Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 24 июня 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии -
члены комиссии -
рассмотрев дело N 6481/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Фе-дерации о рекламе по факту распространения рекламы "Ноутбук в подарок. Ё лайт", размещенной в журнале "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 (486) за 2010 год, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекла-ме, - открытого акционерного общества "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотеле-коммуникационных систем" (далее - ООО "СМАРТС"), расположенного по адресу: 443013, г. Сама-ра, ул. Дачная, д. 2, корпус 2, -);
заинтересованного лица, - закрытого акционерного общества "Телесемь в Ульяновске" (да-лее - ЗАО "Телесемь в Ульяновске"), расположенного по адресу: 432026, г. Ульяновск, ул. Октябрь-ская, д. 43а, установила:
На 85-й странице еженедельника "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 (486) за 2010 год размещена реклама "Ноутбук в подарок. Ё лайт", в которой содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 1 ст. 9 Федерального закона "О рекламе" (служебная записка N 249 от 02.06.2010).
Ульяновским УФАС России определением от 04.06.2010 возбуждено дело N 6481/05-2010 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в каче-стве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, при-влечено ОАО "СМАРТС", в качестве заинтересованного лица - ЗАО "Телесемь в Ульяновске". Рас-смотрение дела назначено на 24.06.2010.
В письменных пояснениях ОАО "СМАРТС" (вх. N4840 от 22.06.2010 и N4912 от 24.06.2010) и на рассмотрении дела 24.06.2010 представителем общества пояснено, что между ОАО "СМАРТС", в лице филиала "СМАРТС-Ульяновск-GSM", и ЗАО "Телесемь в Ульяновске" заключен договор N 07 от 08.02.2010 на размещение рекламы, в соответствии с которым в журнале "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 (486) за 2010 год размещена реклама "Ноутбук в подарок. Ё лайт". Оригинал-макет рекламы изготовлен ОАО "СМАРТС" в полном объеме и в готовом виде предоставлен для размеще-ния в еженедельнике "Антенна - Телесемь. Ульяновск". При разработке рекламы не указывались ин-формация об операторе сотовой связи, условия относительно совершения местных вызовов с тариф-ного плана "Ё лайт", а также условия проведения стимулирующего мероприятия (розыгрыш ноутбу-ка), так как специалисты ОАО "СМАРТС" посчитали, что информации размещенной на сайте обще-ства в сети Интернет достаточно. На момент рассмотрения дела распространение рекламы "Ноутбук в подарок. Ё лайт" ОАО "СМАРТС" прекращено.
В письменном пояснении (вх. N4864 от 23.06.2010) и 24.06.2010 на рассмотрении дела пред-ставитель ЗАО "Телесемь в Ульяновске" пояснил, что согласно п. 2.6.1 договора N 07 от 08.02.2010 на размещение рекламы, заключенного обществом с ОАО "СМАРТС", рекламодатель (ОАО "СМАРТС") предоставил оригинал-макет рекламы, а рекламораспространитель согласно п.п. 2.1.1 и 2.1.4 договора подготовил рекламу в соответствии с оригинал-макетом и предоставил рекламодателю подготовленную рекламу на утверждение до выхода в печать. На момент рассмотрения дела распро-странение рекламы "Ноутбук в подарок. Ё лайт" прекращено.
Исследовав материалы дела N 6481/05-2010, заслушав пояснения представителей лиц, участ-вующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ОАО "СМАРТС" "Ноутбук в подарок. Ё лайт", размещенную на 85-й странице журнала "Антенна - Телесемь. Улья-новск" N 18 (486) за 2010 год, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России обнаружен факт распространения в еженедельнике "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 (486) за 2010 год на 85-й странице информации следующего содержания:
"Ноутбук в подарок
Ё лайт GPRS 1 руб/1 Mb
Весна идёт. Освежись с "ё лайт"! Ты разговорчивый, активный и у тебя много друзей Тогда это клёвое предложение для тебя! Подключись на тарифный план "ё лайт" и общайся всего за 10 копеек с абонентами всех операторов связи Ульяновской области! Тариф "ё лайт" - это 10 копеек на все вызовы по Ульяновской области.
Главная "Фишка" "ё лайт":
Принять участие в апрельской акции "Легкий Приз" и выиграть Ноутбук Lenovo IdeaPad S10-2-3G.
Посели (Ё) в ноутбуке своЁм!
Подробности на сайте www.yo73.ru. Телефон 744-555".
Информация сопровождается пометкой: "Лицензировано. Реклама".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" приведенная информация является рекламой, объектами рекламирования в которой выступают тарифный план "Ё лайт", звонки по 10 копеек по Ульяновской области, услуги GPRS по тарифу 1 рубль за 1 Мегабайт информации, а также стимулирующее мероприятие - акция "Легкий Приз".
Тарифный план "Ё" введен в коммерческую эксплуатацию в филиале "СМАРТС-Ульяновск-GSM" ОАО "СМАРТС" с 19.10.2009 приказом генерального директора общества N 468 от 13.10.2009.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе "Ноутбук в подарок. Ё лайт" утверждается, что местные вызовы на мобильные телефоны операторов связи Ульяновской области с тарифного плана "Ё лайт" тарифицируются по 10 копеек. Однако, абоненты тарифного плата "Ё лайт" могут общаться по 10 копеек с абонентами всех операторов связи Ульяновской области, если в текущие сутки общая продолжительность совершенных местных вызовов по Ульяновской области внутри сети, на мобильные телефоны операторов GSM, а также на номера телефонов общего пользования достигла 5 минут. После этого вызовы тарифицируются по десять копеек до момента, когда общая продолжительность вызовов в текущие сутки достигнет 30 минут.
Получение услуги GPRS по тарифу 1 рубль за 1 Мегабайт информации возможно также в случае, если в текущие сутки общая продолжительность совершенных местных вызовов по Ульяновской области внутри сети, на мобильные телефоны операторов GSM, а также на номера телефонов общего пользования достигла 5 минут, при условии приобретения пакета "GPRS-Internet" за 100 рублей. В рекламе данные существенные условия умалчиваются.
Кроме того, в рекламе не указан оператор сотовой связи, предоставляющий услуги по тарифному плану "Ё лайт", что также вводит потребителей рекламы в заблуждение. Из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что абоненты любых операторов сотовой связи имеют возможность подключиться к тарифному плану "Ё лайт".
Таким образом, в рекламе отсутствуют существенные условия относительно вызовов по Ульяновской области по 10 копеек и услуг GPRS для абонентов, подключившихся к тарифному плану "Ё лайт", а также лица, оказывающего услуги связи, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела N 6481/05-2010 также установлено, что в рекламе "Ноутбук в пода-рок. Ё лайт" отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия "Легкий Приз".
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием в которых яв-ляется приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого меро-приятия.
В рассматриваемой рекламе сообщается о стимулирующем мероприятии, в котором разыгры-вается ноутбук "Lenovo IdeaPad S10-2-3G". Условием участия в мероприятии является подключение на тарифный план "Ё лайт" при использовании любой платной услуги оператора связи и сохранении положительного баланса на счете. Однако сроки проведения стимулирующего мероприятия в рекла-ме не указаны.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за на-рушение ч. 7 ст. 5 и п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, а рекламораспространитель - за нару-шение п. 1 ст. 9 закона.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготови-тель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рек-ламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем и издателем журнала "Антенна - Телесемь. Ульяновск" (свидетельство ПИ N ТУ 73-00106 от 27.11.2009) является ЗАО "Телесемь в Ульяновске".
Реклама "Ноутбук в подарок. Ё лайт" в еженедельнике размещена по договору N 07 от 08.02.2010 на размещение рекламы (приложение N 03 от 12.04.2010), заключенного между ЗАО "Телесемь в Ульяновске" (рекламораспространитель) и ОАО "СМАРТС", в лице филиала "СМАРТС-Ульяновск-GSM" в г. Ульяновске (рекламодатель).
Содержание рекламы определено ОАО "СМАРТС".
ЗАО "Телесемь в Ульяновске" и ОАО "СМАРТС" подписан акт N 00000426 от 21.04.2010 сдачи-приемки оказанных услуг по размещению рекламы в журнале "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 за 21.04.2010.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ОАО "СМАРТС", а рекламорас-пространителем - ЗАО "Телесемь в Ульяновске".
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и п. 1 ст. 9 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Феде-рального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рас-смотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федера-ции от 17.08.2006 N 508, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу "Ноутбук в подарок. Ё лайт" открытого акционерного общества "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем", размещенную в журнале "Антенна - Телесемь. Ульяновск" N 18 (486) за 2010 год, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, по-скольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федераль-ной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07.07.2010.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном стать-ей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016