Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 17 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: Гниденко Л.М.,
члены комиссии: Шестакова Н.М., Серков А.Я.
рассмотрела дело N 03-05/10-2010 по признакам нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" по факту опубликования в еженедельнике для профессионалов и автолюбителей "Автогазета" N 10 (544) от 15-21 марта 2010 года ненадлежащей рекламы:
-"АвтоАудио ЦЕНТР Сигнализации Музыка Ксенон Тонирование с 9.00 до 19.00 Без выходных Московский, 25 684-002, 64-45-49 ТОНИРОВКА КРЕДИТ лицензия N 2766 от 04.03.2008"
УСТАНОВИЛА:
В еженедельнике для профессионалов и автолюбителей "Автогазета" N 10 (544) от 15-21 марта 2010 года была опубликована ненадлежащая реклама следующего содержания:
-"АвтоАудио ЦЕНТР Сигнализации Музыка Ксенон Тонирование с 9.00 до 19.00 Без выходных Московский, 25 684-002, 64-45-49 ТОНИРОВКА КРЕДИТ лицензия N 2766 от 04.03.2008".
Письмом от 15.04.2010 ООО "Имидж-пресс" даны объяснения по поводу нарушения рекламного законодательства: - рекламодателем объявления является индивидуальный предприниматель Медведев И.Б. (свидетельство серии 29 N 001646368), с которым был заключен договор о размещении рекламы в "Автогазете". В качестве образца для изготовления рекламного модуля рекламодателем была представлена визитная карточка. На требование редакции об обязательном наличии при предоставлении кредита договорных отношений с кредитным учреждением, имеющим лицензию на осуществление кредитной деятельности, рекламодателем был представлен договор с банком и копия генеральной лицензии "ОТП Банк". Было изготовлено несколько вариантов рекламного модуля, но рекламодателем был выбран вариант с указанием номера лицензии, но без указания полного наименования банка. При этом менеджер рекламной службы запутался в требованиях рекламного законодательства и счел достаточным указания в рекламе лицензии банка, а у рекламодателя - договора с банком. Рекламодателю был выставлен счет на сумму 1275 рублей, который до настоящего времени не оплачен. Редакция признает факт допущенного нарушения, которые в следующем выпуске "Автогазеты" были устранены.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2008 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемое рекламное объявление распространено в печатном издании, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к услугам автосервиса, а также услугам по предоставлению кредита, т.е. отвечает законодательному определению рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15275/08 от 31.03.2009 и N 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов, касающаяся оценки рекламы финансовых, в том числе банковских услуг, на соответствие требованиям законодательства о рекламе. Судами отмечено, что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Согласно пояснениям ООО "Имидж-пресс" услуги по предоставлению кредита оказываются ОАО "ОТП Банк" в соответствии с договором, заключенным с ИП Медведевым И.Б. С учетом изложенного рассматриваемая реклама формирует интерес к услугам банка по предоставлению кредита и не соответствует требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 закона несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем является ООО "Имидж-пресс", ОГРН 1022900532698, о чем свидетельствует договор возмездного оказания рекламных услуг N 15-33/АГ от 11.01.2010.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 главный редактор принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", п. 37-42, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу: -
-"АвтоАудио ЦЕНТР Сигнализации Музыка Ксенон Тонирование с 9.00 до 19.00 Без выходных Московский, 25 684-002, 64-45-49 ТОНИРОВКА КРЕДИТ лицензия N 2766 от 04.03.2008"
опубликованную в еженедельнике для профессионалов и автолюбителей "Автогазета" N 10 (544) от 15-21 марта 2010 года ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламораспространителю ООО "Имидж-пресс" предписание о прекращении впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "17" мая 2010 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О рекламе" решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 17 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016