Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 26 февраля 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе
Председатель |
- |
Бугаев ДВ |
Заместитель руководителя управления начальник отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии |
- |
Нестеренко ЕВ |
Начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Розгон ВВ |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Красильникова ЕИ |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Емельянова ГС |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
рассмотрела дело N 03-10 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования "Урдомское" (165721, Архангельская область Ленский район п Урдома ул Железнодорожная 6), Советом депутатов муниципального образования "Урдомское" (165721, Архангельская область Ленский район п Урдома ул Железнодорожная 6) части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"
В присутствии главы администрации муниципального образования "Урдомское" Марьиной ЛС - представителя ответчиков Администрации муниципального образования "Урдомское" (165721, Архангельская область Ленский район п Урдома ул Железнодорожная 6), Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" (165721, Архангельская область Ленский район п Урдома ул Железнодорожная 6).
ООО "Энергосфера", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела представителей для участия в рассмотрении дела не направило Письмом от 15.02.2010 управляющий ООО "Энергосфера" ВБ Ильин просил рассмотреть дело в отсутствие представителей общества
На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица
УСТАНОВИЛА
23.11.2009 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила информация направленная письмом Администрации муниципального образования "Урдомское" от 17.11.2009 N 1586, о предоставлении муниципальной преференции ООО "Энергосфера", а именно о передаче обществу во временное пользование и владение муниципального имущества для организации тепло- и водоснабжения населения водоотведения в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Преференция была предоставлена ООО "Энергосфера" на основании Решения Совета депутатов МО "Урдомское" от 13.10.2009 N 53 "О внесении дополнений в Решение Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2008 N 50 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2009 год".
25.01.2010 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области возбудило в отношении Администрации муниципального образования "Урдомское" и Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" дело N 03-10 по признакам нарушения) части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В письме от 05.02.2010 N 90 Администрация муниципального образования "Урдомское" указала что муниципальная преференция была предоставлена ООО "Энергосфера" в порядке предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Совета депутатов МО "Урдомское" от 13.10.2009 N 53 "О внесении дополнений в Решение Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2008 N 50 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2009 год", те в случае когда предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление преференции не требуется
Совет депутатов муниципального образования "Урдомское" письмом от 09.02.2010 N 5 сообщил что принимая решение от 13.10.2009 N 53, Совет депутатов исходил из необходимости предоставления услуг водоснабжения и теплоснабжения а также отсутствия в законодательстве прямого запрета на включение в решение о бюджете положения о передаче объектов муниципальной собственности в качестве преференции
В заседании Комиссии 18.02.2010 глава администрации муниципального образования "Урдомское" подчеркнула что имущество было передано ООО "Энергосфера" в целях организации теплоснабжения и водоснабжения в отсутствие других организаций заинтересованных в оказании данных услуг
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего
Решением Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 13.10.2009 N 53 решение Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2008 N 50 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2009 год" было дополнено пунктом 12.1 следующего содержания "В целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установить размер муниципального имущества для предоставления муниципальной преференции путем передачи объектов муниципального имущества по договору аренды для организации обеспечения тепло-, водоснабжения населения без проведения торгов
Здание котельной с дизельной электростанцией (реестровый номер 2-00557);
Водонапорная башня (реестровый номер 2-00558);
Теплосети протяженностью 4116 пм (реестровый номер 2-00559);
Сети водопроводные протяженностью 4200 пм (реестровый номер 2-00560).
Определить получателя преференции ООО "Энергосфера".
10.11.2009 Администрацией МО "Урдомское" и ООО "Энергосфера" был заключен договор аренды объектов муниципального имущества N 54/09, в соответствии с которым Администрация МО "Урдомское" передала ООО "Энергосфера" во временное пользование и владение муниципальное имущество для организации тепло- и водоснабжения населения водоотведения в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях а именно
- здание котельной с дизельной электростанцией реестровый номер 2-00557, расположенное по адресу п Урдома ул Железнодорожная
- водонапорную башню реестровый номер 2-00558, расположенную по адресу п Урдома ул Железнодорожная
- теплосети протяженностью 4116 пм, реестровый номер 2-00559, расположенные по адресу п Урдома ул Железнодорожная Ленина Центральная Молодежная Мира
- сети водопроводные протяженностью 4200 пм, реестровый номер 2-00560, расположенные по адресу п Урдома ул Железнодорожная
На основании пункта 7.1 договора аренды объектов муниципального имущества от 10.11.2009 N 54/09, договор действует с момента подписания до 31.12.2009. Договор пролонгируется сроком до 15.06.2010 при условии установления преференции арендатору
Согласно пункту 14 Решения Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 15.12.2009 N 54 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2010 год", был установлен размер муниципального имущества для предоставления муниципальной преференции в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем передачи объектов муниципального имущества по договору аренды для организации обеспечения тепло-, водоснабжения населения без проведения торгов Получателем преференции было определено ООО "Энергосфера".
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям а также государственным внебюджетным фондам Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению ограничению устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка установленного главой 5 настоящего Федерального закона
Государственная или муниципальная преференция в целях предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции", предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа за исключением случаев если такая преференция предоставляется на основании федерального закона законов субъектов Российской Федерации о бюджете нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя (пункт 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
С учетом изложенного пункт 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" применяется только в отношении преференций предоставляемых в денежной форме
Кроме того в согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135?ФЗ "О защите конкуренции" предоставление преференции не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции
Под теплоснабжением понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей в том числе поддержание тепловой мощности В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения При этом положение хозяйствующего субъекта рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств предназначенных для выработки тепловой энергии Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предназначенными для теплоснабжения (котельные тепловые сети и тп).
Передача в пользование котельных и иных объектов теплоснабжения без проведения торгов может привести к недопущению конкуренции в том числе конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения
Водоснабжение представляет собой технологический процесс обеспечивающий забор подготовку транспортировку и передачу воды потребителям Организация указанного технологического процесса требует наличия водоприемных (водоподъемных) сооружений насосных станций очистных сооружений резервуаров воды водопроводных и канализационных сетей
Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предназначенными для водоснабжения в тч инженерным сетям
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента предлагающего наилучшие условия что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества
Решение Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 13.10.2009 N 53 "О внесении изменений в решение Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2008 N 50 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2009 год" и пункт 14 Решения Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 15.12.2009 N 54 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2010 год" противоречат требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку указанные акты могут привести к недопущению конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения рынок услуг водоснабжения п Урдома
Действия Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" (принятие решений от 13.10.2010 N 53, от 25.12.2008 N 54) и Администрации муниципального образования "Урдомское" (заключение договора аренды объектов муниципального имущества от 10.11.2009 N 54/09 и фактическая передача объектов теплоснабжения объектов водоснабжения) по предоставлению ООО "Энергосфера" муниципальной преференции с нарушением порядка предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа противоречат пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА
1. Признать Совет депутатов муниципального образования "Урдомское" нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135?ФЗ "О защите конкуренции". Правонарушение выразилось в принятии актов (решение Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 13.10.2009 N 53 "О внесении изменений в решение Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2008 N 50 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2009 год", пункт 14 решения Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 15.12.2009 N 54 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2010 год"), которые приводят или могут привести к недопущению конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения рынок услуг водоснабжения п Урдома а также в действиях по предоставлению ООО "Энергосфера" муниципальной преференции с нарушением порядка предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа
2. Признать наличие нарушения требований пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации муниципального образования "Урдомское" по предоставлению ООО "Энергосфера" муниципальной преференции с нарушением порядка предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа выразившегося в заключении с ООО "Энергосфера" договора аренды объектов муниципального имущества от 10.11.2009 N 54/09 и фактической передаче объектов теплоснабжения объектов водоснабжения
3. Выдать Совету депутатов муниципального образования "Урдомское" предписание о внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 15.12.2009 N 54 "О бюджете муниципального образования "Урдомское" на 2010 год", а именно об исключении пункта 14 указанного решения
Установить срок исполнения предписания - до 05 апреля 2010 года
Срок представления информации об исполнении предписания - до 12 апреля 2010 года
4. Выдать администрации муниципального образования "Урдомское" предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции а именно осуществить передачу муниципального имущества в порядке предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установить срок исполнения предписания - до 17 мая 2010 года
Срок представления информации об исполнении предписания - до 24 мая 2010 года
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждения в отношении должностного лица Администрации Муниципального образования "Обозерское" дела об административном правонарушении предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016