Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 23 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 71 возбужденное по признакам нарушения Советом Кочубеевского муниципального района Ставропольского края части 1 статьи 15, частей 1 и 3 статьи 17.1 и статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании поручения Прокуратуры Ставропольского края Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю проведена проверка по статье "Жизнь идет. Зигзагами", опубликованной в "Открытой" газете 16.03.2010 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что утвержденное решением Совета Кочубеевского муниципального района Положение об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, находящимся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - Положение) допускало возможность предоставления муниципального имущества без проведения торгов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На рассмотрение дела представители Совета Кочубеевского района представили истребованные материалы и письменные объяснения. Дополнительно пояснили следующее.
16.06.2010 года Советом Кочубеевского муниципального района принято решение N 250 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета Кочубеевского муниципального района от 24.09.2009 года N 187 "Об утверждении Положения об управлении муниципальным имуществом, находящимся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края", в соответствии с которым пункт 10.5 Положения изложен в новой редакции, а пункты 10.6, 10.7 и 10.8, с целью недопущения ограничения конкуренции органами местного самоуправления, исключены полностью.
В связи с этим, при принятии решения просим учесть факт добровольного устранения Советом Кочубеевского муниципального района нарушения антимонопольного законодательства и отсутствия последствий ограничения свободы экономической деятельности.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы и выслушав объяснения представителей Совета Кочубеевского района Ставропольского края, установила следующее.
Решением Совета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 24.09.2009 года N 187 утверждено Положение об управлении муниципальным имуществом, находящимся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
Главой 10 Положения определен порядок предоставления муниципального имущества во временное владение и пользование гражданам и юридическим лицам.
Согласно пункта 10.5 Положения (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений решением N 250 от 16.06.2010 года), договоры аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, заключаются этими предприятиями самостоятельно в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Пунктом 10.8 Положения было определено, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключаются Отделом на основании соответствующих решений Совета Кочубеевского муниципального района.
Соответственно, пункты 10.5 и 10.8 Положения допускали возможность предоставления муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование без проведения торгов, на основании решений Совета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края либо по самостоятельному решению муниципального унитарного предприятия.
На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.
Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Предусмотренные исключения в отношении порядка предоставления муниципального имущества установлены статьей 19 Закона о защите конкуренции, на основании которой в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления муниципальные преференции могут предоставляться в целях:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социальной защиты населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.
Данный перечень является закрытым, возможность его расширительного толкования не допускается. При этом статьей 20 Закона о защите конкуренции определен порядок предоставления муниципальной преференции.
Муниципальной преференцией является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставление муниципальных преференций осуществляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Указанное требование обусловлено влиянием преференций на состояние конкуренции: в большинстве случаев лицо, получившее преференцию, может получить внеконкурентные преимущества, что, в свою очередь, приведет к ущемлению прав и законных интересов других участников экономической деятельности.
В связи с этим, на антимонопольный орган возложена обязанность при рассмотрении проекта решения оценивать влияние предлагаемой преференции на состояние конкуренции. В случае, если в ходе согласования проекта решения будет установлено, что предоставление такой преференции может привести к ограничению конкуренции, антимонопольный орган принимает решение об отказе в согласовании предоставления такой преференции.
В рассматриваемом случае пункт 3.5 Положения допускал возможность предоставления муниципальных преференций без согласования с антимонопольным органом на основании самостоятельного решения администрации Кочубеевского муниципального района, что позволяло не применять при выделении земельных участков положения статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, направленные на защиту интересов всех хозяйствующих субъектов и обеспечение им равных условий осуществления своей деятельности.
Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
На основании части 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Системный анализ приведенных норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора на торгах свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Исключение из данного правила установлено статьей 19 Закона о защите конкуренции, но в таком случае решение о предоставлении муниципального имущества в порядке преференции подлежит обязательному согласованию с антимонопольным органом.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и является прямым нарушением требований части 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 15, частей 1 и 3 статьи 17.1 и статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что Совет Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, приняв решение от 24.09.2009 года N 187 "Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, находящимся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края", допустил нарушение требований части 1 статьи 15, частей 1 и 3 статьи 17.1 и статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Указанные выводы Комиссии дополнительно подтверждаются письменными объяснениями главы Кочубеевского муниципального района, в которых Совет признает имевший место факт нарушения требований антимонопольного законодательства при принятии указанного Положения.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в связи с принятием Советом Кочубеевского муниципального района решения N 250 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета Кочубеевского муниципального района от 24.09.2009 года N 187 "Об утверждении Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом, находящимся в собственности Кочубеевского муниципального района Ставропольского края", на момент рассмотрения дела и принятия решения допущенное нарушение Советом Кочубеевского муниципального района Ставропольского края устранено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
Признать Совет Кочубеевского муниципального района Ставропольского края нарушившим требования части 1 статьи 15, части 1 и 3 статьи 17.1 и статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с добровольным устранением нарушения, производство по делу
N 71 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016