Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 14 сентября 2015 г. N 01/23469
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2015 года
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К01-149/14 о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело N К01-149/14, возбужденное по заявлению вх. N 19620 от 26.08.2014 г., вх. N 24160 от 20.10.2014 г. по признакам нарушения ООО "Петергоф" (198510, г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Аврова, д. 2, лит. А, ИНН 7819310720, ОГРН 1097847128500) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступили заявления (далее - Заявитель 1), (далее - Заявитель 2) с просьбой признать действия ООО "Петергоф" (далее - Ответчик) по размещению рекламной конструкции с ненадлежащей информацией актом недобросовестной конкуренции.
Согласно документам и информации, в том числе фотоматериалам, представленными Заявителями, ООО "Петергоф", не обладая статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, разместило на территории ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовская межрайонная больница им. Н.И. Юдченко" по адресу: г. Ломоносов, ул. Еленинская, д. 13 конструкцию, в тексте которой указало, что является "специализированной службой Санкт-Петербурга и Ленинградской области по вопросам похоронного дела". Стенд с аналогичным текстом установлен и у входа в офисное здание ООО "Петергоф" со стороны ул. Костылева, на земельном участке г. Ломоносов. На рекламных конструкциях ООО "Петергоф" в том числе указан перечень услуг, осуществляемых ООО "Петергоф" на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (вывоз тел умерших в морг с территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области специализированным транспортом, захоронение тел умерших на кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оформление кремации и доставка умершего в крематорий без сопровождения близких с доставкой урны по адресу заказчика, транспортные ритуальные услуги, в том числе груз 200, предоставление персонального профессионального ритуального агента, установка оград, памятников и других надмогильных сооружений.
Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению Заявителей, выразилось в действиях Ответчика, который, не обладая статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, намеренно вводит в заблуждение потребителей ритуальных услуг, что является актом недобросовестной конкуренции.
Заявителем 1 в дополнениях к жалобе в материалы дела N К01-149/14 представлены фотоматериалы рекламных сообщений ООО "Петергоф" от 05.02.2015 г., согласно которым Ответчик оказывает ритуальные услуги с указанием номеров телефонов (рекламное сообщение расположено на внешней стороне двери "Магазина ритуальных услуг" на территории ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовская межрайонная больница им. Н.И. Юдченко"), является "специализированной службой Санкт-Петербурга и Ленинградской области по вопросам похоронного дела" (баннер с рекламой на территории г. Ломоносов, со стороны ул. Костылева).
2. Позиция Ответчика изложена в письме от 05.06.2015 г. вх. N 12242, и заключается в следующем.
По мнению Ответчика, рекламные конструкции ООО "Петергоф" на территории ГБУЗ "Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко" и земельном участке в г. Ломоносов со стороны ул. Костылева отсутствуют. Кроме того, Ответчиком в материалы дела N К01-149/14 представлены фотоматериалы, согласно которым Ответчик при осмотре ул. Костылева в г. Ломоносов на предмет поиска рекламной конструкции, принадлежащей ООО "Петергоф", обнаружил рекламную конструкцию ООО "Исток", расположенную напротив здания морга, с указанием полного спектра ритуальных услуг (вывоз умерших в морг с территории Ломоносовского района специализированным транспортом, захоронение умерших, установка оград, памятников и других надмогильных сооружений, помощь в захоронении на кладбищах Санкт-Петербурга, оформление кремации и доставка умершего в крематорий без сопровождения близких, транспортные ритуальные услуги, доставка и/из других регионов РФ специализированным транспортом).
Ответчик в письме от 05.06.2015 г. вх. N 12242 указывает, что Заявитель-1 по настоящему делу так же является генеральным директором ООО "Исток", которое так же как и ООО "Петергоф" предоставляет ритуальные услуги населению на территории ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовская межрайонная больница им. Н.И. Юдченко".
Кроме того, Ответчик указывает, что действия Заявителя-1 по подаче заявления в Санкт-Петербургское УФАС России направлены исключительно на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. В том числе в рекламной конструкции ООО "Исток" указывает, что является "специализированной службой по вопросам похоронного дела Ломоносовского муниципального района Ленинградской области".
3. ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовская межрайонная больница им. Н.И. Юдченко" в письме от 01.04.2015 г. N 01-22/860 указало, что стенд с информацией ООО "Петергоф" на территории больницы не обнаружен. В связи с этим, больницей в материалы дела N К01-149/14 были представлены приказ N 14 от 13.01.2015 г. "О создании Комиссии по осмотру территории ГБУЗ ЛО "Ломоносовская МБ" на наличие стенда с информацией ООО "Петергоф" и Акт от 16.01.2015 г., согласно которому стенд с информацией ООО "Петергоф" на территории не обнаружен.
4. Рассмотрев материалы дела N К01-149/14 и заслушав доводы лиц, участвующих в деле N К01-149/15, Комиссий выявлено следующее.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 г. (далее - Закон о погребении), органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 2 ст. 25 Закона о погребении).
Согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 г. N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" организация похоронного дела в Санкт-Петербурге осуществляется Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением от 07.03.2006 г. N 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление) утвердила два Положения, которыми установлены правила организации похоронного дела в Санкт-Петербурге. В соответствии с Постановлением, в Санкт-Петербурге лицами, оказывающими ритуальные услуги, являются две специализированные службы: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги"
Таким образом, в настоящее время Санкт-Петербургское указанные две специализированные службы являются единственными учреждениями в Санкт-Петербурге обладающими статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Ленинградской области относится к полномочиям органов местного самоуправления.
ООО "Петергоф", зарегистрированное по адресу: 198510, г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Аврова, д. 2, лит. А, не является специализированной службой по вопросам похоронного дела созданной органами власти Санкт-Петербурга или органов местного самоуправления на территории Ленинградской области. Размещение сведений о том, что ООО "Петергоф" является специализированной службой Санкт-Петербурга и Ленинградской области по вопросам похоронного дела в рекламной конструкции вводит в заблуждение потребителей ритуальных услуг и может принести Ответчику конкурентное преимущество перед хозяйствующими субъектами конкурентами.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав
(злоупотребление правом), в том числе не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
В соответствии со п. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них ограничиваются возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции, недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет
на недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут принести убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Согласно положениям статьи 10 bis Конвенция по охране промышленной собственности (Париж 20 марта 1883 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
Заявитель - 1 является генеральным директором ООО "Исток", которое, согласно выписке из ЕГРЮЛ, осуществляет свою деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ним услуг (код по ОКВЭД 93.03), в том числе розничную торговлю похоронными принадлежностями (код по ОКВЭД 52.48.34).
Ответчик, согласно Уставу общества и выписке из ЕГРЮЛ, осуществляет резку, обработку и отделку камня для памятников (код по ОКВЭД 26.70.2), в том числе розничную торговлю похоронными принадлежностями (код по ОКВЭД 52.48.34).
ООО "Исток" и ООО "Петергоф" предлагают широкий спектр ритуальных услуг для потребителей.
Таким образом, ООО "Исток" и Ответчик являются конкурентами на рынке ритуальных услуг.
Действия Ответчика по размещению информации о том, что ООО "Петергоф" является специализированной службой по вопросам похоронного дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области содержали недостоверные сведения, противоречили обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Такие действия запрещены частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
В материалах дела N К01-149/14 представлена информация, что на момент принятия решения по делу N К01-149/15 конструкция ООО "Петергоф" с недостоверной информацией на территории ГБУЗ Ленинградской области "Ломоносовская межрайонная больница им. Н.И. Юдченко" отсутствует (демонтирована).
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства ООО "Петергоф" устранено в добровольном порядке.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, решила:
1. Признать в действиях ООО "Петергоф" нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Закона о конкуренции, выразившееся размещении недостоверной информации о том, что общество является "специализированной службой по вопросам похоронного дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области".
2. Признать в действиях ООО "Петергоф" нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о конкуренции, выразившееся во введении в заблуждение потребителей ритуальных услуг в части размещения недостоверной информации о том, что общество является специализированной службой по вопросам похоронного дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
3. Прекратить рассмотрение дела N К01-149/14 в связи с добровольным устранением ООО "Петергоф" нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела N К01-149/15 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Исток".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2015 г. N 01/23469
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016