Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 18 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело N 6410/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинской техники "Невотон" "Вам вернет здоровье он, чудо - лекарь "Невотон", размещенной в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13 марта 2010 года, содержащей признаки нарушения пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рек-ламе, - индивидуального предпринимателя;
- заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Про Город" (далее - ООО "Про Город"), расположенного по адресу: г. Киров, ул. Молодой Гвардии, дом 43"Б", - пред-ставитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом, установила:
В Ульяновское УФАС России для рассмотрения поступили материалы Кировского УФАС России (исх. N840/04 от 19.04.2010) по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе обращение члена Кировской региональной общественной организации "Моло-дежная общественная палата" ХХХХХ. Из указанных материалов следует, что в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010 на странице 20 опубликована реклама в виде статьи "Вам вернет здоровье он, чудо - лекарь "Невотон". Учредителем газеты "PROГОРОД" является ООО "Про Город" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 43-167 от 30.10.2009).
В указанной рекламе утверждается: "Только 20 марта! Выставка-продажа "Невотона", а также консультация по его применению состоятся в Кирове в областной филармонии с 9 до 10 ч. Цена: 1500 руб. Для пенсионеров и инвалидов - 1300 рублей".
По нижнему краю рекламы размещена предупредительная надпись следующего содержания: "Имеются противопоказания. Перед применением необходимо внимательно изучить инструкцию или получить консультацию специалиста".
В соответствии с п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама медицин-ской техники (с учетом ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О рекламе") не должна: создавать представ-ление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования (п. 4); способствовать соз-данию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (п. 6); создавать впечатление ненужности обращения к врачу (п. 7).
Рекламная статья "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон", размещенная в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, содержит ссылку на факт проведения исследования объекта рекламирования, создает впечатление у потребителей рекламы о ненужности обращения к врачу, способствует созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения рекламируе-мого прибора.
Усмотрев в рекламе медицинской техники "Невотон" "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон" признаки нарушения п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", Ульяновское УФАС России определением от 11.05.2010 возбудило дело N 6410/05-2010. К участию в деле в каче-стве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Феде-рации о рекламе, привлечен Предприниматель, в качестве заинтересованного лица - ООО "Про Город". Рассмотрение дела назначено на 26.05.2010.
26.05.2010 на рассмотрение дела Предприниматель. не явился, запрошенные определением от 11.05.2010 документы и сведения не представлены. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение надлежащего уведомления предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела.
В письменных пояснениях по делу (вх. N 4077 от 20.05.2010, вх. N 4219 от 26.05.2010) ООО "Про Город" пояснило, что между обществом и Предпринимателем. заключен договор N1 от 01.12.2009 на производство и размещение рекламных и информационных материалов в информаци-онно-рекламном еженедельнике "PROГОРОД". Ответственность за нарушение рекламного законо-дательства в данном случае несет рекламодатель - Предприниматель. Оригинал-макет рекламы пре-доставлен в готовом виде Предпринимателем. Со стороны рекламораспространителя нарушения за-конодательства о рекламе не допущено. Также от ООО "Про Город" поступило ходатайство о рас-смотрении дела без участия представителя общества (вх. N 4106 от 21.05.2010).
Определением от 26.05.2010 срок рассмотрения дела N 6410/05-2010 продлен до 09.07.2010, рассмотрение дела назначено на 18.06.2010.
На заседании Комиссии 18.06.2010 и в письменном объяснении по делу (вх. N 4628 от 15.06.2010) Предприниматель пояснил, что нарушений в опубликованной в газете "PROГОРОД" (г. Киров) рекламной статье о приборе "Невотон" не усматривает. Интервью специалиста Института экологии человека кандидата технических наук Головина Николая Ивановича было взято на сайте, адрес сайта предприниматель не помнит.
От ООО "Про Город" поступило ходатайство о рассмотрении дела 18.06.2010 без участия представителя общества (вх. N 4492 от 08.06.2010).
Исследовав материалы дела N 6410/05-2010, заслушав пояснения Предпринимателя, Комис-сия приходит к выводу о необходимости признать рекламу медицинской техники "Невотон" "Вам вернет здоровье он, чудо - лекарь "Невотон", размещенную в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13 марта 2010 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, рас-пространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирова-ния - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или прода-вец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение вни-мания к которым направлена реклама.
В рекламе "Вам вернет здоровье он, чудо - лекарь "Невотон" приводится интервью ведущего специалиста Института экологии человека кандидата технических наук Головина Н.И., который не является специалистом в области медицины.
Однако Головин Н.И. в рекламе дает разъяснения о лечебном эффекте использования прибора "Невотон": "Основа лечебного эффекта "Невотона" заключается в улучшении кровообращения и состояния кровеносных сосудов. Отсюда и разноплановость его использования. Ведь правиль-ная доставка крови, а с ней и питательных веществ во многом определяет работу всех органов человека, состояние нервной системы, костей и суставов". Далее Головин Н.И. объясняет, как устройство за несколько месяцев применения снижает давление у гипертоников, и приводит в рекла-ме список заболеваний, которые были исследованы в ходе клинических испытаний.
В конце рекламной статьи Головин Н.И. подводит итог: "Добавлю лишь, что человек, поль-зующийся "Невотоном", существенно экономит деньги на приобретение лекарственных препа-ратов, а это очень немаловажно в наше время".
Таким образом, в рекламе "Вам вернет здоровье он, чудо - лекарь "Невотон" приводятся аргу-менты по поводу возможности самостоятельного использования прибора "Невотон" (ненужности об-ращения к врачу), поскольку прибор излечивает от многих заболеваний, и улучшение наступает за время от нескольких минут до нескольких месяцев.
В рекламе содержится перечень заболеваний, которые лечит "Невотон". В данном перечне приводятся свойственные здоровому человеку состояния, такие как утомляемость, головные боли, отек ног, стрессовые состояния, что создает у здоровых людей впечатление о необходимости приоб-ретения и применения прибора.
Производителем устройства - аппликатора магнитостимулирующего "Невотон МК-37", "Не-вотон МК-37.1", "Невотон МК-37.2" является общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "НЕВОТОН", расположенное по адресу: 192012, г. Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, дом 25, корп. 3.
Согласно регистрационному удостоверению N 29/23010203/5267-03 от 15.05.2003, выданному Министерством здравоохранения Российской Федерации, устройство-аппликатор магнитостимули-рующий "Невотон" ("Невотон МК-37", "Невотон МК-37.1", "Невотон МК-37.2") является изделием медицинской техники.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735, для регистрации изделия в качестве медицинской техники необходимы техниче-ские, токсикологические, медицинские испытания, подтверждающие эффективность изделия меди-цинского назначения, степень достижения изделием медицинского назначения целей своего предна-значенного использования.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" в рекламе устройства "Нево-тон" дается ссылка на результаты испытаний, а именно на то, что заболевания, поддающиеся лече-нию прибором "Невотон" "были исследованы в ходе клинических испытаний и получили офици-альное подтверждение Минзрава РФ".
В рекламе "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон" приведены сведения о лицензии и регистрационном удостоверении: "Лицензия ФСН в СЗ и СР N 99-03-001426 от 28 февраля 2009 г. Сертификат N РОСС RU. ИМ 18.И01388 от 16 февраля 2009 г.".
В рекламной статье приведены такие утверждения: "Применять "Невотон" может и прикованный к постели инвалид, и практически здоровый бизнесмен"; "Пользоваться "Невотоном" очень просто. Достаточно приложить его к больному месту"; "Обычный результат применения "Невотона" - снижение дозы прописанных препаратов, вплоть до полного отказа от них. Так, например, у гипертоников даже с 35-летним стажем, у которых обычное давление 260/140 и препараты почти не помогают, буквально за несколько месяцев магнитотерапии давление, как правило, снижается до 130/70"; "Добавлю лишь, что человек, пользующийся "Невотоном", существенно экономит деньги на приобретение лекарственных препаратов, а это очень немаловажно в наше время".
Таким образом, реклама "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон", размещенная в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, нарушает п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", оказывает воздействие на сознание как молодого, практически здорового человека, так и людей пожилого возраста с целью приобретения рекламируемого товара, особенно из малообеспеченных слоев населения, по приемлемой цене.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая тре-бованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
Распространение рекламной статьи "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон" в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, осуществлялось на основании договора от 01.12.2009 на ин-формационное обслуживание на период с 01.12.2009 по 31.12.2010, заключенного между Предпри-нимателем. (заказчик) и ООО "Про Город" (исполнитель).
Таким образом, рекламодателем в данном случае является Предприниматель.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями зако-нодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с за-конодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Феде-рального закона "О рекламе"). Административная ответственность за нарушение ч. 1 ст. 24 Феде-рального закона "О рекламе" предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела N 6410/05-2010 факт прекращения нарушения рекламного законо-дательства, а именно распространения рекламы "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон" в том виде, в котором она опубликована в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, не подтвер-жден.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рек-ламе.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Предпринимателю. предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе в целях предотвращения дальнейшего распро-странения рекламы с нарушением п.п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон" индивидуального предпринимателя, размещенную в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13 марта 2010 года, ненадле-жащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об администра-тивном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном стать-ей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 01.07.2010.
Председатель комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 21
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
18.06.2010 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии
члены комиссии: -
на основании своего решения от 18.06.2010 по делу N 6410/05-2010 о признании рекламы "Вам вер-нет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон", размещенной в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Россий-ской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю П, проживающему по адресу: Ульяновская область, в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодатель-ства Российской Федерации о рекламе, а именно, привести рекламу "Вам вернет здоровье он, чудо-лекарь "Невотон", размещенную в газете "PROГОРОД" N 11 (316) от 13.03.2010, в соответствие с требованиями пунктов 4, 6, 7 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" (в случае дальней-шего распространения) либо прекратить ее распространение.
2. Индивидуальному предпринимателю П, проживающему по адресу: Ульяновская область, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 на-стоящего предписания до 20 июля 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения зако-нодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трех-сот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016