Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 18 сентября 2015 г. N 06-04/8494
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
"_"
при участии представителей:
Заказчика - АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики:
"_"
Заявителя ООО "ПСК "Империя": "_"
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии обратилось ООО "ПСК "Империя" с жалобой на неправомерные действия закупочной комиссии АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды для инвалидов в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" (изв.31502657750) (далее - открытый аукцион).
В жалобе ООО "ПСК "Империя" сообщает о неправомерных действиях единой комиссии заказчика, выразившихся в неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие опыта работ, соответствующих предмету аукциона (создание безбарьерной среды для инвалидов).
В заседании комиссии представитель АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее - АУ ДО "СДЮСШОР N3 Минспорта Чувашии) нарушение не признал. Пояснил, что единой комиссией рассмотрены заявки на соответствие требованиям Положения о закупке и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Основанием для отклонения заявки послужило не представление сведений о соответствии дополнительным квалификационным требованиям участника закупки.
С учетом указанных обстоятельств, представитель АУ ДО "СДЮСШОР N3 Минспорта Чувашии считает жалобу ООО "ПСК "Империя" не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке. Порядок обжалования процедуры торгов и процедуры заключения договора установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) определен порядок закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Организация закупочной деятельности Заказчика определяется Положением о закупке товаров, работ услуг АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, утвержденным наблюдательным советом АУ ДО "СДЮСШОР N3" от 30.04.2015 г. (далее - Положение о закупке).
Согласно Положению о закупке под аукционом подразумеваются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
АУ ДО "СДЮСШОР N3" 12.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды для инвалидов в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" (изв.31502657750) и аукционная документация.
На момент окончания срока подачи заявок, заказчику поступило 4 заявки. По итогам рассмотрения заявок аукционной комиссией принято решение, об отклонении всех заявок, в том числе заявки N1 (ООО "ПСК "Империя"), и о признании аукциона несостоявшимся, что отражено в протоколе рассмотрения заявок от 03.2015 г.
Согласно вышеуказанному протоколу Заявка N1 не допущена до участия в электронном аукционе в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие опыта работ, соответствующих предмету аукциона (создание безбарьерной среды для инвалидов). В представленных участником закупки исполненных контрактах отсутствуют сведения, подтверждающие опыт работ в соответствии с требованиями свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Не представлена декларация об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.6.4 Положение установлено, что Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, которые должны быть выражены в измеряемых единицах, а именно:
-наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;
- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
Согласно пункту 4.2 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 11 Информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены дополнительные квалификационные требования: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора, - положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг, - наличие опыта осуществления выполнения работ - контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 80 % от начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка. Копии ранее исполненных контрактов, договоров и актов выполненных работ.
Подпунктом б) пункта 9 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование к содержанию заявки. Согласно данному требованию заявка должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в аукционной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки.
При этом, как установлено Комиссией, виды работ, по которым должны предоставляться документы, подтверждающие наличие опыта работы, Заказчиком не установлены.
Следовательно, действия Комиссии по отклонению участников закупки от участия в аукционе, в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие опыта работ, перечень которых заказчиком не установлен, Комиссия Чувашского УФАС России считает неправомерными, и нарушающими часть 10 статьи 4 Закона о закупках.
С учетом данного обстоятельства довод заявителя о неправомерном отклонении его заявки, Комиссия Чувашского УФАС России признает обоснованным.
Подпунктом 5 пункта 11 Информационной карты аукционной документации в качестве требования к участникам закупки установлено условие отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
Как определено пунктом 3.6.3 Положения, Заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа установлено подпунктом 5 пункта 11 Информационной карты аукционной документации.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N1211.
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062.
Таким образом, действие данных реестров обозначено временем и основаниям их ведения. Из чего следует, что вышеуказанные реестры отличаются по своему составу.
Следовательно, предоставление в составе заявки декларации об отсутствии ООО "ПСК "Империя" в предусмотренном Федеральным законом N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей является недостаточным и соответственно не свидетельствует об исполнении требования аукционной документации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа, в связи с чем, такая заявка подлежала отклонению.
Таким образом, довод заявителя о предоставлении сведений, подтверждающих отсутствие сведений о нем в реестре недобросовестных поставщиков, Комиссия Чувашского УФАС России признает необоснованным.
Вместе с тем, согласно статье 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, осуществляются в соответствии с данным законом в следующих целях:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Целью закупки является реализация мероприятий государственной программы "Доступная среда", направленной на создание универсальной безбарьерной среды для инвалидов.
Рассматриваемая закупка финансируется за счет денежных средств, выделенных из федерального бюджета на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы в рамках подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" и субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятие "Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", проводимое в рамках государственной программы "Доступная среда" государственной программы Чувашской Республики "Социальная поддержка граждан" на 2012-2020 годы, согласно заключенным соглашениям с Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики N50 от 23.06.2015 и N58 от 14.07.2015.
Таким образом, осуществление процедуры закупки по реализации мероприятий по созданию универсальной безбарьерной среды для инвалидов в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" необходимо было осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении закупки, в нарушение положений части 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, предусматривающих особенности осуществления закупок автономными учреждениями.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия признает жалобу ООО "ПСК "Империя" обоснованной в части. В связи с тем, что данный аукцион, согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.09.2015 признан несостоявшимся, по причине отклонения заявок всех участников закупки, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПСК "Империя" обоснованной в части.
2. Признать Заказчика - АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
нарушившим часть 10 статьи 4 Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", часть 6 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Рекомендовать АУ Чувашской Республики дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N3" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики осуществить организацию проведения закупки по процедурам определения исполнителя, установленным Законом о контрактной системе.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 18 сентября 2015 г. N 06-04/8494
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016