Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 4 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 62 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Установила:
Во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы N АЦ/3836 от 15.02.2010 года "О проведении мониторинга предоставления земельных участков" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю осуществляются контрольные мероприятия по анализу соответствия решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков требованиям антимонопольного законодательства.
В ходе анализа документов, представленных по итогам I квартала 2010 года установлено, что 20.01.2010 года в газете "Вечерний Ставрополь" было опубликовано информационное сообщение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 8500 квадратных метров, расположенного по адресу: ул. Тюльпановая, 530 квартал, для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями.
Указанное сообщение не содержало данные о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также информацию о параметрах разрешенного строительства. Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На рассмотрение дела, назначенное на 04.06.2010 года, прибыл представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - Комитет), который представил истребованные материалы и письменные объяснения. Дополнительно пояснил следующее.
В информационном сообщении по аукциону на земельный участок по ул. Тюльпановая, 530 квартал, была опубликована информация о наличии предварительных технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также указано, что платой за подключение является сумма затрат на выполнение технических условий.
Полный текст технических условий, ввиду их объемности, опубликован не был, но в сообщении указан адрес и телефоны организаторов торгов, по которому можно было ознакомиться с техническими условиями.
Кроме того, как показывает практика опубликования аналогичных сообщений по различным регионам, данная информация также не публикуется.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, установила следующее.
20.01.2010 года в газете "Вечерний Ставрополь" было опубликовано информационное сообщение о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 8500 квадратных метров, для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Указанное сообщение не содержало сведений о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за подключение, а также информацию о параметрах разрешенного строительства.
В связи с отсутствием заявок, протоколом N 5 от 02.03.2010 года аукцион по данному участку признан несостоявшимся.
В соответствии с ч.1 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ - аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства проводится отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
Также в соответствии с частью 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ - извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Пункт 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ содержит условие о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение, то есть наличие данного условия в извещении о проведении аукциона, является обязательным. Отсутствие данного условия может привести к ограничению конкуренции в части создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий при участии в аукционе, в том числе путем доступа к информации.
В опубликованном извещении указано, что платой за подключение является сумма затрат на выполнение технических условий.
В то же время, согласно представленной информации, МУП "Водоканал" выданы технические условия (N2537 от 04.06.2009 года), предусматривающие как плату за подключение в фиксированной сумме (водопровод - 4 991 046 рублей, канализация - 4 177 660 рублей), так и необходимость проведения работ, связанных с технологическим присоединением.
Таким образом, фактически платой за подключение в данном случае является не только сумма затрат на выполнение технических условий, но и непосредственно плата за подключение, установленная соответствующими коммунальными службами. При этом плата за подключение в рассматриваемой ситуации может превысить сумму затрат на выполнение технических условий, что является существенным обстоятельством, влияющим на степень привлекательности объекта строительства для потенциальных застройщиков.
В ходе рассмотрения дела Комитетом по управлению муниципальным имуществом не представлены объяснения о причинах отсутствия в извещении информации о том, что отдельными коммунальными службами установлена плата за подключение, с указанием размера платы за соответствующие подключения.
Наконец, технические условия N 09/02-01/1-980 от 04.05.2009 года, выданные ОАО "Теплосеть", предусматривают необходимость обеспечения отопления и горячего водоснабжения от собственного источника тепла, что также существенным образом влияет как на особенности проектирования дома, так и на сумму затрат, связанных с необходимостью обеспечения теплоснабжения возводимого дома от собственного источника тепла.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в информационном сообщении, опубликованном 20.01.2010 года в газете "Вечерний Ставрополь", отсутствовала существенная информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информация о плате за подключение. Доводы представителя Комитета о том, что технические условия не были опубликованы ввиду их значительного объема (63 страницы), комиссией отклоняются по следующим основаниям.
Информационное сообщение о проведении торгов было опубликовано как в печатном издании (газета "Вечерний Ставрополь"), так и в сети "Интернет" (http://www.torgi.stavkray.ru). Соответственно, у организатора аукциона имелась возможность разместить технические условия в полном объеме на своем официальном сайте, что не повлекло бы за собой дополнительных расходов организатора аукциона, но обеспечило бы возможность неопределенному кругу лиц ознакомиться с документацией об аукционе в полном объеме. Однако, такая возможность Комитетом не была реализована.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства.
В опубликованном Комитетом извещении имеется лишь информация о разрешенном использовании земельного участка (проектирование и строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями), а информация о параметрах разрешенного строительства отсутствует.
В то же время из содержания полученных технических условий (МУП "Водоканал", ОАО "Теплосеть", ОАО "ЮТК" и другие) следует, что технические условия выдавались на подключение конкретного объекта недвижимости - 9-14 этажного 225-квартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями.
То есть параметры разрешенного строительства были известны, и именно с учетом таких параметров готовились соответствующие технические условия. Следовательно, на победителя аукциона была бы возложена обязанность по соблюдению всех параметров разрешенного строительства, о которых потенциальный участник аукциона мог получить исчерпывающую информацию только путем предварительных консультаций с организатором торгов (указанная информация не была опубликована в информационном сообщении о проведении торгов и не была доступна неопределенному кругу лиц).
Не обладая указанными сведениями в полном объеме, заинтересованное лицо не может оценить потенциальные риски, предстоящие расходы, связанные со строительством, возможность надлежащего исполнения обязательств по строительству объекта, и ряд других существенных обстоятельств.
В связи с этим, отсутствие всей перечисленной информации ограничивает потенциальный круг претендентов на получение земельного участка и приводит к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, опубликовав в газете "Вечерний Ставрополь" 20.01.2010 года извещение о проведении аукциона, не содержащее всей существенной информации, предусмотренной законом, ограничил возможности других строительных компаний бороться за право заключения договора аренды указанного земельного участка и осуществления на его территории жилищного строительства, что в свою очередь привело к ограничению конкуренции между строительными компаниями.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается нарушение Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя требований пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
Решила:
1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя предписание о недопущении нарушений требований действующего законодательства, в связи с чем в информационных сообщениях о проведении торгов указывать всю существенную информацию, необходимость указания которой предусмотрена пунктом 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Предписание N 45
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
04 июня 2010 года, город Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04.06.2010 года по делу N 62 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя требований пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции",
Предписывает:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по истечении месяца с момента получения настоящего предписания в информационных сообщениях о проведении торгов указывать всю существенную информацию, необходимость указания которой предусмотрена пунктом 4 части 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
2. Об исполнении предписания сообщить в течение двух месяцев с момента получения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016