Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 24 сентября 2015 г. N ТГ 04-03/2015-155Р
резолютивная часть оглашена 22 сентября 2015 года г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 24 сентября 2015 года
Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
заместитель председателя Комиссии: <> - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,
рассмотрев материалы дела N ТГ 04-03/2015-155Р, возбужденного в отношении <_> по факту распространения в газете "Мой город Глазов" NN 7 от 12.02.2015 г. и 11 от 26.03.2015 г. рекламы магазина "Пальто" с признаками нарушения законодательства о рекламе,
в присутствии:
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - <> - <_> действующего по доверенности N 29/15 от 21.09.2015 г., установила:
23.07.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение гражданина <_> (вх. N 5980) о систематическом нарушении законодательства Российской Федерации при размещении рекламы в газете "Мой город Глазов" с приложением таблицы нарушений и номеров газеты.
В частности, заявитель указал на признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы магазина "Пальто" в газете "Мой город Глазов" N 11 от 26.03.2015 г.
При рассмотрении обращения установлено, что признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе магазина "Пальто" в указанном номере газеты отсутствуют. Однако выявлены признаки нарушения пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Определением от 26.08.2015 г. по инициативе Удмуртского УФАС России в отношении <> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Дело назначено к рассмотрению на 22.09.2015 г.
Изучив материалы дела N ТГ 04-03/2015-155Р, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
К заявлению гражданина <_> были приложены номера газеты "Мой город Глазов". Аналогичная реклама магазина "Пальто" была размещена в газете "Мой город Глазов" N 5 от 12.02.2015 г.
Реклама содержит следующую информацию: "Можно смело заявить - низкие цены и широкий ассортимент модельного ряда магазина "Пальто" - самые привлекательные для глазовчан".
У редакции газеты "Мой город Глазов" были запрошены следующие документы и сведения: информация о рекламодателе (наименование, юридический и почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя, телефон, ИНН) рекламы магазина "Пальто", размещенной в номерах 5(от 12.02.2015 г.) и 11(от 26.03.2015 г.) газеты "Мой город Глазов"; копии договоров на изготовление и распространение вышеуказанной рекламы (со всеми приложениями и дополнительными соглашениями к данным договорам); копии актов выполненных работ по указанным договорам, а также копии документов, подтверждающих произведенные между сторонами расчеты; согласованный с рекламопроизводителем макет рекламы магазина "Пальто".
18.08.2015 г. (вх. N 6637) от ИП <_> в Удмуртское УФАС России поступили следующие пояснения. Реклама магазина "Пальто" размещалась в соответствии с устной заявкой представителя ИП <_> макет рекламы согласовывался с представителем устно. Оплата за размещенную рекламу ИП <_> на 13.08.2015 г. не произведена.
В дополнение к предыдущим пояснениям от ИП <_> посредством электронной почты 20.08.2015 г. (вх. N 6706э) поступила следующая информация. Редакция газеты "Мой город Глазов" проводила согласование размещения рекламы магазина "Пальто" в газете "Мой город Глазов" NN 5 от 12.02.2015 г. и 11 от 26.03.2015 г. в устной форме с <_> также указан адрес этого лица.
По требованию, содержащемуся в определении о возбуждении дела N ТГ04-03/2015-155Р 15.09.2015 г. (вх. N 7489) от <> в Удмуртское УФАС России поступили пояснения. Согласно пояснениям, <> действительно обращался в редакцию газеты "Мой город Глазов" для составления макета рекламы магазина "Пальто", однако просил не размещать информацию в газете, так как, по его мнению, макет требовал доработки. В номерах газеты, со слов <> рекламная информация появилась по инициативе редакции. О размещении указанной рекламы <> узнал только в августе 2015 года.
На заседании Комиссии 22.09.2015 г. представитель <> - <_> действующий по доверенности N 29/15 от 21.09.2015 г., поддержал ранее изложенные в пояснениях доводы в полном объеме. Также, отвечая на вопросы членов комиссии, пояснил, что претензии в связи с размещением рекламы магазина "Пальто" в газете "Мой город Глазов" NN 5 от 12.02.2015 г. и 11 от 26.03.2015 г. без согласования макета <_> редакции газеты не предъявлялись. Также <_> указал, что отсутствие договоров и актов выполненных работ свидетельствует о том, что макет рекламы не был утвержден и согласие на размещение не давалось.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела N ТГ04-03/2015-155Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.
В газете "Мой город Глазов" на станице 5 N 5 от 12.02.2015 г. и на странице 5 N 11 от 26.03.2015 г. размещена рекламная информация об услугах и ассортименте товаров магазина "Пальто".
Согласно пункту 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о поступлении новой коллекции одежды, условиях приобретения и низких ценах в магазине "Пальто" направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к указанным товарам, то есть является рекламой.
Также реклама магазина содержит следующую информацию: "Можно смело заявить - низкие цены и широкий ассортимент модельного ряда магазина "Пальто" - самые привлекательные для глазовчан".
Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара пред находящимся в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Фраза "Можно смело заявить - низкие цены и широкий ассортимент модельного ряда магазина "Пальто" - самые привлекательные для глазовчан", содержащаяся в рекламе магазина "Пальто на странице 5 номеров 5 от 12.02.2015 г. и 11 от 26.03.2015 г. газеты "Мой город Глазов", не сопровождается ссылкой на ее объективное подтверждение каким-либо исследованием, обзором рынка или иным способом.
Таким образом, распространение рекламы магазина "Пальто" в газете "Мой город Глазов" NN 5 от 12.02.2015 г. и 11 от 26.03.2015 г., содержащей не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, является нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Статьей 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлена ответственность рекламодателя за нарушение требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
<> определил объект рекламирования, не отрицает факт обращения в редакцию газеты "Мой город Глазов" для составления макета рекламы магазина "Пальто", следовательно, является рекламодателем.
Поскольку <_> не представил доказательств прекращения распространения рекламы магазина "Пальто" в газете "Мой город Глазов", Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
Признать рекламу магазина "Пальто", размещенную в газете "Мой город Глазов" NN 5 от 12.02.2015 г. и 11 26.03.2015 г., ненадлежащей, нарушающей пункт 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Признать <_> рекламодателем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
3. Выдать <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Материалы дела N ТГ 04-03/2015-155Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения в отношении <> производства по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 24 сентября 2015 г. N ТГ 04-03/2015-155Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016