Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
от 18 июня 2010 г.
Резолютивная часть оглашена 17.06.2010
Решение в полном объеме изготовлено 18.06.2010
РЕШЕНИЕ
по делу N К-25/10 о нарушении законодательства о размещении заказов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления А.Ш. Женетля, членов Комиссии: начальника отдела Управления Точиева Б.Б., главного специалиста - эксперта Управления Псеуш М.Х., ведущих специалистов - экспертов Управления Хачемизовой З.К. и Хацац А.К., в присутствии представителей:
-от заявителя - ООО "Ресурс" <_> (доверенность от 16.06.2010 N9),
-от Уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации муниципального образования "Майкопский район" (далее - Уполномоченный орган) <_> (доверенность от 15.06.2010),
- рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - Заявитель) от 09.06.2010 на действия Уполномоченного органа установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 09.06.2010 поступила жалоба ООО "Ресурс" о нарушении части 9 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона N61-А на выполнение работ по строительству водопровода по ул. Вокзальная в п. Первомайский Майкопского района (далее - аукцион).
Заявитель в жалобе указал, что 28.05.2010 в документацию аукциона были внесены изменения, однако, в нарушение части 9 статьи 34 Закона о размещении заказов срок подачи заявок на участие в аукционе не был продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе (28.05.2010), до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (08.06.2010) такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Заявитель считает действия Уполномоченного органа незаконными и нарушающими права участников размещения заказа, так как в связи с сокращением сроков подачи заявок Заявителю не удалось в установленное время подать заявку на участие в аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Уполномоченным органом документы аукциона, заслушав доводы сторон, проведя внеплановую проверку размещения заказа, установила, что извещение и документация об аукционе размещены на официальном сайте Республики Адыгея (далее - сайт) 14.05.2010 (начальная (максимальная цена составляет 3484,34 тыс. руб.). Документация об аукционе утверждена главой администрации муниципального образования "Майкопский район" <_> и руководителем Управления муниципального заказа <_>
Уполномоченным органом внесены изменения в извещение относительно сроков рассмотрения заявок, которые размещены на сайте 28.05.2010.
В соответствии с частью 9 статьи 34 Закона о размещении заказов: "Заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Изменение предмета аукциона не допускается. В течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно опубликовываются в официальном печатном издании и размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения такие изменения направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней_". Аналогичное положение содержится в п. 2.4.3 документации об аукционе.
Таким образом, в соответствии с Законом о размещении заказов рассмотрение заявок после внесения изменений в документацию об аукционе, должно было состояться не ранее 13.06.2010, однако, в извещении о проведении аукциона установлено время рассмотрения заявок 08.06.2010 в 10.000, что является нарушением п. 2.4.3 документации об аукционе, части 9 статьи 34 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе внеплановой проверки размещения заказа Комиссия УФАС установила, что в документации об аукционе содержатся противоречивые требования к оформлению заявки и содержащимся ней сведениям.
Так, п. 3.5.4. документации об аукционе установлено требование в соответствии с частью 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов: "Все документы, представляемые Участниками в составе заявки на участие в аукционе, должны быть заполнены по всем пунктам. Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе". Между тем, в п. 3.5.3 документации об аукционе указано еще одно требование: "Все документы, представленные Участниками размещения заказа, должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) и скреплены соответствующей печатью в местах, где на это имеется указание (все страницы представленных документов кроме нотариально заверенных копий должны быть парафированы/завизированы руководителем или уполномоченным лицом). При подготовке заявки на участие в аукционе и документов, прилагаемых к заявке, не допускается применение факсимильных подписей. Подчистки и исправления не допускаются, за исключением исправлений, парафированных лицами, подписавшими заявку на участие в аукционе (или лицами, действующими по доверенности). Все экземпляры документов должны иметь четкую печать текстов".
Таким образом, в соответствии с частью 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, п. 3.5.4 документации об аукционе не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных указанной частью закона и пунктом 3.5.4 документации об аукционе требований к оформлению заявки на участие в аукционе, в связи с чем требование к оформлению заявки, установленное в п.3.5.3 документации об аукционе, в т.ч. о том, что все страницы представленных документов кроме нотариально заверенных копий должны быть парафированы/завизированы руководителем или уполномоченным лицом, является нарушением части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов, п. 3.5.4 документации об аукционе.
Кроме того, в п. 1.7.1 информационной карты документации об аукционе указано, что привлечение соисполнителей не допускается, что не соответствует требованиям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, т.к. кроме указанных в частях 1-3 названной статьи требований заказчик не в праве устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Между тем, в п. 8 Сведений участника о функциональных/качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг и условиях исполнения муниципального контракта (форма 1.4.2.1) указано, что участнику размещения заказа необходимо указать работы, на которые могут быть привлечены субподрядные организации (да/нет, на какие виды работ и в каком объеме(%), что является нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, т.к. требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения кроме указанных в части 2 указанной статьи не допускается.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать запрет на привлечение субподрядчиков, а также обязывать участника размещения заказа указывать в заявке на участие в аукционе сведения о привлекаемых им субподрядчиках.
В ходе проверки Комиссия УФАС установила, что в документации об аукционе (форма 1.4.2.1 - сведения участника о функциональных/ качественных характеристиках товара, качествах работ, услуг и условиях исполнения государственного контракта) Заказчик установил требование о представлении сведений об интенсивности выполнения работ в виде календарного графика производства работ с указанием сведений о количестве работающих, продолжительности выполнения работ в календарных днях (форма 1.4.6), не влияющих на качество выполнения работ, а также не являющихся качественной характеристикой результатов выполнения работ по строительству водопровода, что является нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, согласно которой: "Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается_".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N61-А от 11.06.2010 для участия в аукционе поданы 9 заявок, из которых 4 не допущены к участию в аукционе: ООО "Ритон", ООО "ДПМК Белореченская", ООО "Теплотехник", ООО "Южгазстрой".
Вместе с тем, единственным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "ДПМК Белореченская" в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.06.2010 указано: "На основании п.п. д) п.2.1. ст.35 гл. 3 ФЗ N 94-ФЗ - заявка не соответствует ст.3 п.5 Информационной карты документации об аукционе, заявка на участие в аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки" (при этом заявка ООО "М-Строй", не содержащая решения единственного учредителя об одобрении крупной сделки допущена к участию в аукционе).
В соответствии с п. 5 статьи 3 информационной карты документации об аукционе, подпунктом д) пункта 1 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
Таким образом, указанными положениями Закона о размещении заказов и документации об аукционе установлена обязанность участника размещения заказа представить в составе заявки на участие в торгах решение об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, являются для участника размещения заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не требуется. В разъяснениях Минэкономразвития России и ФАС России от 20.08.2009 указано: "_ в случае, если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то в заявке такого участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает, что указанные действия (одно из действий, в отношении которого не представлено решение) для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов".
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 46 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" положения статьи о порядке одобрения крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества. ООО "ДПМК Белореченская" имеет единственного учредителя, который осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
В связи с вышеизложенным, отказ в допуске к участию в аукционе ООО "ДПМК Белореченская" на основании непредставления в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении или о совершении крупной сделки является нарушением Единой комиссией части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В протоколе рассмотрения заявок участников размещения заказа от 11.06.2010 основаниями отказа в допуске к участию в аукционе ООО "Теплотехник" также указано непредставление в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении или о совершении крупной сделки и, кроме того, непредставление "ведомости объемов".
Вместе с тем, такой документ в составе заявки как ведомость объемов работ, необходимость представления которой указана в сведениях участника о функциональных/ качественных характеристиках товара, качествах работ, услуг и условиях исполнения государственного контракта (форме 1.4.2.1 документации об аукционе), не предусмотрен частью 2 статьи 35 Закона размещении заказов, в связи с чем указание такого основания для отказа в допуске к участию в аукционе является нарушением части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов (при этом участником размещения заказа виды и объемы работ в соответствии с техническим заданием заказчика указаны в календарном графике производства работ).
Кроме того, указание в протоколе рассмотрения заявок такого основания отказа для участия в аукционе как "заявка на участие в аукционе должна содержать ведомость объемов" является нарушением части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, согласно которой: "_Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе".
Между тем, пунктом 3.4. документации об аукционе установлены требования к описанию подлежащих поставке товаров:
"3.4.1.Описание подлежащих поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) производится в соответствии с требованиями, указанными в Информационной карте аукциона и по форме, приведенной в Разделе I.4.
3.4.2. Наименования, виды (содержание) и количество поставляемых товаров (объемы выполняемых работ/оказываемых услуг), а также сопутствующих поставке работ, указанные в Техническом задании (Часть III), в предложении Участника размещения заказа о функциональных и качественных характеристиках товаров (качестве работ/услуг) должны совпадать. В случае их несовпадения или невозможности достоверно определить соответствие товаров (работ, услуг), предлагаемых к поставке (выполнению, оказанию) Участником размещения заказа, Техническому заданию (Часть III), заявка на участие в аукционе признается несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске в соответствии с пунктом 5.3.2. настоящего Раздела".
В п.3.4.1 информационной карты документации об аукционе установлены требования к описанию выполняемых работ: "Участник размещения заказа представляет в составе заявки сведения о функциональных и качественных характеристиках работ по форме I.4.2.1., представленной в Разделе I.4. Такие сведения должны содержать подтверждения соответствия предлагаемого товара требованиям документации об аукционе".
Таким образом, ООО "Теплотехник" в приложении к предложению о функциональных и качественных характеристиках товаров (качестве работ/услуг), а именно, в календарном графике производства работ, указал виды и объемы работ в соответствии с техническим заданием документации об аукционе, в связи с чем два из трех указанных в протоколе рассмотрения заявок оснований для отказа ему в допуске к участию в аукционе являются необоснованными и противоречащими положениям Закона о размещении заказов.
Аналогичное основание для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "Юггазстрой" указано в протоколе рассмотрения заявок: "На основании п.2. ст.35 гл.3 ФЗ N 94-ФЗ - заявка не соответств. ст.3 п.6, Информационной карты документации об аукционе, заявка на участие в аукционе должна содержать ведомость объемов". Между тем, в заявке ООО "Юггазстрой", в приложении к предложению о функциональных и качественных характеристиках товаров (качестве работ/услуг), а именно, в календарном графике производства работ, указаны виды и объемы работ в соответствии с техническим заданием документации об аукционе, в связи с чем отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов и документацией об аукционе, является нарушением части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
В ходе проверки размещения заказа Комиссия УФАС установила, что заявка ООО "СтройАльянс", допущенная к участию в аукционе, не содержит документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, т.к. в составе заявки имеется только приказ о том, что <_> приступает к осуществлению обязанностей директора (подписанный им самим) на основании протокола общего собрания учредителей от 20.05.2009 N2, который в составе заявки отсутствует, что свидетельствует о необоснованном допуске к участию в аукционе указанного участника размещения заказа и является нарушением части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Кроме того, Комиссия УФАС установила, что проектная документация не размещена на сайте и не является частью документации об аукционе, ознакомление с ней участников размещения заказа также не предусмотрено документаций об аукционе исходя из того, что записано в п. 2.2.1 документации об аукционе: "При проведении аукциона какие-либо переговоры Заказчика, Единой комиссии, Уполномоченного органа с Участником размещения заказа, за исключением предоставления разъяснений положений документации об аукционе, не допускаются. В случае нарушения указанного положения аукцион может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Разъяснения положений документации об аукционе Уполномоченный орган может давать в порядке, установленном в пункте 2.2.2. настоящего Раздела".
Между тем, заявка ООО "М-Строй", допущенная к участию в аукционе, содержит ведомости объемов работ, локальные сметные расчеты, в которых подробно указаны виды работ (исходя из содержания проектной документации заказчика), отличающиеся от указанных в техническом задании заказчика, а календарный график работ содержит также виды и объемы работ, которые не совпадают по содержанию с видами работ, указанными в техническом задании заказчика.
По мнению Комиссии УФАС предоставление возможности ознакомления с проектно - сметной документацией отдельным участникам размещения заказа по месту нахождения заказчика ставит их при подготовке заявки для участия в аукционе в неравные условия, а, кроме того, приводит к нарушению п. 2.2.1 документации об аукционе.
Поскольку виды и объемы выполнения работ должны устанавливаться заказчиком на стадии утверждения документации об аукционе и должны соответствовать содержащимся в проектно - сметной документации, т.к. не могут быть изменены при заключении контракта, то при подготовке заявки участники размещения заказа должны использовать сведения, содержащиеся в документации об аукционе (в случае не размещения заказчиком на официальном сайте в сети Интернет документов, определяющих предмет размещения заказа, а именно проектно - сметной документации).
Комиссия, руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57 и на основании частей 5 и 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 решила:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 9 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 12, части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях государственного заказчика -Администрации муниципального образования "Майкопский район" нарушение частей 2.2, 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание Заказчику и Уполномоченному органу об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать руководителю Адыгейского УФАС России материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-25/10 об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов
17 июня 2010 г. г. Майкоп
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии УФАС Женетля А.Ш., членов комиссии: начальника отдела Управления Точиева Б.Б., главного специалиста - эксперта Управления Псеуш М.Х., ведущих специалистов - экспертов Управления Хачемизовой З.К. и Хацац А.К. в присутствии представителей ООО "Ресурс" ( далее - Заявитель), Управления муниципального заказа администрации муниципального образования "Майкопский район" (далее - Уполномоченный орган), на основании решения по делу NК-25/10, принятого Комиссией УФАС по итогам рассмотрения жалобы Заявителя о нарушении части 9 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона N61-А на выполнение работ по строительству водопровода по ул. Вокзальная в п. Первомайский Майкопского района (далее - аукцион), руководствуясь частями 9 и 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 предписывает:
1. Государственному заказчику - администрации муниципального образования "Майкопский район" привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов с учетом решения, принятого по делу NК-25/10 от 17.06.2010.
2. Уполномоченному органу - Управлению муниципального заказа администрации муниципального образования "Майкопский район":
- отменить протокол рассмотрения заявок N61-А-1 от 11.05.2010,
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе на пятнадцать дней со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте Республики Адыгея изменений, внесенных в документацию об аукционе, при этом направить уведомления участникам размещения заказа о возможности отозвать заявки и подать новые с учетом внесенных изменений в документацию об аукционе.
3. Государственному заказчику - администрации муниципального образования "Майкопский район" и Уполномоченному органу - Управлению муниципального заказа администрации муниципального образования "Майкопский район" в срок до 30.06.2010 представить в Адыгейское УФАС России подтверждение исполнения предписания в письменном виде.
Комиссия УФАС обращает внимание на то, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 18 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016