Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 18 сентября 2015 г. N 40-А-15
Резолютивная часть оглашена 11 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 18 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Лебедева К.А. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;
Члены комиссии: Чиж Д.А. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Марова О.О. - специалист-эксперт отдела АЗР;
Тукачева А.А. - главный специалист-эксперт отдела АЗР;
в присутствии Главы Администрации Балыксинского сельсовета, рассмотрев материалы дела N 40-А-15, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Балыксинского сельсовета части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договора N 1 безвозмездного использования бульдозера ДЗ-171 от 01.01.2015 г. без проведения процедуры торгов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту - Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение Прокуратуры Аскизского района о нарушении Администрацией Балыксинского сельсовета части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды муниципального имущества с ООО "ДСП N 2005" без проведения процедуры торгов.
В связи с этим, 13 августа 2015 года Хакасским УФАС России возбуждено дело N 40-А-15 в отношении Администрации Балыксинского сельсовета по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии Представитель Ответчика пояснил, что с целью осуществления деятельности по уборке и очистке дорог от снега на территории муниципального образования, Администрации необходимо было заключить соответствующий договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности. В связи с этим, Администрацией заключен договор подряда с ООО "ДСП N 2005". Представитель Ответчика не отрицал того факта, что договор безвозмездного пользования бульдозером заключен без проведения торгов. Администрацией процедура торгов не проводилась в связи с тем, что своими силами организации не согласились бы за предлагаемую плату осуществлять уборку снега на территории муниципального образования, находящегося на значительном от них расстоянии. В настоящее время переданный бульдозер не востребован, по причине отсутствия необходимости его эксплуатации и стоит в гараже Администрации. Договор безвозмездного пользования по настоящее время не расторгнут.
При рассмотрении настоящего дела, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
01.01.2015 г. между Администрацией Балыксинского сельсовета и ООО "ДСП N 2005" заключен договор N 1 безвозмездного использования бульдозера ДЗ-171.
Предметом данного договора являлась передача Администрацией Балыксинского сельсовета в безвозмездное пользование ООО "ДСП N 2005" Бульдозера ДЗ-171, цвет желтый, 1991 года выпуска. Согласно текста вышеуказанного договора, срок его действия установлен с момента подписания и до 31.12.2015 г.
В настоящее время договор N 1 безвозмездного использования бульдозера ДЗ-171 01.01.2015 г. является действующим, сторонами не расторгнут.
Договор N 1 безвозмездного использования бульдозера ДЗ-171 от 01.01.2015 г. заключен Администрацией Балыксинского сельсовета с ООО "ДСП N 2005" в том числе для выполнения работ по очистке дорог от снега и снежных валов по ранее заключенным с ООО "ДСП N 2005" договорам подряда N 21, N 22 N 23 и N 24 от 01.02.2015 г. и 01.03.2015 г.
Процедура торгов до заключения вышеуказанного договора безвозмездного пользования Администрацией Балыксинского сельсовета не проводилась.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров безвозмездного использования, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет собственнику право совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
На основании части 2 статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Системный анализ приведенных выше норм права в совокупности со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности заключения договора на торгах свидетельствует об установленном законодательством о защите конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.
Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной помощи приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества.
В свою очередь, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Как установлено Комиссией и не отрицается Представителем Ответчика, Администрацией Балыксинского сельсовета муниципальное имущество - Бульдозера ДЗ-171, цвет желтый, 1991 года выпуска, было передано конкретному хозяйствующему субъекту - ООО "ДСП N 2005" без проведения процедуры торгов.
В связи с этим, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией Балыксинского сеольсовета часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, а именно о прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт г) пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Как пояснил Представитель Ответчика, в настоящее время спорный Бульдозер ДЗ-171 стоит в гараже Администрации Балыксинского сельсовета.
Комиссией установлено, что по состоянию на дату принятия настоящего решения Договор N 1 безвозмездного использования бульдозера от 01.01.2015 г., заключенный между Администрацией Балыксинского сельсовета и ООО "ДСП N 2005" является действующим и не расторгнут сторонами.
Кроме того, Представителем Ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем возврате муниципального имущества - Бульдозера ДЗ-171, цвет желтый, 1991 года выпуска, ранее переданного по указанному договору безвозмездного пользования.
В связи с этим Комиссия считает необходимым выдать Администрации Балыксинского сельсовета предписание об устранении последствий нарушения действующего антимонопольного законодательства, для чего принять меры по возврату муниципального имущества - Бульдозера ДЗ-171, цвет желтый, 1991 года выпуска, ранее переданного ООО "ДСП N 2005" по рассматриваемому договору безвозмездного пользования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать Администрацию Балыксинского сельсовета нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения с ООО "ДСП N 2005" договора N 1 безвозмездного использования бульдозера ДЗ-171 от 01.01.2015 г. без проведения процедуры торгов;
Выдать Администрации Балыксинского сельсовета предписание об устранении последствий нарушения действующего антимонопольного законодательства, для чего принять меры по возврату муниципального имущества - Бульдозера ДЗ-171, цвет желтый, 1991 года выпуска, ранее переданного ООО "ДСП N 2005" по договору N 1 безвозмездного пользования от 01.01.2015 г.
Председатель комиссии: К.А. Лебедева
Члены комиссии: Д.А. Чиж
О.О. Марова
А.А. Тукачева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18 сентября 2015 г. N 40-А-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016