Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 18 сентября 2015 г. N 05-6/1-143-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
в присутствии представителей:
- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области Родильный дом N 5 (далее - Заказчик),
- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Уполномоченный орган),
в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООД "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" (далее - Заявитель),
рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 11.09.2015 поступила жалоба Заявителя, полагающего, что при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы регистрации отоакустической эмиссии для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области Родильный дом N 5 нарушены требования Закона в части несоответствия положения документации требованиям Закона и установления требований к товару таким образом, что ими ограничивается возможность поставки товаров российского происхождения. Так, Заявитель указывает на то, что всем установленным в документации об аукционе требованиям к техническим характеристикам товара соответствует товар иностранного производства - "OtoRead", при этом не учитывается наличие на рынке товара отечественного производства "Нейро-Аудио-Скрин/ОАЭ"; установленные требования не позволяют предложить эквивалентный товар со схожими или незначительно отличающимися характеристиками, в то же время обладающими одинаковыми потребительскими свойствами.
Заказчик возразил против доводов, изложенных в жалобе, указал на значимость и объективность установленных к товару требований, считает доводы жалобы несостоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, вместе с тем письменные пояснения по существу жалобы, об объективности и значимости таких требований - несмотря на требования, установленные в уведомлении о рассмотрении жалобы, не представил.
Уполномоченный орган поддерживает доводы Заказчика, представил письменные пояснения, также сообщил об отмене закупки.
Из представленных документов следует, что заказчиком, уполномоченным органом принято решение об отмене определения поставщика.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:
30.08.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136200003615006083 о проведении электронного аукциона на поставку системы регистрации отоакустической эмиссии для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области Родильный дом N 5 и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 373 578,00 руб.
10.09.2015 на официальном сайте уполномоченным органом размещено извещение об отмене определения поставщика на основании решения заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки являются Система регистрации отоакустической эмиссии; код согласно ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности - 33.10.12.127.
Согласно части 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 25.03.2015 N 155 определило условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 155), в том числе изделий медицинских, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 - 33.10).
Таким образом, действия Приказа N 155 распространяются на оспариваемый аукцион.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа.
Системный анализ вышеизложенных нормативных положений позволяет Комиссии сделать вывод о том, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, определенных Приказом N 155, при установлении требований к таким товарам, работам, услугам, заказчик, уполномоченный орган обязаны учитывать наличие на рынке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения; в противном случае не будут достигнуты цели, установленные статьями 1 и 14 Закона.
Как следует из содержания документации об аукционе, заказчик, уполномоченный орган формально учитывают требования Приказа N 155; так, пунктом 18 Информационной карты предусмотрены условия предоставления преференций в соответствии с Приказом.
Из жалобы следует, что на рынке медицинских изделий существует товар российского происхождения - "Нейро-Аудио-Скрин/ОАЭ".
Заказчик пояснил о том, что при установлении требований к товару им учитывались характеристики известных заказчику товаров только иностранного производства: OtoRead (производитель: INTERACOUSTICS A/S, Дания); ERO-SCAN (производитель: Maico Diagnostic, Германия); AccuScreen T (производитель: GN Otometrics, Дания); как пояснил представитель заказчика - при этом он ориентировался на находящийся в эксплуатации в медицинском учреждении аппарат OtoRead, о наличии товара российского происхождения ему не было известно.
Предоставленные документы свидетельствует о том, что установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к товару исключают возможность допуска к участию в аукционе участника закупки в случае предложения им к поставке товара российского происхождения (по имеющейся у Комиссии из жалобы Заявителя информации таким товаров является прибор "Нейро-Аудио-Скрин/ОАЭ"); при этом Заказчиком не представлены письменные пояснения и доказательства того, что характеристики товара, исключающие возможность поставки товара российского происхождения, являются для заказчика значимыми, и что описание объекта закупки носит объективный характер.
В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона и части 4 статьи 14 Закона.
В связи с тем, что заказчиком и уполномоченным органом принято решение об отмене определения поставщика, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" обоснованной.
2. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области Родильный дом N 5 и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области Родильный дом N 5 и Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области не выдавать в связи с отменой определения поставщика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 18 сентября 2015 г. N 05-6/1-143-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016