Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 16 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Филатова Е.А. |
- |
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N623-ФАС52-Р-5,28-07/05-10, возбужденное в отношении ООО "Альфа-Трэвэл" по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии: представителя ООО "Альфа-Трэвел" по доверенности от 04.05.2010 Nб/н - Перевозчиковой И.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Панкратовой Г.К. (вх.N1362 от 06.04.2010) по поводу деятельности ООО "Альфа-Трэвэл", направленное в адрес Нижегородского УФАС России Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг по Нижегородской области.
К заявлению прилагалась копия рекламного сообщения, распространяемого ООО "Альфа-Трэвэл" в виде листовки в феврале - марте 2010 года на территории Нижнего Новгорода, из содержания которого следовало, что возможно оформить туристическую путевку в кредит. Однако, указание в рекламе на конкретную кредитную организацию, предоставляющую финансовую услугу, отсутствовало.
04 мая 2010 года Нижегородское УФАС России возбудило дело N623-ФАС52-Р-5,28-07/05-10 в отношении ООО "Альфа-Трэвэл" по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Изучив материалы дела N623-ФАС52-Р-5,28-07/05-10, представленные документы, выслушав объяснения представителя ООО "Альфа-Трэвэл", Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В январе - июне 2010 года ООО "Альфа-Трэвэл" распространяло на территории Нижнего Новгорода рекламное сообщение в виде листовок, содержащих следующую информацию: "Добро пожаловать в мир отдыха Альфа-Трэвэл_ Отдых по всему миру. В программе выставки входит ознакомление с услугами компании: путевки в кредит для семейных пар, рождественские туры_".
Частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться услугой пользования курортной жилой площадью, в том числе и получения кредита.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей 819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций. В силу статей 822, 823 ГК РФ товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.
На рассмотрении дела представитель ООО "Альфа-Трэвэл" сообщил, что Общество осуществляет предоставление потребителям коммерческого кредита в виде рассрочки платежа на оплату оказываемых обществом туристических услуг, в подтверждение представлена копия договора возмездного оказания услуг по обеспечению права пользования курортной жилой площадью NSTN-02/0116.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что из текста рекламного объявления невозможно установить, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (рассрочка платежа) или банковском. Также в рекламе отсутствуют сведения о лице, которое осуществляет предоставление кредита: ООО "Альфа-Трэвэл" в форме рассрочки платежа, либо финансовая организация в виде банковского кредита.
Отсутствие в тексте рекламы существенных условий предоставляемой услуги искажает смысл информации и вводит потенциальных потребителей в заблуждение, так как не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, принять решение о необходимости приобретения услуги на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
Таким образом, реклама ООО "Альфа-Трэвэл" нарушает требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО "Альфа-Трэвэл" является рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения, следовательно, несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела ООО "Альфа-Трэвэл" не признало нарушение ФЗ "О рекламе". Представитель Общества сообщил, что Приказом от 02.04.2010 N1 утвержден макет рекламных листовок, в котором отсутствует слово "кредит", при этом в рассматриваемых рекламных листовках слово "кредит" зачеркнуто.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Альфа-Трэвэл" предписание об устранении нарушений ФЗ "О рекламе", так как Общество не представило доказательств уничтожения рекламных листовок, содержащих нарушение законодательства, а также оригинал рекламной листовки, распространяемой Обществом в настоящее время.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО "Альфа-Трэвэл" поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Альфа-Трэвэл" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО "Альфа-Трэвэл".
Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N623-ФАС52-Р-5,28-07/05-10
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
16 июня 2010 года г.Н.Новгород
<_>
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Трэвэл" в срок до 29 июня 2010 года прекратить нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", а именно прекратить распространение рекламы услуги пользования курортной жилой площадью без указания сведений о лице, осуществляющем предоставление кредита.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Трэвэл" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июня 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 16 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016