Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 9 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N35 возбужденное по признакам нарушения ОАО "МРСК Северного Кавказа" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Основанием для возбуждения дела N35 в отношении ОАО "МРСК Северного Кавказа" послужил поступивший в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю из ФАС России акт по результатам контрольного мероприятия. Актом по результатам контрольного мероприятия было установлено, что ОАО "МРСК Северного Кавказа" отказало в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии ООО КСЭ "Прометей-1".
Представитель ООО КСЭ "Прометей-1" поддержал заявленные требования и предоставил письменные пояснения по факту возбужденного дела.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" представило письменные пояснения и пояснило, что ООО КСЭ "Прометей-1" обращалось с требованием заключить договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго". ОАО "МРСК Северного Кавказа" указало, что данный договор не может быть заключен, т.к. точки поставки совпадают с точками поставки, в отношение которых имеется два действующих договора.
Между ОАО "Махачкалинские горэлектросети" и ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" имеется действующий договор купли-продажи электрической энергии с энергоснабжающей организацией от 01.07.2007 N2-ЭО, точки поставки по которому определены на границе балансовой принадлежности ОАО "Махачкалинские горэлектросети" и филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго". В свою очередь, ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" урегулировало в интересах ОАО "Махачкалинские горэлектросети" отношения по передаче электрической энергии до точек поставки, определенных в договоре купли-продажи электрической энергии с энергоснабжающей организацией от 01.07.2007 N2-ЭО, с филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2008 N13/2008 ДЭ.
В связи с этим, письмом от 12.12.2008 N01/1768 ОАО "МРСК Северного Кавказа" отказало ООО КСЭ "Прометей-1" в заключении договора по причине отсутствия технологического присоединения потребителей электрической энергии г. Махачкалы к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации и наличием договорных отношений с ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", поставляющим электрическую энергию ОАО "Махачкалинские горэлектросети" в тех же точках поставки, которые были заявлены ООО КСЭ "Прометей-1".
Также, отсутствие договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии не влияет на выход ООО КСЭ "Прометей-1" на оптовый рынок электроэнергии. Данная позиция была поддержана Комиссией при Наблюдательном совете НП "Совет рынка" при рассмотрении жалобы ООО КСЭ "Прометей-1" на действия ОАО "МРСК Северного Кавказа".
Кроме того, между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть" 1 апреля 2010 г. заключен договор аренды имущества N101/2010 согласно которому, ОАО "Дагэнергосеть" переданы во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории Республики Дагестан.
Комиссия Ставропольского УФАС России рассмотрела имеющиеся материалы дела, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" является энергосетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим предприятию распределительным сетям. Услуги по передаче электрической энергии, не могут быть заменены в потреблении никакими другими услугами (товарами, работами) и являются естественно-монопольными согласно ст. 4 ФЗ РФ "О естественных монополиях". ОАО "МРСК Северного Кавказа" включено в Реестр субъектов естественных монополий.
15 апреля 2008 года ООО "Энергосбыт-1" и ООО КСЭ "Прометей-1" заключили договор купли-продажи электрической энергии и мощности N2008-1/РД-М. ООО КСЭ "Прометей-1" 28.04.2008 г. направило в адрес ОАО "Дагэнерго" оферту с предложением заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ОАО "Дагэнерго" с приложением проекта договора и иных предусмотренных документов.
В ответ на оферту 04.05.2008 г. ООО КСЭ "Прометей-1" был получен ответ от филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго", в котором содержались сведения о том, что в представленных документах нет необходимых сведений в соответствии с п.п. "а" ст. 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861. После повторного представления ООО КСЭ "Прометей-1" необходимых документов от филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Дагэнерго" был получен ответ от 26.05.2008 г. N01-03/432 согласно которому ОАО "Дагэнерго" с 01 апреля 2008 года стало филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" и для заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии ООО КСЭ "Прометей-1" необходимо обратиться в ОАО "МРСК Северного Кавказа".
Письмом от 18.09.2008 г. ООО КСЭ "Прометей-1" направило в адрес ОАО "МРСК Северного Кавказа" проект договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии на подписание.
В ответ 08.10.2008 г. общество предложило представить ООО КСЭ "Прометей-1" документы, предусмотренные пунктами 13 и 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и документы, подтверждающие заключение договора в отношении потребителей электрической энергии, технологически присоединенных к электрическим сетям.
ООО КСЭ "Прометей-1" 12 ноября 2008 года представляет обществу дополнительные документы и оферту на заключение договора.
Однако, письмом от 12.12.2008 г. N 01/1768 ОАО "МРСК Северного Кавказа" отказало ООО КСЭ "Прометей-1" в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении заявленных точек поставки.
По данному факту ООО КСЭ "Прометей-1" самостоятельно обратилось в суд о понуждении ОАО "МРСК Северного Кавказа" заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям его филиала в Республике Дагестан - "Дагэнерго" - на условиях, изложенных в офертах от 18.09.2008 и 12.11.2008 года.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу NА-15-2272/2008 от 20.02.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009, требования ООО КСЭ "Прометей-1" удовлетворены: суд обязал ОАО "МРСК Северного Кавказа" заключить с обществом договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, предложенных истцом в офертах от 18.08.2008 и 12.11.2008.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа 26.08.2009 г. судебные акты оставлены в силе.
Таким образом, тремя инстанциями арбитражных судов признаны незаконными действия ОАО "МРСК Северного Кавказа" по уклонению от заключения с ООО КСЭ "Прометей-1" договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункта 5 части 1 Статьи 10 Закона о защите конкуренции - Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
ОАО "МРСК Северного Кавказа" злоупотребило доминирующим положением путем уклонения от заключения с ООО КСЭ "Прометей-1" договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключение которого для ОАО "МРСК Северного Кавказа" как сетевой организации обязательно в силу закона.
Разделом II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N861) определен порядок заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Действия сетевой организации после получения заявки от потребителя определены п.п. 20-21 Правил, а именно: сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения. То есть ОАО "МРСК Северного Кавказа" не исполнило требования действующего законодательства по соблюдению сроков оформления договорных отношений с потребителем услуг с сентября 2008 г. и в последующем продолжило данное нарушение.
Кроме того, в материалы дела ООО КСЭ "Прометей-1" было представлено письмо МИНЭНЕРГО России от 22.03.2010 г. N09-334, в которым дается оценка вопроса заключения договора услуг по передаче электрической энергии и говорится, что в целях недопущения нарушения действующих норм законодательства РФ, ОАО "МРСК СК", в лице ОАО "Холдинг МРСК", поручено обеспечить меры, направленные на заключение договора на передачу электроэнергии.
В свою очередь, ОАО "Холдинг МРСК" письмом от 18 марта 2010 г. N ГБ-847 "О заключении договора с ООО "Прометей-1", дало поручение ОАО "МРСК Северного Кавказа" обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ "Прометей-1". При этом ОАО "Холдинг МРСК" считает, что не заключение договора является недопустимым нарушением положений действующего законодательства.
Данные выводы МИНЭНЕРГО России и ОАО "Холдинг МРСК" подтверждают факт необоснованного отказа ОАО "МРСК СК" в заключении договора, и такие действия являются нарушением норм действующего законодательства.
Комиссией было установлено, что между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Дагэнергосеть" 1 апреля 2010 г. был заключен договор аренды имущества N101/2010 согласно которому, ОАО "Дагэнергосеть" переданы во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории Республики Дагестан. На данный момент услуги по передаче электрической энергии предоставляет ОАО "Дагэнергосеть", и ОАО "МРСК Северного Кавказа", соответственно, не является сетевой организацией.
В то же время договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии может быть заключен только с сетевой организацией, согласно Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861. Поскольку ОАО "МРСК СК" на момент вынесения решения не является сетевой организацией, то выдача предписания об устранении допущенных нарушений и заключении указанного договора не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ул. Подстанционная, 18, пос. Энергетик, г. Пятигорск, 357506) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части необоснованного отказа от заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ "Прометей-1".
В связи передачей ОАО "МРСК Северного Кавказа" электросетевого комплекса Республики Дагестан в аренду ОАО "Дагэнергосеть" и неоказания услуг по передаче электрической энергии предписание по делу N35 не выдавать.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016