движения.
Представитель Министерства <_> в письменном объяснении от 16.09.2015 года N10-ПО, а также устно указал, что договор на право осуществления перевозок по маршруту "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау" с ГУАТП "Автоколонна-1691" Министерством промышленной и транспортной политики РСО - Алания до настоящего времени не заключался.
На вопрос членов Комиссии о том, каким образом Министерство в приложении к письму в Северо - Осетинское УФАС России (вх. N2429(н) от 09.07.2015 г.) приобщило заверенную копию временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальному маршруту "Црау-Алагир- Владикавказ" от 22.05.2015 г, имеющийся в материалах дела, представитель Министерства указал, что данный договор не должен был заключаться.
Представитель Министерства также пояснил, что в настоящее время объявлен конкурс на право заключения договора на обслуживание межмуниципального маршрута "Владикавказ-Алагир-Црау". Извещение опубликовано в газете "Северная Осетия" от 17.09.2015 г. N 169, а также на официальном сайте Министерства.
Представитель ГУАТП "Автоколонна-1691" <_> на вопрос членов Комиссии о том, на основании чего организация осуществляет перевозки по маршруту "Владикавказ-Алагир-Црау" пояснил, что ГУАТП "Автоколонна-1691" осуществляет перевозки по указанному маршруту на основании утвержденного паспорта маршрута и указания Министерства. На вопрос о том, заключался ли ГУАТП "Автоколонна-1691" временный договор с Министерством промышленной и транспортной политики РСО - Алания представитель автотранспортного предприятия ответить не смог.
Заслушав присутствующих на заседании Комиссии лиц, изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
15 апреля 2015 года ООО "Спринтер" обратилось в Министерство промышленной и транспортной политики РСО - Алания с заявлением об открытии нового автобусного маршрута пригородного сообщения "г. Владикавказ-г. Алагир - г. Црау". Письмом NУЗ.153 от 12.05.2015 года Министерство сообщило Заявителю о том, что в настоящее время паспорт указанного маршрута разрабатывает ГУАТП "Автоколонна - 1691", в связи с чем открытие ООО "Спринтер" вышеуказанного маршрута Министерство считает нецелесообразным.
Письмом от 29.05.2015 года (получено Министерством 03.06.2015 г.) ООО "Спринтер" повторно обратился в Министерство с заявлением об открытии межмуниципального маршрута "г. Владикавказ - г. Алагир - г. Црау", об утверждении паспорта указанного маршрута, разработанного ООО "Спринтер". Заявитель также просил внести указанный маршрут в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов РСО - Алания.
Письмом от 10.06.2015 года N101.170 Министерство промышленной и транспортной политики РСО - Алания уведомило ООО "Спринтер" о том, что паспорт межмуниципального маршрута "г. Владикавказ - г. Алагир - г. Црау" был разработан и ранее утвержден, утверждать дублирующий паспорт Министерство считает нецелесообразным. Также министерство уведомило Заявителя о том, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту, в котором ООО "Спринтер", при желании, может принять участие.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2011 года N39-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания" (далее - Закон РСО-Алания N 39-РЗ) паспорт маршрута - документ, удостоверяющий маршрут регулярных перевозок и содержащий сведения об оборудовании, протяженности и остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, схеме опасных участков, расписании движения по маршруту регулярных перевозок. Указанная формулировка паспорта маршрута также определена пунктом 2 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального автобусного маршрута на территории РСО - Алания, утвержденного Приказом Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания от 23.05.2013 N 32-ПР.
Согласно пунктам 3-5 статьи 8 Закона РСО-Алания N 39-РЗ открытие, изменение или закрытие межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, расположенных в границах территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания - Министерством промышленной и транспортной политики РСО-Алания.
Инициаторами открытия или изменения маршрута регулярных перевозок могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, общественные организации, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Заявление об открытии или изменении маршрута регулярных перевозок подается инициатором в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются:
1) схема маршрута по выбранной трассе в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов и т.д.);
2) обоснование целесообразности открытия или изменения маршрута регулярных перевозок;
3) данные предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения;
4) перечень объектов транспортной инфраструктуры на предполагаемом маршруте и документы, подтверждающие техническую возможность оборудовать или переоборудовать объекты, необходимые для выполнения перевозок по предполагаемому маршруту регулярных перевозок;
5) расписание движения и тип транспортных средств, наиболее соответствующий виду перевозки по предполагаемому маршруту регулярных перевозок.
Инициатор вправе приложить к заявлению иные документы, подтверждающие целесообразность и возможность открытия или изменения маршрута регулярных перевозок.
Согласно Постановлению Правительства РСО-Алания от 20.07.2012 г. N 248 "Вопросы Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания" Министерство устанавливает межмуниципальные автобусные маршруты регулярного сообщения пассажирского транспорта с определением начальных и конечных пунктов маршрута и утверждает расписание движения транспорта на этих маршрутах; организует и координирует работу маршрутных перевозчиков на межмуниципальных автобусных маршрутах; проводит конкурсы на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания; заключает договоры с перевозчиками на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам; утверждает паспорта межмуниципальных автобусных маршрутов, формирует и ведет их реестр (пункты 44-48 Постановления N248).
Согласно предоставленной Министерством информации, в 1957 году решением Алагирского горисполкома был открыт маршрут "Алагир - Црау". В феврале 2014 года в паспорт маршрута "Црау -Алагир" государственным унитарным предприятием "Автоколонна - 1691" были внесены изменения путем продления его до г.Владикавказа. 15 мая 2015 года паспорт маршрута с внесенными изменениями был согласован и утвержден Министерством промышленной и транспортной политики РСО-Алания, совместно с Администрацией местного самоуправления Алагирского района.
При этом Министерство отказало ООО "Спринтер" в утверждении паспорта маршрута, ссылаясь на то, что паспорт разработан и утвержден ранее, а утверждать дублирующий паспорт маршрута нецелесообразно.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере транспорта (статья 20 вышеназванного закона).
Таким образом, обязанность Министерства промышленной и транспортной политики РСО - Алания обеспечивать безопасность пассажирских автобусных перевозок вытекает из вышеперечисленных норм законодательства.
Схема опасных участков является документом, в котором фиксируются все опасные участки, встречающиеся на пути следования маршрута, а также те опасные участки, которые могут оказать влияние на безопасность движения по данному маршруту. Эти цели и определяют установление в законодательстве особых требований к лицам, претендующим на осуществление пассажирских перевозок в виде согласования с компетентными органами паспорта маршрута, включающего информацию об опасных участках маршрута, остановочных пунктах, размещенных в безопасных участках и т.д.
В представленном Министерством паспорте межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", разработанного ГУАТП "Автоколонна - 1691", отсутствуют сведения о проведенном УГИБДД по РСО-Алания обследовании на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений, что, согласно вышеуказанным нормам, является обязательным требованием к содержанию паспорта маршрута.
Между тем, директором ООО "Спринтер" представлена копия заявления ООО "Спринтер" в УГИБДД МВД по РСО - Алания от 18.05.2015 г. о проведениикомиссионного обследования опасных участков и линейных сооруженийнового автобусного маршрутапригородного сообщения "г. Владикавказ - г. Алагир - с. Црау". В ответена указанноезаявлениеот 02.06.2015 г. N11/2832 УГИБДД МВД по РСО - Алания проинформировало ООО "Спринтер" о том, что сотрудниками отдела ДИ и ОД УГИБДД МВД по РСО - Алания подробно изучен маршрут движения, проведено обследование маршрута. В отношении безопасности дорожного движения претензий к маршруту Управление не имеет.
ООО "Спринтер" предоставило также в антимонопольный орган копию разработанного им проекта паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г. Владикавказ - г. Алагир - с. Црау", содержащего схему указанного маршрута с указанием линейных сооружений опасных участков, согласованную с УГИБДД МВД по РСО - Алания, о чем на 2 листе паспорта имеется соответствующий штамп от 02.06.2015 года.
Также в материалах дела имеетсякопия запроса директора ООО "Спринтер" <_> в УГИБДД МВД по РСО - Аланияот 15.06.2015 года с просьбой предоставить информацию о том, обращался ли кто либо, помимо ООО "Спринтер", в УГИБДД МВД по РСО - Алания с заявлениемо проведении комиссионного обследования на предмет наличия опасных участков и линейных сооружений межмуниципального автобусного маршрута "г. Владикавказ - г. Алагир - с. Црау", а также ответ УГИБДД МВД по РСО - Аланияна указанный запросот 22.06.2015 года N11/3176, в котором сообщается, что заявлений о рассмотрении схемы опасных участков маршрута пригородного сообщения "г. Владикавказ - г. Алагир - с. Црау" от каких-либо перевозчиков, помимо ООО "Спринтер", в УГИБДД по РСО - Алания в предыдущий период времени не поступало.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ГУАТП "Автоколонна - 1691" обратилось в УГИБДД МВД по РСО - Аланияс заявлением о согласовании паспорта автобусного маршрута 02.09.2015 года, (исх. N56),то есть - уже после возбуждения дела N04-08/03-08-15 Северо - Осетинским УФАС России.В ответе на указанный запрос УГИБДД МВД по РСО - Алания указало, что в, вместе с тем, Управление ГИБДД МВД по РСО - Алания не возражает в открытии указанного маршрута для осуществления пассажирских перевозок.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положение о ГИБДД), госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств.
Пунктом 6.1 Положения о ГИБДД установлено, что Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе:
- принимать участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области (подпункт "а"),
- запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения (подпункт "г");
- создавать по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) по вопросам, касающимся предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий (подпункт "е").
В соответствии с пунктом 7 Положения о ГИБДД руководители подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а такжеположения пункта 5 части 1 статьи 3, часть 3 статьи 4 Закона РСО - Алания N39-РЗ, довод УГИБДД МВД по РСО - Алания о том, что предварительное обследование дорожных условий вновь открываемого автобусного межмуниципального маршрута на предмет их соответствия требованиям безопасности движения не относится к компетенции органов ГИБДД, несостоятелен, тем более, учитывая факт такого обследования схемы опасных участков маршрута пригородного сообщения "г.Владикавказ - г.Алагир - с. Црау", ДИ и ОД УГИБДД МВД по РСО - Алания 02.06.2015 года по заявлению ООО "Спринтер".
При указанных обстоятельствах у Министерства отсутствовали правовые основания в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау"ГУАТП "Автоколонна - 1691".
Таким образом, Министерство отказало ООО "Спринтер" в утверждении паспорта автобусного маршрута межмуниципального маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", и утвердило паспорт соответствующего маршрута, разработанный ГУАТП "Автоколонна - 1691", с которым впоследствии и заключило временный договор на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту от 22 мая 2015 года сроком на 90 дней, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 14 Закона РСО - Алания N39-РЗ.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В том числе, пунктом 8 указанной нормы запрещается создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при котором хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Закрепленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию этих положений Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктами 1-3 Закона РСО-Алания от 14.11.2011 г. N 39-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия - Алания", выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договора перевозчика с уполномоченным органом.
Договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Конкурс проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, а также для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организатором конкурса является уполномоченный орган.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона РСО-Алания N 39-РЗ в случае признания конкурса несостоявшимся, в целях обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания населения уполномоченный орган вправе однократно без проведения конкурса заключить договор с перевозчиком на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок не более 90 дней.
Между тем, в нарушение указанной нормы, без предварительного проведения соответствующего конкурса Министерство промышленной и транспортной политики РСО - Алания 22 мая 2015 года заключило с подведомственным ему ГУАТП "Автоколонна- 1961" временный договор на выполнение пассажирских перевозок и багажа по маршруту "Црау - Алагир - Владикавказ" сроком на 90 дней.
Открытый конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок по указанному маршруту Министерством был объявлен 17 сентября 2015 года путем опубликования соответствующего извещения в Республиканской газете "Северная Осетия" N169 (26919), то есть уже после возбуждения Северо - Осетинским УФАС России настоящего дела N04-08/03-08-15.
Исследовав совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства промышленной и транспортной политики РСО-Алания, выразившиеся:
- в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", разработанного подведомственным ему ГУАТП "Автоколонна - 1691" без согласования схемы маршрута с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- в отказе ООО "Спринтер" в утверждении разработанного им паспорта маршрута, осуществившего указанное согласование с УГИБДД МВД по РСО - Алания;
- в заключении временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту с подведомственным Министерству учреждением, а именно - с ГУАТП "Автоколонна - 1961" в порядке, нарушающем требования части 6 статьи 14 Закона РСО - Алания от 14.11.2011 г. N 39-РЗ,
нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводят к недопущению конкуренции на рынке услуг по организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания путем создания дискриминационных условий.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания (362025, РСО - Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, 47) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в следующих действиях Министерства:
- в утверждении паспорта межмуниципального автобусного маршрута "г.Владикавказ - г.Алагир - с.Црау", разработанного подведомственным ему ГУАТП "Автоколонна - 1691" без согласования схемы маршрута с подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- в отказе ООО "Спринтер" в утверждении разработанного им паспорта маршрута, осуществившего указанное согласование с УГИБДД МВД по РСО - Алания;
- в заключении временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по указанному маршруту с подведомственным Министерству учреждением, а именно - с ГУАТП "Автоколонна - 1961" в порядке, нарушающем требования части 6 статьи 14 Закона РСО - Алания от 14.11.2011 г. N 39-РЗ.
2. В связи с истечением срока действия временного договора на выполнение пассажирских перевозок и багажа по межмуниципальному маршруту "Црау - Алагир - Владикавказ" от 22.05.2015 года, заключенного между Министерством промышленной и транспортной политики РСО - Алания с ГУАТП "Автоколонна-1691", а также в связи с опубликованием Министерством промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту "Црау - Алагир - Владикавказ" 17 сентября 2015 года в Республиканской газете "Северная Осетия" N169 (26919), Комиссия решила предписание об устранении нарушения требований антимонопольного законодательства не выдавать.
Передать материалы дела N04-08/03-08-15 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц Министерства промышленной и транспортной политики РСО - Алания.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции, решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии Р.Р. Плиев
Члены Комиссии А.С. Кудзиева
М.Э. Бидихова
Е.П. Дмитриева
Е.Г. Таутиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия от 28 сентября 2015 г. N 04-08/03-08-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016