Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/14785 (опубликовано 21 сентября 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:<_> в присутствии представителей заказчика - ОАО "Татспиртпром", в отсутствие представителя заявителя - ООО "Кубань Вес Агро", рассмотрев жалобу ООО "Кубань Вес Агро" на действия заказчика - ОАО "Татспиртпром" при проведении аукциона N31502627966 на предмет: "Весы автомобильные электронные", установила:
Извещение о проведении аукциона N31502627966 на предмет: "Весы автомобильные электронные" размещено на официальном сайте Российской Федерации zakupki, gov.ru - 03.08.2015 года.
Заказчик - ОАО "Татспиртпром".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 747 000,00 рублей.
В своей жалобе заявитель сообщил, что заказчиком не указаны даты начала и окончания подачи заявок, заказчиком не опубликованы разъяснения на запрос заявителя, в документации указан конкретный производитель товара, а также, в жалобе указано о том, что второй участник закупки применяет шантаж к заявителю.
Представители заказчика - ОАО "Татспиртпром" с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения по существу жалобы.
Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе, частично обоснованными, ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, генеральным директором ОАО "Татспиртпром" 20.12.2013 г. утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Татспиртпром".
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках, документация о закупке заказчика не содержит информации о начале подачи заявок на участие.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В документации заказчика установлено требование о поставке комплекта оборудования "ВА100-24,0-3" цифровая система измерений.
Вместе с тем, ни Положением о закупке заказчика, ни Законом о закупках не установлена необходимость сопровождения товарных знаков словами "или эквивалент".
Таким образом, единый порядок проведения закупки устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупке и стимулирования такого участия, эффективного использования средств источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок и иных целях.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Кроме того, согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках, изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Довод заявителя об отсутствии опубликованных разъяснений на запрос является несостоятельным, поскольку документов, подтверждающих направление официального запроса о разъяснении, в том числе через электронную торговую площадку, заявителем представлено не было. Кроме того, заявитель обращался за разъяснением к заказчику, на электронную почту заказчика и получил ответ. Иных официальных запросов о разъяснении направлено не было.
Довод о шантаже со стороны другого участника не может быть предметом рассмотрения данного дела, поскольку согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
Таким образом, рассмотрения жалоб на участников закупки другим участником не входит в полномочия антимонопольного органа.
Кроме того, действия по шантажу лиц могут быть рассмотрены в рамках уголовного законодательства РФ.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы по существу, заказчиком 09.09.2015 г. внесены изменения (дополнения) в закупочную документацию и вышеуказанные нарушения устранены, Комиссия пришла к выводу предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Кубань Вес Агро" на действия заказчика - ОАО "Татспиртпром" при проведении аукциона N31502627966 на предмет: "Весы автомобильные электронные" частично обоснованной.
Признать заказчика - ОАО "Татспиртпром" нарушившим части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы по существу, заказчиком 09.09.2015 г. внесены изменения (дополнения) в закупочную документацию и вышеуказанные нарушения устранены, Комиссия пришла к выводу предписание не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы жалобы должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/14785 (опубликовано 21 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016