Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 428-10К (опубликовано 25 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена: 17.09.2015 г.
Решение в полном объёме изготовлено: 25.09.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. - председатель Комиссии, зам. руководителя управления; Михин С.В. - член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт; Русаленко Н.В. - член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 428-10К, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоПрофи" (далее - ООО "ЭнергоПрофи"; 394000, г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 9, оф.306) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от ООО "ЭнергоПрофи" - <_>
от ОАО "Домостроительный комбинат" - <_> <_> <_> <_>
от гр. <_> - <_> установила:
09.07.2015 г. и 13.07.2015 г в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) поступили обращения от гр. <_> по вопросу правомерности прекращения с 10.07.2015 г. Обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоПрофи" (далее - ООО "ЭнергоПрофи"; 394000, г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 9, оф.306) электроснабжения торгового павильона, расположенного по адресу: <_> принадлежащего гр. <_> (далее - торговый павильон).
При рассмотрении указанных обращений установлено, что основанием прекращения с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона, послужило отсутствие у гр. <_> заявки на заключение договора поставки электрической энергии с энергосбытовой организацией.
Одновременно с этим также установлено, что между гр. <_> и ОАО "Домостроительный комбинат" (далее - ОАО "ДСК") заключен и действует договор от 18.03.2009 г. на оказание услуг по передаче электрической энергии (далее - Договор), согласно которому Абонент (ОАО "ДСК") обязуется передавать электрическую энергию и мощность для нужд нежилого помещения (кафе), находящегося в собственности Субабонента (гр. <_>). Субабонент обязуется оплачивать электрическую энергию за расчетный период, в соответствии с ежемесячными актами снятия показаний электросчетчиков, исходя из тарифов, утвержденных уполномоченным органом и используемым гарантирующим поставщиком (МУП "Воронежская Горэлектросеть").
В абзаце 7 Договора указано, что настоящий договор действует с 18.03.2009 г. по 01.12.2009 г. и продлевается на тот же срок при тех же условиях, в случае, если до окончания срока ни от одной из Сторон не поступили уведомления о расторжении договора.
На основании указанного договора гр. <_> ежемесячно осуществляла оплату потребленной электрической энергии ОАО "ДСК", что подтверждается копиями квитанций об оплате потребленной электрической энергии по указанному договору за период с января 2015 г. по июль 2015 г. (имеются в материалах дела).
Вместе с тем, 10.07.2015 г. ООО "ЭнергоПрофи" прекратило электроснабжение торгового павильона, что подтверждается актом о введении режима ограничения потребления электрической энергии от 10.07.2015 г., б/н, составленным ООО "ЭнергоПрофи".
По результатам рассмотрения обращений гр. <_> и приложенных к ним материалов в отношении ООО "ЭнергоПрофи" возбуждено дело N 428-10К по признакам нарушения указанным хозяйствующим субъектом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела N 428-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 14.09.2015 г.
14.09.2015 г. объявлялся перерыв для вынесения решения по настоящему делу до 15 час.00мин.17.09.2015 г.
Согласно письменным объяснениям ООО "ЭнергоПрофи" (исх. от 04.08.2015 г. N 01/08), данная организация является сетевой и не имеет каких-либо обязательств перед гр. <_> поскольку не имеет с ней договорных отношений. Электрические сети, к которым подключен торговый павильон, принадлежат ОАО "ДСК" и переданы с 01.07.2015 г. ООО "ЭнергоПрофи" по договору аренды.
Также из объяснений следует, что 10.06.2015 г. ООО "ЭнергоПрофи" получило копию обращения ОАО "ДСК" гарантирующему поставщику с просьбой исключить из действующего договора энергоснабжения (от 01.02.2013 г. N 141) все точки поставки ВКЛ-10-11, ВКЛ-10-13 ПС-28 ОАО "МРСК-Центра". В число этих точек входит торговый павильон.
30.06.2015 г., как указывается в письменных объяснениях, в ООО "ЭнергоПрофи" поступило уведомление от ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" о прекращении договорных отношений с ОАО "ДСК" в отношении вышеуказанных точек поставки.
Таким образом, по мнению ООО "ЭнергоПрофи", на 01.07.2015 г. у гр. <_> не имелось какого-либо договора энергоснабжения торгового павильона, заключенного с какой-либо организацией или частным лицом.
Согласно письменным объяснениям ОАО "ДСК" (исх. от 09.09.2015 г. N 6/4936) по настоящему делу, данная организация не является энергоснабжающей, либо сетевой и не производит, не продает, не оказывает тарифицированных услуг по передаче электрической энергии.
Также в объяснениях указывается, что взаимоотношения между ОАО "ДСК" и гр. <_> осуществлялись на основании договора от 18.03.2009 г. Данный договор, по мнению ОАО "ДСК", по своей правовой природе является общей разновидностью договора энергоснабжения, в частности договором на агентские услуги, основным предметом которого установлена обязанность потребителя осуществлять возмещение фактических затрат ОАО "ДСК" по оплате электрической энергии для нужд застройки в поселке Тенистый, в части электроснабжения торгового павильона.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 428-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО "ЭнергоПрофи" по необоснованному прекращению с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона, что привело к ущемлению интересов гр. <_> в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
При этом частью 5 указанной нормы установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 26.12.2014 N 59/10 утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2015-2019 годы, в том числе и для территориальной сетевой организации ООО "ЭнергоПрофи".
Учитывая изложенное, в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО "ЭнергоПрофи", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
Основания и порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно абзацу 2 пункта 121 Основных положений в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.
В соответствии с абзацем 3 пункта 121 Основных положений при выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.
Согласно пункту 192 Основных положений по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Пунктом 193 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться:
данные:
о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии;
о приборах учета на момент составления акта;
о дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должно присутствовать лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
В пункте 2 Правил содержится исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
При этом прекращение либо ограничение режима потребления электрической энергии по какому-либо иному основанию, не предусмотренному в пункте 2 Правил не допускается.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что 17.06.2015 г. гр. <_> обратилась в ООО "ЭнергоПрофи" с просьбой заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В этот же день ООО "ЭнергоПрофи" письмом (исх. N 09/06) ответило гр. <_> о том, что ей необходимо предоставить документы, подтверждающие факт технологического присоединения к электрическим сетям данной организации.
18.06.2015 г. гр. <_> обратилась в ООО "ЭнергоПрофи" для получения запрашиваемых документов (акт о технологическом присоединении торгового павильона, акт разграничения балансовой принадлежности сторон, акт обследования прибора учета электрической энергии в торговом павильоне).
08.07.2015 г. ООО "ЭнергоПрофи" в ответ на указанное обращение направило письмо (исх. N 02/07) с приложением дубликатов указанных в обращении гр. <_> от 18.06.2015 г. документов. В своем письме ООО "ЭнергоПрофи" указало, что при отсутствии заявки на заключение договора с энергосбытовой компанией 10.07.2015 г. подача электрической энергии на объект, расположенный по адресу: <_> будет прекращена.
Однако у гр. <_> на момент получения указанного письма имелся заключенный и действующий с ОАО "ДСК" Договор.
В материалах дела имеются копии квитанций об оплате потребленной электрической энергии по указанному договору (за период с января 2015 г. по июль 2015 г.).
Между тем, 10.07.2015 г. ООО "ЭнергоПрофи" ввело режим ограничения потребления электрической энергии в отношении торгового павильона, о чем был составлен акт о введении режима ограничения потребления электрической энергии от 10.07.2015 г., б/н, в отсутствии представителя потребителя (гр. <_>).
При этом доказательств уведомления потребителя (гр. <_>) о месте и времени составления указанного акта ООО "ЭнергоПрофи" в материалы настоящего дела не предоставлено.
В связи с этим, акт о введении режима ограничения потребления электрической энергии от 10.07.2015 г. составлен ООО "ЭнергоПрофи" в одностороннем порядке (сведения о присутствии гр. <_> при составлении акта ООО "ЭнергоПрофи" в акте отсутствуют).
Помимо этого, в силу пунктов 121,192,193 Основных положений, ООО "ЭнергоПрофи", в случае выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии со стороны гр. <_> обязано было по данному факту составить акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указать необходимые сведения, которые предусмотрены пунктом 193 Основных положений.
Однако доказательств составления указанного акта и выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии гр. <_> ООО "ЭнергоПрофи" в материалы дела также не предоставлено.
Таким образом, ООО "ЭнергоПрофи" ввело 10.07.2015 г. полное ограничение режима потребления в отношении торгового павильона с нарушением установленной пунктами 121,192,193 Основных положений процедуры.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что основанием прекращения ООО "ЭнергоПрофи" с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона, как следует из письма ООО "ЭнергоПрофи" (исх. от 18.07.2015 г. N 02/07) послужило отсутствие у гр<_> заявки на заключение договора поставки электрической энергии с энергосбытовой организацией.
Вместе с тем, такого основания для прекращения сетевой организацией электроснабжения как отсутствие заявки на заключение договора поставки электрической энергии с энергосбытовой организацией пунктом 2 Правил не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах прекращение ООО "ЭнергоПрофи" с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона является необоснованным.
С учетом этого, довод ООО "ЭнергоПрофи" о том, что режим ограничения потребления электрической энергии торгового павильона введен 10.07.2015 г. по факту бездоговорного потребления электрической энергии является несостоятельным.
Одновременно с этим, доводы ООО "ЭнергоПрофи" о получении копии обращения ОАО "ДСК" гарантирующему поставщику с просьбой исключить из действующего договора энергоснабжения (от 01.02.2013 г. N 141) все точки поставки, в число которых входит торговый павильон, а также получении от ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" уведомления о прекращении договорных отношений с ОАО "ДСК" отклоняются Комиссией Управления как несостоятельные, поскольку ни ООО "ЭнергоПрофи", ни ОАО "ДСК" в материалы дела не предоставлены доказательства надлежащего уведомления гр. <_> о расторжении с ней Договора в порядке, предусмотренном абзацем 7 Договора.
Доводы, указанные в объяснении ОАО "ДСК" о том, что договор от 18.03.2009 г. по своей правовой природе является договором на агентские услуги, основным предметом которого установлена обязанность потребителя осуществлять возмещение фактических затрат ОАО "ДСК" не соответствуют действительности, поскольку согласно предмету указанного договора Абонент (ОАО "ДСК") обязуется передавать электрическую энергию и мощность для нужд нежилого помещения (кафе), находящегося в собственности Субабонента (гр. <_>). Субабонент обязуется оплачивать электрическую энергию за расчетный период, в соответствии с ежемесячными актами снятия показаний электросчетчиков, исходя из тарифов, утвержденных уполномоченным органом и используемым гарантирующим поставщиком (МУП "Воронежская Горэлектросеть").
В связи с этим, из предмета и содержания указанного договора следует, что данный договор является договором оказания услуг по передаче электрической энергии, а не агентским договором.
Согласно предоставленной гр. <_> информации в результате действий ООО "ЭнергоПрофи" по необоснованному прекращению с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона были ущемлены ее интересы как потребителя, поскольку в указанном павильоне осуществляется торговля продуктами питания, в том числе скоропортящимися. Хранение указанных продуктов осуществляется в холодильных ларях, витринах и шкафах, подключенных к источникам тока 220 В. Конструкция техники позволяет отключать их на срок от 1 до 6 часов. Более длительное время отключения приводит к полной порче продуктов питания и как следствие убытков на расходы по утилизации указанных продуктов. Также отсутствие электрической энергии не позволяет использовать торговый павильон по его прямому назначению.
Вместе с тем, незаконные действия ООО "ЭнергоПрофи" привели к расторжению с гр. <_> договоров с поставщиками продуктов питания и арендаторами торговой площади.
С учетом изложенного, действия ООО "ЭнергоПрофи" по необоснованному прекращению с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона, принадлежащего гр. <_> что привело к ущемлению ее интересов являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В целях пресечения нарушения и предупреждения ООО "ЭнергоПрофи" требований Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ООО "ЭнергоПрофи" доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
2. Признать действия ООО "ЭнергоПрофи" по необоснованному прекращению с 10.07.2015 г. электроснабжения торгового павильона, расположенного по адресу: <_> принадлежащего гр. <_> что привело к ущемлению ее интересов злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО "ЭнергоПрофи" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО "ЭнергоПрофи" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии С.В. Михин
С.В. Крамаренко
Н.В. Русаленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 428-10К (опубликовано 25 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016