Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 22 июня 2010 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2010 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 16 июня 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России в составе:
Председателя Комиссии: |
И.С. Арефьевой |
руководителя Калининградского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Д.Е. Васейко |
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
|
Ю.А. Сидоровой |
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
|
М.В. Доценко |
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
рассмотрев дело N АМЗ-34/2010 по признакам нарушения гр-ом Х части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
05 апреля 2010 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС) поступило обращение депутата Калининградской областной Думы на действия гр-на Х по факту нарушения последним установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на электроэнергию.
В результате рассмотрения указанной жалобы приказом Калининградского УФАС России от 19 апреля 2010 года N 78 было возбуждено дело N АМЗ-34/2010 по признакам нарушения гр-на Х части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по его рассмотрению.
1. Существо дела в изложении Заявителя
Гр-н Х, являясь собственником подстанции мощностью 160 кВт, с 01 января 2010 года самовольно установил для жителей, подключенных к указанной подстанции, тариф на электроэнергию в размере 2,04 руб./кВт/час и требует оплачивать предоставляемые им услуги по указанному тарифу.
22 марта 2010 года гр-Х в устной форме предупредил Заявителя о том, что в случае отказа оплачивать предоставляемую им услугу по установленному им тарифу, он будет отключен от энергоснабжения.
Размер установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области тарифа на электрическую энергию для потребителей сельской местности на 2010 год составляет 1,73 руб./кВт/час. В результате завышения установленного нормативными правовыми актами тарифа на электроэнергию на 31 копейку за каждый кВт/час, ежемесячная переплата за электроэнергию составляет около 5000 рублей, что является для Заявителя существенной суммой.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 27.12.2004 г. N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно подсоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащим им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.Гр-н Х для утверждения тарифов на электрическую энергию, на услуги по передаче электроэнергии в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался, в связи с чем установленный им тариф на электроэнергию в размере 2,04 руб./кВт/час является незаконным.
Заявитель считает, что действиями гр-на Х., занимающего на рынке электроснабжения доминирующее положение, были ущемлены его интересы, так как он ежемесячно переплачивает за электроэнергию существенную для его семьи сумму.
2. Существо дела в изложении Ответчика
В своих письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии Ответчик пояснил, что не является индивидуальным предпринимателем и подстанция, не принадлежит ему на праве собственности. В феврале 2004 года инициативная группа жителей, в которую входил и Ответчик, приняла решение о строительстве трансформаторной подстанции (далее - ТП). Ответственным за организацию работы по подготовке документации и строительству подстанции был назначен Ответчик.
В соответствии с постановлением главы администрации МО "Гурьевский район" от 05.08.2004 г. N 1431 Ответчику было разрешено вести работы по проектированию, а затем и по прокладке линии электропередач и строительству ТП.
Указанная подстанция строилась на денежные средства жителей. Каждый вновь подключаемый к построенным электрическим сетям житель вносил частичную компенсацию затрат в строительство сетей. Со слов Ответчика, Заявитель не внес соответствующие средства в строительство электросетей, самовольно построил и сдал в эксплуатацию линию для питания принадлежащих ему домов.
12 февраля 2007 года Ответчик заключил договор энергоснабжения с ОАО "Янтарьэнерго", а в марте 2007 года ТП была введена в эксплуатацию.
По устной договоренности Ответчик присоединил в качестве субабонентов жителей к указанной подстанции, взимая с них плату за электроэнергию по тарифам, установленным на общих собраниях жителей поселка. При этом каких-либо соглашений с жителями поселка о тарифах и о стоимости предоставляемых услуг по электроснабжению Ответчик не заключал.
Тариф для граждан в размере 2,04 руб./кВт/час также был согласован и установлен Ответчиком на общем собрании жителей 08 марта 2010 года. Установленный тариф считал законным и обоснованным, так как увеличение стоимости отпускаемой электроэнергии на ТП не превышало 18%, в эту сумму входили: стоимость аренды трансформатора в ОАО "Янтарьэнерго", потери электроэнергии в электрических сетях, договор с ОАО "Янтарьэнерго" на техобслуживание высоковольтной линии и небольшая сумма на непредвиденные затраты.
Для утверждения тарифов на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче, Ответчик в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался.
В настоящее время Ответчиком принимаются меры по устранению допущенного нарушения, сбор денежных средств за электроэнергию и услуги по ее передаче с граждан с апреля 2010 года приостановлен и будет возобновлен после урегулирования данного вопроса.
3. Обстоятельства дела, установленные Комиссией
3.1. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность в сфере электроэнергетики подлежит государственному регулированию.
Субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, являются лица, осуществляющие производство электрической энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется согласно требованиям Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" посредством установления экономически обоснованных тарифов в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.
Тарифы на электрическую энергию утверждаются Правлением Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) путем рассмотрения предложений регулируемых организаций об установлении тарифов и принятия экономически обоснованных затрат.
Приказом Службы от 12.11.2009 года N 50-01э/09 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории населения, на потребительском рынке Калининградской области на 2010 год" с 01 января по 31 декабря 2010 года тариф для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, установлен 1,73 руб./кВт/час.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием при надлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, деятельность по передаче электрической энергии относится к предпринимательской деятельности, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3.2. В феврале 2004 года инициативная группа жителей, в которую входил и Ответчик, приняла решение о строительстве в поселке ТП. Ответственным за организацию работы по подготовке документации и строительству подстанции был назначен гр-н Х
В соответствии с постановлением главы администрации МО Ответчику было разрешено вести работы по проектированию, а затем и по прокладке линии электропередач и строительству ТП.
Указанная подстанция строилась на денежные средства жителей поселка. Каждый вновь подключаемый к построенным электрическим сетям житель вносил частичную компенсацию затрат в строительство сетей.
12 февраля 2007 года Ответчик заключил договор энергоснабжения с ОАО "Янтарьэнерго", а в марте 2007 года ТП была введена в эксплуатацию.
По устной договоренности Ответчик присоединил в качестве субабонентов жителей к указанной подстанции, взимая с них плату за электроэнергию по тарифам, установленным на общих собраниях жителей поселка. При этом каких-либо соглашений с жителями поселка о тарифах и о стоимости предоставляемых услуг по электроснабжению Ответчик не заключал.
Тариф для граждан в размере 2,04 руб./кВт/час также был согласован и установлен Ответчиком на общем собрании жителей 08 марта 2010 года.
Для утверждения тарифов на электрическую энергию, а также на услуги по ее передаче, Ответчик в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не обращался.
3.3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Часть 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции устанавливает понятие товарного рынка: сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
В соответствии в пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии потребителям отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход.
3.4. Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области от 24.05.2010 года N ЛТ-14-12/07939 сведения в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей инспекции в отношении гр-на Х отсутствуют.
Принимая во внимание тот факт, что Ответчик не является индивидуальным предпринимателем, а значит и хозяйствующим субъектом, то его действия нельзя квалифицировать, как нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела N АМЗ-34/2010 о нарушении гр-ом Х антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель комиссии |
|
|
И.С. Арефьева |
Члены комиссии: |
|
|
Д.Е. Васейко |
|
|
|
|
|
|
|
Ю.А. Сидорова |
|
|
|
|
|
|
|
М.В. Доценко |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 22 июня 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016